МОСКВА, 27 апреля 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Агентство массовых страховых коммуникаций "АМСКОМ" представляют данные об отношении россиян к страховым компаниям.
В розничном страховании наступил определенный этап, который позволяет подвести некоторые итоги достаточно бурного развития рынка за последние годы. Несомненно, драйвером этого роста стало ОСАГО. Российские страховые компании постарались воспользоваться благоприятной ситуацией для привлечения большого количества новых страхователей и расширить полученный портфель за счет увеличения продаж добровольных видов страхования. Одновременно, многими игроками делались попытки закрепить свои позиции на рынке за счет усиления отдачи от раскрутки брэндов. По разным оценками лидеры рынка тратили в последние годы от 3 до 10 миллионов в год долларов на рекламу.
Чего удалось в результате добиться страховщикам? Главный итог – только три компании достаточно известны в национальном масштабе. Причем двое из них Росгосстрах и Ингосстрах во многом эксплуатируют символический капитал еще советских времен. Единственная компания, которой удалось достичь достаточной известности с нуля – Росно. Данный факт подтверждают результаты опроса проведенного ВЦИОМ. На вопрос «назовите страховые компании, которые вам известны» самым популярным ответом среди респондентов, которые вспомнили хотя бы одну компанию, был Росгосстрах – 34%, на втором – РОСНО – 18%, а замыкает тройку лидеров Ингосстрах набравший 12%. Очевидно, что многие граждане продолжают воспринимать Росгосстрах как государственную компанию. Не удивительно, что без подсказки почти 10% россиян называют несуществующую компанию Госстрах. В Москве и Санкт-Петербурге наибольшую известность получила страховая компания РОСНО, а в сельских районах и малых городах – Росгосстрах. Но не всегда знания соответствуют симпатиям и тем более конвертируются в реальное потребление предлагаемых услуг. Результаты ответов на вопрос «назовите страховые компании, про которые вы могли бы сказать: «Я отношусь к этой компании хорошо, ее название вызывает у меня теплые чувства и положительные эмоции»» не изменили тройку лидеров. Единственной компанией сумевшей с минимальным преимуществом преодолеть 10%-ый барьер оказалась Росгосстрах.
Как видно из графика каждый пятый респондент назвавший Росгосстрах пользовался ее услугами включая ОСАГО (22,3%) и только 13,7% без учета ОСАГО. У остальных компаний эти показатели куда более скромные.
Вообще, национальная черта, выраженная в очень сильной ориентации на патернализм государства особенно отчетливо проявляется в сфере страхования, где гарантии и надежность имеют ключевое значение. Россияне пока не склонны доверять международной системе страхования рисков, предпочитая традиционную ориентацию на государство в этой сфере. Только 8% россиян согласно ответам на вопрос «Вероятно, вы знаете, что сейчас государство гарантирует вклады населения в банки. Если бы такая же система гарантий создавалась для выплат возмещений страховыми компаниями, то что для вас было бы более надежно – гарантии со стороны российского государства или со стороны крупных иностранных страховых компаний?» считают, что гарантия иностранных компаний предпочтительней. Но большинство – 38%, отдают свое предпочтение гарантиям государства. Причем факторный анализ показал, что респонденты ориентирующиеся на государство в меньшей степени готовы к рискованному поведению в сфере финансов, а предпочитающие иностранные компании напротив принимают риск и ориентируются на извлечение максимального дохода от финансовых стратегий и им есть чем рисковать. Здесь налицо развилка, на которой оказалось российское страхование. Дальнейшее развитие может происходить или в сторону усиления роли государства (это может быть непосредственное участие в розничном бизнесе или опосредованное через государственные гарантии для страхователей). Другая альтернатива – приход иностранных компаний, которые будут продвигать собственные брэнды на рынке. Если говорить о перспективах развития рынка, то его массовость возможна только при активном участии государства. Иностранные компании, скорее всего, в большей степени будут ориентироваться (как и сегодняшние российские) на более высокие по доходам сегменты, развивая прежде всего страхование жизни. Что касается российских частных компаний, то им придется сделать непростой выбор: или сосредоточиться на обслуживании рисков собственников или выбирать между иностранным и государственным стратегическими партнерами.