МОСКВА, 7 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования о тунеядстве.
Работягам добро пожаловать, или Тунеядцам вход воспрещен |
В советской массовой культуре человек, уклоняющийся от общественно полезного труда и живущий за счет других, был кем-то вроде народного антигероя. Времена поменялись, а восприятие рассматриваемого явления — нет: слово «тунеядство» по-прежнему имеет в нашем обществе исключительно негативную коннотацию. В понимании россиян тунеядство — это своего рода форма девиантного поведения, для которой характерны сознательный отказ от трудовой деятельности, иждивенческие настроения и зачастую маргинальный образ жизни. Отсюда образ тунеядца как ленивого, эгоистичного, пассивного человека без жизненных целей и ориентиров, в котором едва ли возможно увидеть жертву сложных экономических обстоятельств.
Из вышесказанного нетрудно догадаться, что людей трудоспособного возраста, которые сознательно не работают, ждет общественное порицание. Однако им, вероятно, все и ограничится: применение формальных карательных мер в отношении тунеядцев сегодня находит слабую поддержку. В России до сих пор не сформировался консенсус относительно возвращения институционального наказания за уклонение от трудовой деятельности: как и десять лет назад, мнения россиян по этому вопросу разделились поровну. Скорее не поддерживают наши сограждане и наказание тунеядцев «рублем»: противников инициативы насчитывается почти вдвое больше, чем ее сторонников. Таким образом, при всей нелюбви к тунеядству россияне, по-видимому, осознают нецелесообразность метода кнута и скорее не готовы возложить ответственность за решение проблемы на государство. Вопрос эффективности «пряников» пока остается открытым…
Лишь бы (не) работать |
Россияне неоднократно называли работу одним из важнейших атрибутов повседневной жизни. И дело не только в материальных стимулах: мотивация к труду сохраняется и в случае гипотетической и реальной победы в лотерею. В ходе июньского опроса большинство россиян также заявили, что, будь у них возможность не работать, они бы от такой возможности отказались. Полученные данные еще раз свидетельствуют, что в России сложилось особое отношение к труду. Советский период заложил прочные основы трудового воспитания, отголоски которого сильнее всего доносятся до старших поколений. Если последние твердо придерживаются установки «кто не работает, тот не ест», то в молодежи больше отзывается мудрость «не работой единой…». Молодые люди более открыты и терпимы к альтернативным жизненным сценариям, в которых работа необязательно играет первостепенную роль. В частности, зумеры в 1,5-2 раза чаще представителей советских поколений признаются, что готовы не работать, будь у них такая возможность. И дело вовсе не в лени, а в иерархии жизненных ценностей. Не работать для зумеров не значит быть безответственным эгоистом, это скорее возможность занять себя чем-то другим — хобби, саморазвитием, спортом и пр. То есть выход на рынок труда у молодых людей может быть сопряжен со страхом утраты личной свободы, невозможностью найти время на себя и свои увлечения. В том числе поэтому сознательно неработающих россиян едва ли ждет порицание в молодежной среде; негативное отношение к тунеядцам, как и желание преследовать их по закону и даже штрафовать, растет с возрастом, достигая максимума среди закаленных трудом поколений (застоя и оттепели). Этим объясняется парадоксальное на первый взгляд наблюдение: более высокий уровень поддержки возвращения уголовной ответственности за тунеядство наблюдается среди неработающих россиян, состоящих преимущественно из представителей старшего поколения (пенсионеров).
Автор: Людмила Богомазова
«Строгие наказания россияне поддерживают больше, чем введение налога для сознательно не работающих граждан, поскольку они воспринимаются как символическое выражение общественного неодобрения – как средство устрашения и демонстрации принципов, которое не предполагает массового применения. Люди интуитивно видят в них справедливое воздаяние для «настоящих тунеядцев» – маргиналов или злостных дауншифтеров, а не для «временно неработающих». Налог же представляется конкретной мерой, способной затронуть каждого, что вызывает личную обеспокоенность. К тому же он выглядит как попытка государства заработать на проблеме, а не решить ее.
Главный риск обсуждаемой идеи – межпоколенческий раскол. Зумеры в три раза реже поддерживают наказание за тунеядство по сравнению с поколением оттепели, которое может рассуждать об этом явлении в знакомом культурном контексте времен своей молодости. Современные реалии трудового рынка – фриланс, самозанятость, креативная экономика – не укладываются в традиционные рамки «работа-безработица». Многие молодые люди работают неформально или проектно, что автоматически делает их потенциальными «тунеядцами» в глазах закона. Это означает постепенное снижение поддержки подобных мер со временем».
Перейти к странице эксперта