МОСКВА, 26 ноября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу «Четыре Лапы» представляет результаты опроса россиян о домашних животных.
Без кота жизнь не та! |
О домашних питомцах сняты фильмы, написаны книги, им посвящают стихи, их запечатлевают на картинах, о них снимают ролики в сети. И все потому, что они по праву играют важную роль в нашей жизни: утешают, учат, придают сил, веселят, становятся не только друзьями нашими меньшими, но и полноправными членами семьи.
Большинство россиян отмечают, что питомцы повышают качество жизни семьи: помогают пожилым людям справляться с одиночеством, снижают уровень стресса, избавляют от уныния и даже повышают интерес к благополучию района. Как россияне в целом, так и владельцы животных видят в питомцах и воспитательную ценность: уход за ними учит детей заботе, ответственности, эмпатии — навыкам, которые переносятся на отношения с людьми.
При этом, несмотря на обычно тесную эмоциональную связь между владельцем и питомцем, россияне уверены: наличие питомца не влияет на решение о рождении ребенка — 59% считают, что это никак не связано. То есть питомец воспринимается не как «замена», а как полноценный член семьи, живущий рядом, а не «вместо» ребенка.
Братья наши меньшие |
Домашние животные являются неотъемлемой частью большого числа российских семей: 70% россиян имеют одного или нескольких домашних питомцев. А четверо из десяти россиян (42%) хотят завести питомца в будущем, и чем младше возраст, тем скорее человек рассматривает возможность завести питомца в будущем.
Среди семей с детьми до 18 лет питомцы встречаются чаще, чем среди семей, где таких детей нет (78% и 66% соответственно). А легче всего нового питомца заводят те, у кого уже есть одно домашнее животное или был опыт их содержания, таких 63% россиян.
Традиционно самое популярное животное — кошка (79%), на втором месте собака (48%), причем чаще россияне предпочитают брать в семью собак малых пород (24%), чем крупных. Половина питомцев были куплены у заводчика, в зоомагазине (28%) или подарены друзьями или родственниками (22%). Треть питомцев (35%) были найдены хозяевами на улице, и только 8% были взяты из приюта или у волонтера. При этом россияне скорее доверяют заведомо более рискованному варианту: с улицы животных забирают в четыре раза чаще, чем берут из приютов. И этот вывод не столько про масштаб проблемы бездомных животных, сколько про недостаточную культуру приютов. С одной стороны, эмоциональные импульсы позволяют принимать решение взять домой питомца, с другой — очевидно, что информирование о приютах недостаточное и есть потенциал для популяризации таких практик.
Почему россияне не заводят домашних животных? Главные барьеры — отсутствие времени и невозможность оставить животное во время отпуска или командировки. Эти барьеры можно преодолевать системно через развитие инфраструктуры ухода и временного размещения: зоо-гостиниц, интерактивных игрушек, сервисов поддержки. Учитывая интерес россиян к домашним животным, можно предположить, что такого рода услуги будут формировать рынок в будущем.
Инфраструктура заботы |
Четверо из десяти владельцев (43%) тратят в месяц более 3 тысяч рублей на покупку товаров для животных, чуть больше тратят столько же на различные услуги (48%). Основные статьи расходов — корм, лакомства, средства от паразитов и лекарства, а также наполнители для туалетов, товары для ухода и груминга, игрушки. При этом посещение ветеринара стало самой востребованной услугой, почти половина владельцев посещали ветклинику за последние полгода, и 85% удовлетворены доступностью этих услуг. Это говорит как об ответственности владельцев, так и о зрелости рынка. В целом в инфраструктуре ухода востребованы ветклиники, площадки для выгула и зоотакси, особенно в мегаполисах. В Москве и Санкт-Петербурге площадки и зоотакси используются в два-три раза чаще, чем по России в целом. Это направление, где можно ожидать дальнейшего роста.
Питание — индикатор нового уровня заботы: 81% россиян кормят питомцев специализированным сухим кормом, 58% — влажным. Среди молодых владельцев до 25 лет рекордные показатели: 90% выбирают сухой корм, 70% — влажный. Это ключевой тренд: зумеры — новое поколение осознанных хозяев, которые выбирают качество и заботу.
Помогая животным |
Еще один важный тренд: у россиян довольно высокий уровень эмпатии к судьбе бездомных животных, формируется новое социальное явление — готовность помогать, пусть пока и в бытовом, точечном формате. Большинство россиян так или иначе помогают бездомным животным, чаще всего подкармливают их самостоятельно. При этом участие в таких системных инициативах, как помощь приютам, волонтерам, передержка, пока менее распространено, но именно здесь виден огромный потенциал роста.
Люди доверяют улице больше, чем приюту. Это парадокс, с которым нужно работать. Как было обозначено выше, 43% питомцев попали в семьи случайно, чаще всего были подобраны на улице, тогда как только 8% взяты из приютов. Главные барьеры, по которым люди отказываются от домашнего питомца из приюта, связаны с обстоятельствами их жизни, такими как отсутствие возможности оставить животное на время, командировки, путешествия (34%), нехватка времени для ухода (22%), недостаток места (18%) и проживание в съемном жилье, где питомцы запрещены (15%).
В целом люди готовы помогать, но им не хватает информации и инструментов. Поэтому задача брендов и общественных организаций — делать волонтерство доступным и понятным, объяснять ценность приютов, формировать новый образ «усыновленного» питомца как символа осознанного выбора и доброты. О высоком потенциале таких действий говорит и то, что более половины россиян (56%) поддерживают идею создания электронного реестра бездомных животных, отмечая, что лично им он будет интересен.
«Четыре Лапы» |
«Четыре Лапы» — самый узнаваемый россиянами бренд магазинов зоотоваров. Среди знающих его 21% считает, что «Четыре Лапы» консультируют и обучают владельцев животных, 12% знают, что бренд помогает найти приют животным, оказавшимся без хозяев, 11% — что бренд реализует социальные проекты. Иными словами, кроме собственно товаров, россияне ценят в бренде «Четыре Лапы» его просветительскую и социальную роль.
«Исследование АЦ ВЦИОМ показало важную тенденцию, связанную с развитием культуры ответственного отношения к домашним животным в России. Мы видим, что они становятся неотъемлемой частью все большего числа российских семей: растет готовность заботиться и инвестировать в благополучие питомцев.
Это касается и тех животных, кто еще не успел обрести любящую семью. В России активно растет внимание к этой проблеме – что, несомненно, является очень позитивной тенденцией.
Мы рады, что по результатам исследования бренд «Четыре Лапы» узнаваем и ценится среди потребителей не только как крупнейшая сеть зоомагазинов, но, прежде всего, благодаря нашим программам обучения владельцев животных, социальным проектам и благотворительным инициативам. С каждым годом эти направления получают все большую поддержку, мы чувствуем свою ответственность и стремимся их активно развивать».
«Как показало исследование АЦ ВЦИОМ, домашние питомцы — важная часть нашей жизни: они привносят позитив, позволяют нам проявить самые лучшие человеческие качества: любовь, эмпатию, стремление заботиться о ближнем. Наши сограждане воспринимают домашних питомцев как полноценных членов семьи.
Эти теплые чувства часто распространяются не только на питомцев, но и на животных в принципе. Люди готовы помогать брошенным, погибающим и больным животным: оплачивать лечение, искать передержку и заботливых хозяев. Мы хотим, чтобы наш мир стал добрее и дружелюбнее в целом, в том числе по отношению к животным. Развитие инфраструктуры заботы о братьях наших меньших востребовано и будет поддержано нашими согражданами на самых разных уровнях».
Перейти к странице эксперта