Аналитический обзор
Фото:
Развлечения

Ко дню социолога: россияне – о социологических опросах

Запрос на данные социологических опросов со стороны общества растёт, однако доверие к их результатам снижается.
Фото:
Коротко о главном
  • 91% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 58% верят, что они отражают реальную ситуацию в обществе
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 91% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 58% верят, что они отражают реальную ситуацию в обществе

МОСКВА, 14 ноября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного к Дню социолога в России.

Интерес к опросам общественного мнения, как показывает последнее исследование, вырос. Соответствующий индекс* достиг исторического максимума – 66 п. – с 61 п. в 2017 г. и с 49 п. в 2016 г., за все годы измерения минимальное значение показателя составляло 39 п. О том, что опросы проводить необходимо, сегодня говорят 91% граждан (в т.ч. 51% - «безусловно»).

Индекс доверия социологическим данным продолжает снижаться на протяжении последних трех лет: с 35 п. в 2015 г. до 12 п. в 2018 г. (минимум за все годы измерений). Негативная динамика наблюдается за счет снижения доли крайне положительных ответов («безусловно отражает» - с 29% до 13%) и роста доли тех, кто выражает слабое недоверие («скорее не отражают» - с 16% до 27%). Суммарное доверие к результатам социсследований при этом составило 58% (такова суммарная доля респондентов, согласных с тем, что опросы действительно  отражают реальное мнение граждан). Скептически относятся к результатам соцопросов 37% граждан (заметно выше, чем в среднем по выборке, эта доля среди сторонников КПРФ – 42%). При этом каждый второй опрошенный (53%) думает, что результаты опросов фабрикуются, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению.

Большинство россиян (78%) полагают, что опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в месте их проживания, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем. Кроме того, результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности, считают 61% респондентов. В то, что опросы проводятся в корыстных целях (узнать сведения о личной жизни и имуществе людей), верят лишь 17% россиян, причем эта доля снизилась с 2014 г. на 5 п.п. Каждый второй опрошенный (52%) утверждает, что опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества. Наконец, за последние 10 лет значительно выросла доля тех, кто считает, что проведение социологических опросов представляется просто «модным делом» (рост с 32% в 2008 г. до 46% в 2018 г.).

*Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не нужны» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

 

**Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не отражают» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07