Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Общество

Кино, общепит и походы в гости: тренды-2022

В этом году россияне стали меньше ходить в гости и посещать заведения общепита, но отечественное кино и сериалы смотрят по-прежнему активно.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый четвертый россиянин в этом году стал реже ходить в гости, собираться с друзьями, коллегами (26%).
  • Каждый пятый стал реже посещать места общественного питания (22%), треть отметили, что делают это так же часто, как раньше (30%).
  • Больше половины россиян сказали, что в этом году не стали чаще или реже смотреть отечественные фильмы и сериалы (56%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Каждый четвертый россиянин в этом году стал реже ходить в гости, собираться с друзьями, коллегами (26%).
  • Каждый пятый стал реже посещать места общественного питания (22%), треть отметили, что делают это так же часто, как раньше (30%).
  • Больше половины россиян сказали, что в этом году не стали чаще или реже смотреть отечественные фильмы и сериалы (56%).

МОСКВА, 30 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет вторую часть исследования, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости и посвященного тому, что изменилось в жизни россиян в этом году.

Рестораны, кафе и встречи с близкими

Уходящий год так или иначе повлиял на многие повседневные практики. Ранее ВЦИОМ публиковал результаты исследования о возросшей потребности россиян в общении с близкими и стремлении больше заботиться о своем здоровье[1]. При этом только 7% наших сограждан стали в этом году чаще ходить в гости, больше половины делают это так же, как раньше (56%), а каждый четвертый стал ходить в гости и собираться с близкими реже, чем обычно (26%). Основная группа, которая заметно чаще стала ходить в гости в этом году, — молодежь 18-24 лет (24%), показатель выше также среди россиян с неполным средним образованием (19%) и активных пользователей интернета (12%). Сократили практики посещения гостей и встреч с близкими преимущественно женщины (30% vs. 22% мужчин), россияне старше 45 лет (31%) и те, кто характеризует свои доходы как плохие (43%).

Треть наших сограждан в этом году не изменили свои привычки относительно посещения кафе, ресторанов и других мест общественного питания (30%). Реже стали это делать 22%, а чаще — только 3%, среди 18-24-летних — 13%.

  • Чаще других стали ходить в кафе и рестораны жители Северо-Кавказского (11%) и Дальневосточного (10%) федеральных округов — в три раза чаще, чем россияне в целом (3%).

Сократили расходы на питание в кафе и ресторанах преимущественно россияне 25-34 и 35-44 лет (35% и 31%), аудитория с высшим образованием (28%), граждане, характеризующие свое материальное положение как плохое (30%), и активные потребители интернета (31%). Чем больше размер населенного пункта, тем чаще граждане не меняют своих практик посещения мест общепита: среди жителей обеих столиц 40% отметили, что продолжают посещать кафе и рестораны, как и прежде, это в 1,6 раза больше в сравнении с жителями села (25%). Однако на селе большинство в принципе не посещали общепит и раньше (49% vs. 29% среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга).

  • 43% россиян сообщили, что не посещали ранее места общественного питания и не делают этого сейчас. Отказ от посещения кафе и ресторанов в большей степени обусловлен возрастом и территорией проживания: среди россиян старше 60 лет показатель достигает 70%, а жители села и небольших населенных пунктов численностью до 100 тыс. человек не посещают общепит гораздо чаще, чем жители Москвы и Санкт-Петербурга (49-53% vs. 29%). По федеральным округам максимум пришелся на Сибирский округ — 56%, что на 13 п.п. выше, чем по России в целом.
  • Еще один фактор — медиапотребление, среди постоянных зрителей ТВ и тех, кто не пользуется ни ТВ, ни интернетом, процент не посещающих общепит достигает 72-77%.

Российский кинематограф на фоне западных санкций

Кинематограф — одна из пострадавших отраслей на фоне западных санкций. Российский медиарынок оказался в изоляции, а привычный для отечественного зрителя голливудский полный метр, который формировал тренды, пропал из кинотеатров. С одной стороны, это может стать импульсом для российского кино, с другой — развиваться в отсутствии конкуренции сложно. Больше половины наших сограждан продолжают смотреть отечественные фильмы и сериалы так же, как и раньше (56%). Стали делать это чаще 13% россиян. Среди 45-59-летних и граждан, довольных своими доходами, — 16%. Процент выше также среди жителей населенных пунктов численностью 100-500 тыс. человек (16%). Каждый десятый россиянин отметил, что в этом году стал смотреть российские фильмы и сериалы реже (10%).

  • Каждый пятый признался, что не смотрит российское кино (19%). В основном это обусловлено возрастом, медиапотреблением и урбанизированностью. Среди 18-24-летних показатель составил 27%, то есть каждый третий, это в 2,3 раза выше в сравнении с 45-59-летними (12%). Жители обеих столиц также не смотрят отечественные фильмы и сериалы в 27% случаев, на селе показатель ниже почти в два раза — 15%.
  • Активные потребители интернета отказываются от российского кинематографа в три раза чаще, чем активные телезрители (34% vs. 12%).  

 


[1] Тренды-2022: больше общения, больше поддержки, больше здоровья! // ВЦИОМ. 28.11.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-2022-bolshe-obshchenija-bolshe-podderzhki-bolshe-zdorovja.

Алексей Верижников
Директор ВЦИОМ-Консалтинг

 «Среди заметно сокративших расходы на походы в рестораны и кафе — представители возрастных категорий 25-34 и 35-44 года, а также аудитория с высшим образованием. Это профессионалы, вышедшие на уровень дохода, позволяющий питаться вне дома. Снижение ресторанного потребления означает изменение привычек среднего класса в области жизненного стиля и развлечений на фоне ситуации неопределенности и перехода к стратегии ресурсосбережения домохозяйств. 
Молодежь 18-24 лет стала больше ходить в гости в силу необходимости психологической компенсации. Именно у этой возрастной группы с конца февраля сильнее всего изменились привычки культурного потребления и сформированный образ будущего. Походы в гости — групповая психотерапия, позволяющая создать “защитный кокон” в кругу сверстников, имеющих сходное мировоззрение и испытывающих аналогичные эмоции по поводу происходящего.   
С марта этого года 13% россиян стали смотреть российское кино чаще, 10% — реже. Фактически эти две доли уравновесили друг друга: наиболее эмоциональные сторонники текущих событий сбалансированы наиболее эмоциональными их оппонентами — и какого-то значимого изменения отношения к российскому кинематографу не произошло. 
Неверно противопоставлять российское кино западному. В российском культурном потреблении большое место занимают турецкие и южнокорейские сериалы — а это “третья культурная сила”. Примерно как в советское время все кино делилось на “советское”, “зарубежное” (читай американское и европейское) и “индийское” — каждое со своими четко выраженными фан-клубами. На фоне текущих событий и западных санкций Турция и Южная Корея в массовом сознании россиян проходят по категории “и не друг, и не враг, а так”, создаваемый ими культурный продукт обладает четко выраженным триггером для российской киноаудитории».


28 марта 2024

26 ноября 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 26 ноября 2022 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8028; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0232; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1432. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: https://profi.wciom.ru/principy_standarty/korporativnyj-standart-po-izmereniyu-rezultativnosti-oprosov-sputnik-vciom/

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Давайте поговорим о том, как изменились Ваши привычки за этот год. Я зачитаю Вам варианты, а Вы отметьте, что из перечисленного Вы стали делать чаще, что реже, а что не изменилось в Вашей жизни в этом году. Ходить в гости, собираться с друзьями, родными, близкими, коллегами

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Делаю чаще с марта этого года

7

7

7

24

11

8

4

3

Делаю реже с марта этого года

26

22

30

15

17

26

31

31

Делаю также как раньше

56

60

53

52

61

59

58

51

Не делал этого раньше и не делаю сейчас

9

8

9

3

10

7

7

13

Затрудняюсь ответить

1

2

1

6

0

0

0

2

Давайте поговорим о том, как изменились Ваши привычки за этот год. Я зачитаю Вам варианты, а Вы отметьте, что из перечисленного Вы стали делать чаще, что реже, а что не изменилось в Вашей жизни в этом году. Посещать места общественного питания: кафе, рестораны и прочее

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Делаю чаще с марта этого года

3

3

3

13

7

2

1

0

Делаю реже с марта этого года

22

20

24

21

35

31

21

11

Делаю также как раньше

30

34

26

47

31

36

32

18

Не делал этого раньше и не делаю сейчас

43

39

46

14

26

29

44

70

Затрудняюсь ответить

2

4

1

5

1

2

2

1

Давайте поговорим о том, как изменились Ваши привычки за этот год. Я зачитаю Вам варианты, а Вы отметьте, что из перечисленного Вы стали делать чаще, что реже, а что не изменилось в Вашей жизни в этом году. Смотреть отечественные кинофильмы, сериалы

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Делаю чаще с марта этого года

13

12

14

12

15

13

16

10

Делаю реже с марта этого года

10

9

11

11

7

12

8

11

Делаю также как раньше

56

56

56

45

53

56

61

56

Не делал этого раньше и не делаю сейчас

19

20

18

27

24

18

12

20

Затрудняюсь ответить

2

3

1

4

2

1

2

3

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07