МОСКВА, 30 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет вторую часть исследования, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости и посвященного тому, что изменилось в жизни россиян в этом году.
Рестораны, кафе и встречи с близкими |
Уходящий год так или иначе повлиял на многие повседневные практики. Ранее ВЦИОМ публиковал результаты исследования о возросшей потребности россиян в общении с близкими и стремлении больше заботиться о своем здоровье[1]. При этом только 7% наших сограждан стали в этом году чаще ходить в гости, больше половины делают это так же, как раньше (56%), а каждый четвертый стал ходить в гости и собираться с близкими реже, чем обычно (26%). Основная группа, которая заметно чаще стала ходить в гости в этом году, — молодежь 18-24 лет (24%), показатель выше также среди россиян с неполным средним образованием (19%) и активных пользователей интернета (12%). Сократили практики посещения гостей и встреч с близкими преимущественно женщины (30% vs. 22% мужчин), россияне старше 45 лет (31%) и те, кто характеризует свои доходы как плохие (43%).
Треть наших сограждан в этом году не изменили свои привычки относительно посещения кафе, ресторанов и других мест общественного питания (30%). Реже стали это делать 22%, а чаще — только 3%, среди 18-24-летних — 13%.
|
Сократили расходы на питание в кафе и ресторанах преимущественно россияне 25-34 и 35-44 лет (35% и 31%), аудитория с высшим образованием (28%), граждане, характеризующие свое материальное положение как плохое (30%), и активные потребители интернета (31%). Чем больше размер населенного пункта, тем чаще граждане не меняют своих практик посещения мест общепита: среди жителей обеих столиц 40% отметили, что продолжают посещать кафе и рестораны, как и прежде, это в 1,6 раза больше в сравнении с жителями села (25%). Однако на селе большинство в принципе не посещали общепит и раньше (49% vs. 29% среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга).
|
Российский кинематограф на фоне западных санкций |
Кинематограф — одна из пострадавших отраслей на фоне западных санкций. Российский медиарынок оказался в изоляции, а привычный для отечественного зрителя голливудский полный метр, который формировал тренды, пропал из кинотеатров. С одной стороны, это может стать импульсом для российского кино, с другой — развиваться в отсутствии конкуренции сложно. Больше половины наших сограждан продолжают смотреть отечественные фильмы и сериалы так же, как и раньше (56%). Стали делать это чаще 13% россиян. Среди 45-59-летних и граждан, довольных своими доходами, — 16%. Процент выше также среди жителей населенных пунктов численностью 100-500 тыс. человек (16%). Каждый десятый россиянин отметил, что в этом году стал смотреть российские фильмы и сериалы реже (10%).
|
[1] Тренды-2022: больше общения, больше поддержки, больше здоровья! // ВЦИОМ. 28.11.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-2022-bolshe-obshchenija-bolshe-podderzhki-bolshe-zdorovja.
«Среди заметно сокративших расходы на походы в рестораны и кафе — представители возрастных категорий 25-34 и 35-44 года, а также аудитория с высшим образованием. Это профессионалы, вышедшие на уровень дохода, позволяющий питаться вне дома. Снижение ресторанного потребления означает изменение привычек среднего класса в области жизненного стиля и развлечений на фоне ситуации неопределенности и перехода к стратегии ресурсосбережения домохозяйств.
Молодежь 18-24 лет стала больше ходить в гости в силу необходимости психологической компенсации. Именно у этой возрастной группы с конца февраля сильнее всего изменились привычки культурного потребления и сформированный образ будущего. Походы в гости — групповая психотерапия, позволяющая создать “защитный кокон” в кругу сверстников, имеющих сходное мировоззрение и испытывающих аналогичные эмоции по поводу происходящего.
С марта этого года 13% россиян стали смотреть российское кино чаще, 10% — реже. Фактически эти две доли уравновесили друг друга: наиболее эмоциональные сторонники текущих событий сбалансированы наиболее эмоциональными их оппонентами — и какого-то значимого изменения отношения к российскому кинематографу не произошло.
Неверно противопоставлять российское кино западному. В российском культурном потреблении большое место занимают турецкие и южнокорейские сериалы — а это “третья культурная сила”. Примерно как в советское время все кино делилось на “советское”, “зарубежное” (читай американское и европейское) и “индийское” — каждое со своими четко выраженными фан-клубами. На фоне текущих событий и западных санкций Турция и Южная Корея в массовом сознании россиян проходят по категории “и не друг, и не враг, а так”, создаваемый ими культурный продукт обладает четко выраженным триггером для российской киноаудитории».