Аналитический обзор
Фото:
Общество

Карта страхов: весне навстречу!

Страхи, связанные с международной напряженностью, предсказуемо снижаются. На этом фоне растет озабоченность социально-экономическими проблемами и преступностью.
Фото:
Коротко о главном
  • Подорожание товаров, обесценивание сбережений и международная напряженность занимают первые два места в «рейтинге страхов»
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Подорожание товаров, обесценивание сбережений и международная напряженность занимают первые два места в «рейтинге страхов»

МОСКВА, 4 апреля 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каких проблем в жизни россияне опасаются больше всего.

Если в конце 2015-начале 2016 г. главной проблемой, волнующей россиян, была международная напряженность, то в первый весенний месяц с.г. ее актуальность снизилась (в марте значение иНдекса страхов по данной проблеме составило 21 п. – с 25 п. в феврале), при возможном диапазоне от -100 до 100). Для сравнения, ровно год назад данный показатель был равен 19 п.

Напротив, беспокойство относительно экономических проблем растет: так, показатель, отражающий опасения россиян относительно подорожания товаров и обесценивания сбережений, поднялся до 22 п. (с 13 п. в декабре), что соответствует уровню января 2015 г. (18 п.). При этом индекс страхов снижения доходов за тот же период практически не изменился (-9 п. в декабре и -8 п. в марте).

Также в последний месяц выросли опасения относительно разгула преступности (с 1 п. в феврале до 5 п. в марте). Больше стали задумываться о проблемах со здоровьем (с -2 до 2 п.). Индекс страхов стихийных бедствий, прибавил 6 пунктов: с -16 до -19 п. Нынешнее значение показателя (-12 п.) превосходит результат годичной давности (-19 п.). Усилились и страхи потери работы: с -27 п. до -22 п.

Индекс страхов беспорядков и конфликтов в феврале был равен -2 п., в марте -1 п. Традиционно наименее вероятными кажутся семейные конфликты, разрывы с близкими кажутся наименее вероятными: в январе-марте значения соответствующего индекса остаются на уровне -48 п., что заметно ниже, чем год назад (-36 п.).

Руководитель Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Степан Львов:  «Убежденность граждан в том, что кризис – явление стихийное и неуправляемое, растет. Наглядным индикатором глубины кризиса в массовом сознании являются ценники в магазинах. Рост цен вызывает существенно больше опасений, чем возможная  потеря работы или сокращение зарплаты. Обычные граждане не знают, как можно повлиять на рост цен, на ситуацию в мировой политике – и страхи обнаруживаются прежде всего там, где люди не видят возможностей лично контролировать ситуацию. Напротив, они проявляют уверенность в вопросах, решение которых зависит от них лично, таких как конфликты в семье и потеря работы. Обеспокоенность вызывает индикатор «разгул преступности», который с начала года перешел в положительную зону (что в нашей шкале означает негативную ситуацию) и устойчиво в ней держится – его динамику придется пристально отслеживать в ближайшее время».

*Индекс страхов показывает, насколько высокой кажется россиянам вероятность наступления той или иной проблемы. Индекс строится на основе вопроса "Как Вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в Вашей жизни?", измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от -100 до 100. Ответу "полностью уверен, что случится" присвоен коэффициент 1, ответу "думаю, что случится" коэффициент 0,5, ответу "скорее случится" 0,1, ответу "скорее не случится" (-0,1), ответу "думаю, не случится" (-0,5), ответу "полностью уверен, что не случится" (-1). Чем выше значение индекса, тем более вероятным кажется россиянам наступление проблемы.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 26-27 марта 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07