МОСКВА, 21 апреля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта в школьном образовании.
Использование ИИ в образовании: взгляд экспертов |
Среди российских ученых и специалистов по нейронаукам и образованию ведется активная дискуссия по вопросам использования ИИ в образовании и его влияния на развитие общества. Признанный российский эксперт в нейронауках, академик Российской академии образования, профессор Татьяна Владимировна Черниговская считает, что все, что связано с высоким интеллектом, креативностью, творчеством и получением новых идей, должно оставаться за человеком, иначе чем человек будет заниматься: «Гамбургеры есть?»[1]. По ее мнению, замена человеческого креатива на ИИ может привести к оглуплению людей.
Схожую точку зрения выражает и директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова. На Московском международном Салоне образования 2025 года она подчеркнула, что стремительное развитие нейросетей способно «приучать детей ничего не делать»[2], поскольку можно добиваться результата без приложения усилий.
Допустимо ли использование ИИ в образовании? |
Как показывает исследование ВЦИОМ, почти каждый второй россиянин (46%) считает, что он не разрешил бы использовать ИИ своему ребенку для учебы в школе при подготовке домашних работ и заданий. В ответах четко прослеживается влияние поколенческого фактора. У поколения «цифры» и младших миллениалов процент тех, кто выступает против применения ИИ в школе, ниже — 31% и 38% соответственно. Тогда как старшее поколение скептичнее настроено к такому помощнику: больше половины представителей (53%) поколения «застоя» не разрешили бы своему ребенку-школьнику ни в каком виде использовать ИИ для учебы.
Полное одобрение использования ИИ по всем предметам выразили лишь 16% опрошенных, тогда как частичное (по отдельным дисциплинам) — 30%.
Так как установки зависят от поколения, хотя сейчас около половины россиян не готовы разрешать своим детям обращаться к ИИ в школе, при смене поколений может наметиться более позитивная динамика в отношении к этой технологии. Для системы образования это может послужить вызовом, к которому нужно будет адаптироваться. Кроме того, родителям необходимо готовить детей к ответственному использованию искусственного интеллекта.
Масштабы применения ИИ: ожидания и реальность |
Притом что треть опрошенных допускает частичное применение ИИ в школе, только каждый десятый россиян (10%) признался, что его ребенок использует нейросети в процессе обучения. Еще 12% отмечают подобные факты среди детей родственников, 14% — среди детей знакомых. Однако 34% считают, что никто в их окружении не пользуется ИИ.
Влияние ИИ на качество знаний |
Мнения респондентов в отношении влияния ИИ на качество полученных знаний распределились в сторону негативного отношения.
Почти половина (46%) опрошенных отмечает негативное влияние ИИ: скорее или значительно ухудшает качество полученных знаний. Интересно, что среди представителей поколения «цифры» подобные опасения выразили 32% респондентов, тогда как у более старших респондентов (поколения «застоя») они достигают 51%.
С другой стороны, четверть (24%) россиян убеждены, что ИИ значительно или скорее улучшает освоение нового материала. При этом прослеживается та же тенденция зависимости от возраста респондентов. Чем моложе человек, тем больше он склоняется в сторону пользы ИИ для качества образования (43% в поколения «цифры» против 20% в поколении «застоя»).
Есть и те, кто считает, что ИИ никак не влияет на качество полученных знаний. Такой ответ дали 14% опрошенных.
Потенциал и риски, связанные с ИИ |
При определении новых возможностей, которые ИИ открывает для школьников, респонденты чаще всего упоминают помощь детям с ограниченными возможностями — 34%; повышенную доступность образования для жителей удаленных регионов — 29%; развитие цифровых навыков — 26%. Многие россияне видят основную пользу ИИ в социальной плоскости: технологии могут помочь сгладить неравенство в доступности и получении качественного образования.
Однако помимо возможностей, которые несет ИИ, у респондентов есть опасения из-за его потенциального использования. В топ-5 рисков, которые, по мнению респондентов, несет ИИ для школьников, вошли: снижение умственной нагрузки, деградация — 36%; отсутствие «живого» общения — 31%; снижение мотивации к обучению, лень — 27%; риск плагиата и списывания — 26%; ухудшение критического мышления — 25%.
Что в итоге? |
Исследование демонстрирует амбивалентность общественного мнения: россияне видят как потенциал, так и угрозы ИИ в образовании. Перед обществом стоит задача найти баланс между запретительными мерами и бесконтрольным использованием технологий. Решение этой проблемы требует продолжения экспертных дискуссий, углубленных исследований и разработки стратегий, минимизирующих риски при сохранении преимуществ ИИ.
Автор: Георгий Рожков
[1] https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/tatyana-chernigovskaya-chelovek-kotoryy-doveryaet-tolko-ii-slozhnye
[2] https://ug.ru/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-na-mmso-obsudili-kak-sdelat-ii-pomoshhnikom-pedagoga/
«Представленные данные отражают ключевой парадокс цифровой эпохи: технологический прогресс, призванный расширять возможности человека, одновременно порождает вызовы, требующие переосмысления традиционных подходов к образованию. Как справедливо отмечают эксперты, риски деградации когнитивных навыков и мотивации — не миф, а закономерное следствие непродуманного использования ИИ. Однако важно избегать категоричности. ИИ — не враг, а инструмент, эффективность которого зависит от контекста применения.
Поколенческий разрыв в восприятии технологий закономерен: старшие поколения, выросшие в эпоху „ручного“ интеллектуального труда, справедливо опасаются обесценивания усилий. Молодежь, для которой ИИ — часть повседневности, видит в нем ресурс для оптимизации рутины и доступа к знаниям. Задача системы образования — не запрещать, а научить критическому взаимодействию с технологиями».
Перейти к странице эксперта