Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Бабич Анна/Создано ИИ/Octagon.Media/ТАСС
Информационные технологии

Искусственный интеллект в школе: добро или зло?

Почти каждый второй россиянин не разрешил бы своему ребенку-школьнику использовать искусственный интеллект для учебы. При этом прослеживается мнение, что ИИ будет полезен в обучении детей с ограниченными возможностями.
Фото:
Коротко о главном
  • 46% россиян не разрешили бы своим детям использовать ИИ для выполнения школьных заданий.
  • 30% допускают применение ИИ по отдельным предметам.
  • 10% фиксируют факт использования ИИ своими детьми в учебном процессе.
  • Основные риски использования ИИ для школьников: снижение умственной нагрузки — 36%, отсутствие «живого» общения — 31% и падение мотивации к обучению — 27%.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 46% россиян не разрешили бы своим детям использовать ИИ для выполнения школьных заданий.
  • 30% допускают применение ИИ по отдельным предметам.
  • 10% фиксируют факт использования ИИ своими детьми в учебном процессе.
  • Основные риски использования ИИ для школьников: снижение умственной нагрузки — 36%, отсутствие «живого» общения — 31% и падение мотивации к обучению — 27%.

МОСКВА, 21 апреля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта в школьном образовании.

Использование ИИ в образовании: взгляд экспертов

Среди российских ученых и специалистов по нейронаукам и образованию ведется активная дискуссия по вопросам использования ИИ в образовании и его влияния на развитие общества. Признанный российский эксперт в нейронауках, академик Российской академии образования, профессор Татьяна Владимировна Черниговская считает, что все, что связано с высоким интеллектом, креативностью, творчеством и получением новых идей, должно оставаться за человеком, иначе чем человек будет заниматься: «Гамбургеры есть?»[1]. По ее мнению, замена человеческого креатива на ИИ может привести к оглуплению людей.

Схожую точку зрения выражает и директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова. На Московском международном Салоне образования 2025 года она подчеркнула, что стремительное развитие нейросетей способно «приучать детей ничего не делать»[2], поскольку можно добиваться результата без приложения усилий.

Допустимо ли использование ИИ в образовании?

Как показывает исследование ВЦИОМ, почти каждый второй россиянин (46%) считает, что он не разрешил бы использовать ИИ своему ребенку для учебы в школе при подготовке домашних работ и заданий. В ответах четко прослеживается влияние поколенческого фактора. У поколения «цифры» и младших миллениалов процент тех, кто выступает против применения ИИ в школе, ниже — 31% и 38% соответственно. Тогда как старшее поколение скептичнее настроено к такому помощнику: больше половины представителей (53%) поколения «застоя» не разрешили бы своему ребенку-школьнику ни в каком виде использовать ИИ для учебы.

Полное одобрение использования ИИ по всем предметам выразили лишь 16% опрошенных, тогда как частичное (по отдельным дисциплинам) — 30%.

Так как установки зависят от поколения, хотя сейчас около половины россиян не готовы разрешать своим детям обращаться к ИИ в школе, при смене поколений может наметиться более позитивная динамика в отношении к этой технологии. Для системы образования это может послужить вызовом, к которому нужно будет адаптироваться. Кроме того, родителям необходимо готовить детей к ответственному использованию искусственного интеллекта.

Масштабы применения ИИ: ожидания и реальность

Притом что треть опрошенных допускает частичное применение ИИ в школе, только каждый десятый россиян (10%) признался, что его ребенок использует нейросети в процессе обучения. Еще 12% отмечают подобные факты среди детей родственников, 14% — среди детей знакомых. Однако 34% считают, что никто в их окружении не пользуется ИИ.

Влияние ИИ на качество знаний

Мнения респондентов в отношении влияния ИИ на качество полученных знаний распределились в сторону негативного отношения.

Почти половина (46%) опрошенных отмечает негативное влияние ИИ: скорее или значительно ухудшает качество полученных знаний. Интересно, что среди представителей поколения «цифры» подобные опасения выразили 32% респондентов, тогда как у более старших респондентов (поколения «застоя») они достигают 51%.

С другой стороны, четверть (24%) россиян убеждены, что ИИ значительно или скорее улучшает освоение нового материала. При этом прослеживается та же тенденция зависимости от возраста респондентов. Чем моложе человек, тем больше он склоняется в сторону пользы ИИ для качества образования (43% в поколения «цифры» против 20% в поколении «застоя»).

Есть и те, кто считает, что ИИ никак не влияет на качество полученных знаний. Такой ответ дали 14% опрошенных.

Потенциал и риски, связанные с ИИ

При определении новых возможностей, которые ИИ открывает для школьников, респонденты чаще всего упоминают помощь детям с ограниченными возможностями — 34%; повышенную доступность образования для жителей удаленных регионов — 29%; развитие цифровых навыков — 26%. Многие россияне видят основную пользу ИИ в социальной плоскости: технологии могут помочь сгладить неравенство в доступности и получении качественного образования.

Однако помимо возможностей, которые несет ИИ, у респондентов есть опасения из-за его потенциального использования. В топ-5 рисков, которые, по мнению респондентов, несет ИИ для школьников, вошли: снижение умственной нагрузки, деградация — 36%; отсутствие «живого» общения — 31%; снижение мотивации к обучению, лень — 27%; риск плагиата и списывания — 26%; ухудшение критического мышления — 25%.

Что в итоге?

Исследование демонстрирует амбивалентность общественного мнения: россияне видят как потенциал, так и угрозы ИИ в образовании. Перед обществом стоит задача найти баланс между запретительными мерами и бесконтрольным использованием технологий. Решение этой проблемы требует продолжения экспертных дискуссий, углубленных исследований и разработки стратегий, минимизирующих риски при сохранении преимуществ ИИ.

Автор: Георгий Рожков
 


[1] https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/tatyana-chernigovskaya-chelovek-kotoryy-doveryaet-tolko-ii-slozhnye

[2] https://ug.ru/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-na-mmso-obsudili-kak-sdelat-ii-pomoshhnikom-pedagoga/

31 марта 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 31 марта 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7892; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0210; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1083.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Георгий Рожков
Эксперт ВЦИОМ

«Представленные данные отражают ключевой парадокс цифровой эпохи: технологический прогресс, призванный расширять возможности человека, одновременно порождает вызовы, требующие переосмысления традиционных подходов к образованию. Как справедливо отмечают эксперты, риски деградации когнитивных навыков и мотивации — не миф, а закономерное следствие непродуманного использования ИИ. Однако важно избегать категоричности. ИИ — не враг, а инструмент, эффективность которого зависит от контекста применения.

Поколенческий разрыв в восприятии технологий закономерен: старшие поколения, выросшие в эпоху „ручного“ интеллектуального труда, справедливо опасаются обесценивания усилий. Молодежь, для которой ИИ — часть повседневности, видит в нем ресурс для оптимизации рутины и доступа к знаниям. Задача системы образования — не запрещать, а научить критическому взаимодействию с технологиями».

Перейти к странице эксперта


21 апреля 2025

Сегодня технологии искусственного интеллекта активно внедряются в различные сферы жизни человека, в том числе в образование. Вы бы разрешили или не разрешили своему ребенку-школьнику использовать искусственный интеллект в учебе, при подготовке домашних заданий/работ?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Разрешил(-а) бы по всем предметам

16

16

19

19

16

12

10

Разрешил(-а), но только по отдельным предметам

30

49

36

34

27

26

19

Не разрешил(-а) бы

46

31

38

42

51

53

46

Затрудняюсь ответить

8

4

7

5

6

9

25

У Вас, среди Ваших близких или знакомых дети-школьники пользуются или не пользуются искусственным интеллектом в учебе, при выполнении домашних работ? Вы можете дать до трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

Да, мой ребенок/ дети пользуются искусственным интеллектом в учебе

10

Да, у моих близких родственников ребенок, дети, внуки пользуются искусственным интеллектом в учебе

12

Да, у моих знакомых ребенок, дети, внуки пользуются искусственным интеллектом в учебе

14

Слышал(а) о таких случаях, но лично не знаком с этими людьми

22

Нет, никто не пользуется

34

Мне об этом не известно/ затрудняюсь ответить

17

Как Вы считаете, использование школьниками искусственного интеллекта в учебе улучшает или ухудшает качество полученных знаний?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Значительно улучшает

4

7

8

2

4

3

4

Скорее улучшает

20

36

20

22

19

17

11

Никак не влияет на качество полученных знаний

14

22

18

20

11

9

8

Скорее ухудшает

25

23

26

23

29

24

24

Значительно ухудшает

21

9

19

20

22

27

18

Затрудняюсь ответить

16

3

9

13

15

20

35

По Вашему мнению, какие новые возможности школьникам и студентам дает использование искусственного интеллекта в учебе? Вы можете выбрать до четырех ответов

(закрытый вопрос, до четырех ответов, в % от всех опрошенных)

Возможность учиться детям с ограниченными возможностями

34

Доступность образования для детей из удаленных территорий

29

Развитие цифровых навыков

26

Экономия времени на рутинные задачи

23

Доступ к актуальным знаниям

15

Ускорение процесса обучения

15

Рост самостоятельности в обучении

10

Развитие критического мышления

10

Индивидуальный подход к обучению

10

Большая вовлеченность в учебный процесс

6

Никаких, нет возможностей

6

Другое

4

Затрудняюсь ответить

15

По Вашему мнению, какие риски для школьников и студентов несет использование искусственного интеллекта в учебе? Вы можете выбрать до четырех ответов

(закрытый вопрос, до четырех ответов, в % от всех опрошенных)

Снижение умственной нагрузки, деградация

36

Отсутствие «живого» общения

31

Снижение мотивации к обучению, лень

27

Риск плагиата и списывания

26

Ухудшение критического мышления

25

Снижение самостоятельности учащихся

23

Использование недостоверной информации

20

Зависимость от технологий

19

Несформированность навыков и умений

14

Сложности оценивания успеваемости

8

Неэтичность использования искусственного интеллекта

5

Нет рисков

1

Другое

4

Затрудняюсь ответить

9

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07