Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Труд

Инженеры России: вчера, сегодня… завтра?

Инженерные специальности занимают второе место среди востребованных вакансий*. Инженеры нужны во многих отраслях, но больше всего — в сфере строительства (так думает 21% россиян, среди молодежи 25-34 лет — 27%). Привлекательными сферами для таких специалистов являются обрабатывающая промышленность и торговля**. Видение россиян в целом совпадает с тенденциями, выявленными исследователями, однако без ответа остается главный вопрос, как сделать профессию инженера по-настоящему привлекательной в глазах молодежи и снизить кадровый дефицит в профессии.
Фото:
Коротко о главном
  • Работа инженера — интересная, так думают 69% россиян. По 62% отмечают, что инженеры сейчас востребованы и учиться на инженера — перспективно.
  • В случае выбора профессии 47% россиян хотели бы получить инженерную специальность, 49% не хотели бы.
  • 64% опрошенных от 18 до 55 лет считают профессию инженера престижной (−8 п.п. к 2024 г.).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Работа инженера — интересная, так думают 69% россиян. По 62% отмечают, что инженеры сейчас востребованы и учиться на инженера — перспективно.
  • В случае выбора профессии 47% россиян хотели бы получить инженерную специальность, 49% не хотели бы.
  • 64% опрошенных от 18 до 55 лет считают профессию инженера престижной (−8 п.п. к 2024 г.).

МОСКВА, 24 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о профессии инженера.

Кадровый дефицит: что в настоящем?

Научно-технологическое развитие — один из приоритетов России. В условиях курса на высокотехнологичную экономику и импортозамещение повышается спрос на квалифицированные инженерные кадры. Несмотря на высокий спрос, проблема нехватки инженерных кадров сохраняется. Как раз недавно этому было посвящено заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

Безусловно, это не является неожиданной новостью, так как падение престижа профессии инженера пришлось еще на конец XX века и далее усилилось в начале XXI века.

По мере развития технологий, модернизации производств предприятия стали остро ощущать нехватку и/или низкое качество подготовки специалистов. Тактика невмешательства грозила серьезным технологическим провалом, поэтому государство стало предпринимать меры по повышению привлекательности технических специальностей. Сегодня мы видим, что престиж профессии инженера неустойчив: после роста в прошлом году показатель снизился на уровень 2023 г. Младшая молодежь до 24 лет по-прежнему наиболее высоко оценивает престиж профессии, однако и эта доля уменьшается. Казалось бы, как минимум в последние пять лет инициируются и реализуются финансовые меры поддержки (гранты, стипендии), ведется информационно-популяризаторская работа по повышению интереса к техническим специальностям, налаживается сотрудничество учебных заведений и предприятий, обогащая процесс обучения практикой, критически важной для работодателя. Однако этого все еще недостаточно. Повышение оплаты и создание благоприятных условий труда, а также усиление подготовки (включая профориентацию) — главные стимулирующие меры повышения интереса к инженерным профессиям по мнению как молодежи, так и старших поколений. Наиболее ярким маркером престижа профессии инженера является именно высокий уровень заработной планы: подавляющее большинство россиян среди считающих работу инженера высокооплачиваемой говорят о ее престижности (85%), а более половины — о желании получить инженерную профессию, если бы сейчас был такой профессиональный выбор (58%). Антимаркер престижа — некомфортные условия труда.

Стереотипы о профессии инженера

Налицо серьезный разрыв между признанием социальной значимости инженерии и готовности учиться/работать инженером.

69% молодежи 18-35 лет считают профессию инженера престижной, при этом декларируют потенциальный (проективный) интерес к освоению инженерной специальности 46%. Серьезное снижение, практически на четверть, что в некоторой степени объясняет дефицит кадров. Неготовность же обосновывается не только непривлекательными оплатой и условиями труда, немаловажную роль играют все еще существующие гендерные стереотипы, а также представления об инженерии как о непосильной науке, требующей с одной стороны глубоких знаний, а с другой — таланта. Кроме того, несмотря на то что молодежь считает работу инженера интересной, престижной, востребованной, рынок труда предлагает другие не менее привлекательные альтернативы с более стремительным карьерным ростом и стартовым высоким уровнем заработной платы. Сам по себе престиж оказывается беспомощным перед силой обозначенных барьеров, без устранения которых в будущем станет невозможно обеспечить «инженерный тыл» для успешного конкурирования в технологической гонке.

Кадровый дефицит: что в будущем?

Ответ на обозначенный в самом начале вопрос кроется не только в универсальных стратегиях повышения заработной платы и создании привлекательных условий труда. Важно «громче» заявлять о естественно-научных дисциплинах, начиная со школы, рассказывать о профессии инженера (выдающихся персонах, разработках и достижениях, многогранности реализации потенциала в различных сферах), разрушать тем самым стереотипы о сложности получения специальности инженера и гендерных ограничениях, показывая реальные примеры профессионального становления инженеров. Такая коммуникационная работа требуется как в учебных заведениях, так и в широком медийном пространстве. Еще один важный аспект — интеграция практических реалий в процесс школьного образования. Это может быть аналог федеральной программы «Профессионалитет», адаптированный для подготовки школьников к будущей профессии. Именно ранняя популяризация инженерных профессий закладывает фундамент для формирования нового поколения специалистов, готовых к сложным задачам, от решения которых зависит развитие страны.

 

Автор: Ксения Таракановская.

 

https://issek.hse.ru/news/1011501891.html 

** https://issek.hse.ru/news/1011501891.html

5 февраля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 5 февраля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7143; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0162; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0923. 

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Существуют разные представления о профессии инженера. Сейчас я зачитаю некоторые из них. Если Вы с каким-то согласны — говорите

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Работа инженера — интересная

69

68

69

71

71

72

64

68

72

Инженеры сейчас востребованы на рынке труда

62

61

63

71

64

66

61

58

60

Учиться на инженера — перспективно

62

61

63

67

67

66

60

57

62

Изучать инженерные дисциплины сложно

58

56

60

61

66

53

58

59

61

В вузах часто не хватает современного оборудования для подготовки инженеров

50

51

49

63

62

53

49

43

40

В вузах не хватает сильных педагогов по инженерным дисциплинам

47

47

47

49

45

48

49

47

41

Чтобы стать инженером, нужен талант, а не только знания

44

45

44

25

31

33

49

55

58

Престиж инженерных профессий среди молодежи в последнее время растет

38

35

40

46

36

35

35

38

44

Инженерное дело больше подходит для мужчин, чем для женщин

35

37

33

38

31

28

36

39

41

Работа инженера высоко оплачивается

28

30

26

47

43

32

24

18

18

Условия труда инженеров обычно некомфортные

25

27

24

29

29

20

24

27

30

Ни с одним из суждений не согласен (-на)

1

1

1

1

0

1

1

2

2

Затрудняюсь ответить

6

6

6

3

7

4

7

7

10

Если бы Вы сейчас выбирали профессию, Вы хотели бы или не хотели получить инженерную специальность?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Однозначно да

19

29

11

15

11

21

20

18

28

Скорее да

28

31

26

28

37

30

31

24

17

Скорее нет

26

20

30

37

27

29

19

26

21

Однозначно нет

23

15

29

19

22

17

25

27

24

Затрудняюсь ответить

4

5

4

1

3

3

5

5

10

По Вашему мнению, в нашей стране профессия инженера является престижной или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных в возрасте 18-55 лет)

 

2023 г.

2024 г.

2025 г.

Однозначно да

16

23

16

Скорее да

49

49

48

Скорее нет

23

18

24

Однозначно нет

6

3

5

Затрудняюсь ответить

6

7

7

По Вашему мнению, в нашей стране профессия инженера является престижной или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Однозначно да

16

19

13

16

17

17

15

13

19

Скорее да

44

41

47

58

54

49

41

38

37

Скорее нет

26

25

26

23

20

22

29

28

26

Однозначно нет

6

7

5

3

5

5

6

8

8

Затрудняюсь ответить

8

8

9

0

4

7

9

13

10

Что, по-Вашему, нужно делать, чтобы повысить интерес молодежи к инженерным специальностям?

(закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Сделать размер и условия оплаты труда инженеров привлекательными

57

54

60

56

63

56

62

55

49

Заниматься профориентацией молодежи, больше рассказывать об инженерных специальностях

34

28

39

36

39

34

38

30

26

Усилить школьную подготовку по естественно-техническим предметам

31

33

30

31

29

29

32

35

30

Создавать в вузах современные образовательные программы с учетом потребностей работодателей

31

29

32

34

34

37

30

26

23

Создавать на предприятиях современные условия для решения амбициозных инженерных задач

25

26

25

27

33

28

23

23

21

Популяризировать в СМИ профессию инженера

22

24

21

32

24

24

23

19

18

Развенчивать стереотипы о разных способностях мужчин и женщин к инженерно-техническим наукам

11

8

13

20

16

11

10

7

7

Ничего делать не нужно

1

2

1

1

2

2

1

2

1

Другое

9

12

7

2

9

10

9

8

12

Затрудняюсь ответить

5

6

5

5

3

4

4

6

10

Как Вы думаете, в каких сферах деятельности инженерные специальности будут особенно востребованы в ближайшем будущем?

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Строительная сфера / строительство дорог / строительство мостов

21

Автомобильная сфера / машиностроение

17

Военная сфера / военно-промышленный комплекс / оборонная промышленность

14

Промышленная сфера / заводы / предприятия / производственная сфера / фабрики

13

IT-сфера

10

Космическая сфера / ракетостроение

7

Авиационная сфера / беспилотное строение / самолётостроение

6

Сельское хозяйство / агропромышленность

5

Робототехника

4

Медицинская сфера / фармакология / здравоохранение

4

Развитие технологий / современные технологии / цифровые технологии

4

Электроника / приборостроение

3

Энергетическая сфера / электроэнергетика

3

Нефтяная сфера

3

Искусственный интеллект / интернет

2

Металлургия / металлообработка

2

Станкостроение

2

Компьютерная сфера / кибернетика

2

Микроэлектроника / нанотехнологии

2

Судостроение / кораблестроение

1

Атомная сфера

1

Научная сфера

1

Электрика

1

Техническая сфера

1

Конструкторская сфера / моделирование / проектирование

1

Программирование / программное обеспечение

1

Добывающая сфера

1

Газовая сфера

1

ЖКХ / коммунальные сферы

1

Железнодорожная сфера

1

Инженерная сфера

1

Горная сфера

1

Биотехнологии

1

Образовательная сфера

1

Архитектура

1

Инфраструктура

1

Генная инженерия

1

Во всех сферах / в любых

2

Другое

4

Затрудняюсь ответить

27

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07