МОСКВА, 24 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о профессии инженера.
Кадровый дефицит: что в настоящем? |
Научно-технологическое развитие — один из приоритетов России. В условиях курса на высокотехнологичную экономику и импортозамещение повышается спрос на квалифицированные инженерные кадры. Несмотря на высокий спрос, проблема нехватки инженерных кадров сохраняется. Как раз недавно этому было посвящено заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
Безусловно, это не является неожиданной новостью, так как падение престижа профессии инженера пришлось еще на конец XX века и далее усилилось в начале XXI века.
По мере развития технологий, модернизации производств предприятия стали остро ощущать нехватку и/или низкое качество подготовки специалистов. Тактика невмешательства грозила серьезным технологическим провалом, поэтому государство стало предпринимать меры по повышению привлекательности технических специальностей. Сегодня мы видим, что престиж профессии инженера неустойчив: после роста в прошлом году показатель снизился на уровень 2023 г. Младшая молодежь до 24 лет по-прежнему наиболее высоко оценивает престиж профессии, однако и эта доля уменьшается. Казалось бы, как минимум в последние пять лет инициируются и реализуются финансовые меры поддержки (гранты, стипендии), ведется информационно-популяризаторская работа по повышению интереса к техническим специальностям, налаживается сотрудничество учебных заведений и предприятий, обогащая процесс обучения практикой, критически важной для работодателя. Однако этого все еще недостаточно. Повышение оплаты и создание благоприятных условий труда, а также усиление подготовки (включая профориентацию) — главные стимулирующие меры повышения интереса к инженерным профессиям по мнению как молодежи, так и старших поколений. Наиболее ярким маркером престижа профессии инженера является именно высокий уровень заработной планы: подавляющее большинство россиян среди считающих работу инженера высокооплачиваемой говорят о ее престижности (85%), а более половины — о желании получить инженерную профессию, если бы сейчас был такой профессиональный выбор (58%). Антимаркер престижа — некомфортные условия труда.
Стереотипы о профессии инженера |
Налицо серьезный разрыв между признанием социальной значимости инженерии и готовности учиться/работать инженером.
69% молодежи 18-35 лет считают профессию инженера престижной, при этом декларируют потенциальный (проективный) интерес к освоению инженерной специальности 46%. Серьезное снижение, практически на четверть, что в некоторой степени объясняет дефицит кадров. Неготовность же обосновывается не только непривлекательными оплатой и условиями труда, немаловажную роль играют все еще существующие гендерные стереотипы, а также представления об инженерии как о непосильной науке, требующей с одной стороны глубоких знаний, а с другой — таланта. Кроме того, несмотря на то что молодежь считает работу инженера интересной, престижной, востребованной, рынок труда предлагает другие не менее привлекательные альтернативы с более стремительным карьерным ростом и стартовым высоким уровнем заработной платы. Сам по себе престиж оказывается беспомощным перед силой обозначенных барьеров, без устранения которых в будущем станет невозможно обеспечить «инженерный тыл» для успешного конкурирования в технологической гонке.
Кадровый дефицит: что в будущем? |
Ответ на обозначенный в самом начале вопрос кроется не только в универсальных стратегиях повышения заработной платы и создании привлекательных условий труда. Важно «громче» заявлять о естественно-научных дисциплинах, начиная со школы, рассказывать о профессии инженера (выдающихся персонах, разработках и достижениях, многогранности реализации потенциала в различных сферах), разрушать тем самым стереотипы о сложности получения специальности инженера и гендерных ограничениях, показывая реальные примеры профессионального становления инженеров. Такая коммуникационная работа требуется как в учебных заведениях, так и в широком медийном пространстве. Еще один важный аспект — интеграция практических реалий в процесс школьного образования. Это может быть аналог федеральной программы «Профессионалитет», адаптированный для подготовки школьников к будущей профессии. Именно ранняя популяризация инженерных профессий закладывает фундамент для формирования нового поколения специалистов, готовых к сложным задачам, от решения которых зависит развитие страны.
Автор: Ксения Таракановская.