МОСКВА, 23 декабря 2004 г. Близится католическое рождество, которое все чаще начинают отмечать и в России, особенно в Москве, наравне с другими зарубежными праздниками (День Святого Валентина, День Святого Патрика и т.п.). Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить, насколько популярны иностранные традиции и почему.
По данным опросов, большинство (49%) россиян весьма позитивно относятся к распространению в России праздников, пришедших к нам из-за рубежа. Каждый третий (35%), не обнаруживая в них для себя никакого особенного смысла, воспринимает их просто как дополнительный повод отдохнуть и повеселиться. Еще 14% опрошенных придают подобным праздникам особое значение, полагая, что они способствуют сближению России со странами Запада. Доля противников западного праздничного «ветерка» хотя и не столь велика, но вполне ощутима – 22%, и прежде всего они подчеркивают противоречие западных веяний российским национальным и культурным традициям (12%). На собственно религиозный аспект противоречий католических и православных праздников обращают внимание только 10% опрошенных.
Основным «проводником» зарубежных праздников в жизнь россиян опрошенные считают молодежь – 40% ответили, что именно ориентация на молодежь способствует их распространению в России. Причем чаще всего этой точки зрения придерживается сама молодежь (51% среди опрошенных в возрасте до 24 лет). Другой важной причиной «католизации» российских праздников респонденты считают рекламу (29%). Культурная интеграция России в западное пространство, по мнению россиян, является не таким значимым фактором распространения католических праздников. Во всяком случае, только те же 13% опрошенных полагают, что причина их растущей популярности заключается в стремлении людей приобщиться к западной культуре и образу жизни.
Позитивное в целом отношение россиян к неправославным праздникам и игнорирование их культурной и религиозной составляющей вполне можно объяснить высокой толерантностью россиян к «иноверцам». Однако, представляется, что более значима здесь не столько терпимость к иной, сколько отсутствие собственной веры. По данным опроса, лишь 52% респондентов верят в Бога. При этом 58% опрошенных параллельно, как бы «на всякий случай», верят в такие сверхъестественные силы и явления как колдовство и магия, переселение душ, судьба, гороскопы, приметы, НЛО и инопланетяне.
Тем не менее, оценивая роль церкви в жизни современного российского общества, большинство опрошенных (53%) полагают, что она должна возрастать. В первую очередь это касается таких сфер ее деятельности как помощь больным и их близким в медицинских учреждениях (усиление роли церкви здесь приветствуют 33% опрошенных), поддержание морального климата и воспитательная работа в местах заключения и в вооруженных силах (29 и 26% соответственно). Другими словами, роль церкви видится прежде всего в поддержании тех конкретных групп населения и конкретных людей, которые в данный момент являются по тем или иным причинам социально уязвимыми. Несколько ниже поддержка возможного вмешательства церкви в сферу образования – преподавание в государственных школах истории религии и религиозной культуры поддерживают 23%. Хотя следует отметить, что на фоне активной общественной дискуссии о возможности и необходимости преподавания основ религии в школах, поддержка этого нововведения почти четвертью населения представляется величиной весьма значительной. Помощь церкви государству в восстановлении, реставрации и реконструкции культовых зданий, сооружений считают целесообразной (22%). Наименьшей поддержкой россиян пользуется проповедование религиозных ценностей в средствах массовой информации (15%), что, по всей видимости, воспринимается как насаждение верований пусть мягким, но, тем не менее, насильственным образом.
Однако усиление роли церкви в жизни общества приветствуется далеко не всеми россиянами. Более трети опрошенных (35%) заявили, что священнослужители должны работать со своими прихожанами, не вмешиваясь в жизнь других граждан и общества в целом.