МОСКВА, 17 июня 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне объясняют понятие «инновация», как оценивают инновационность различных отраслей российской экономики и готовы ли сами приступить к реализации инновационных идей.
<link https: youtu.be ccwzf-nxls0 external-link-new-window external link in new>Инновации воспринимаются россиянами как возможный катализатор развития экономики и общественной жизни в стране (в 2016 г. так считают 67%). С годами это видение в общественном сознании только окрепло (с 56% в 2007 г.).
Важность внедрения инновационных разработок признают три четверти россиян (76% в 2016 г. - с 68% в 2010 г.), в том числе 28% считают необходимым решить эту задачу незамедлительно. Лишь 10% считают разговоры об инновациях пустыми словами, не имеющими отношения к российским реалиям.
При этом подавляющее большинство наших сограждан считают, что в стране уже есть инновационные сферы (только 3% полагают, что в нашей стране их нет вовсе). В народном рейтинге инновационных отраслей лидирует военная промышленность (38%), далее следуют космос (22%), медицина (19%), высокие технологии и генетика (17%), промышленность (16%), с/х (14%) и др.
Вместе с тем ощущается потребность более активного и масштабного внедрения новшеств в экономику и социальную сферу: по словам 21% опрошенных, в этом нуждаются все отрасли, а наиболее приоритетными направлениями для этого считаются сельское хозяйство (37%), медицина (37%), строительство (22%), наука и образование (20%). Энергетику назвали инновационной только 6%, и 3% считают, что этой отрасли требуется внедрение инноваций.
Однозначного ответа на вопрос, что поможет внедрению нововведений в стране, у респондентов пока нет: 31% отмечают эффективность создания бизнес-инкубаторов при вузах, 28% - специализированных программ для старшеклассников, 30% - активного финансирования инновационных предприятий и др.
Однако уже сегодня каждый четвертый (26% - с 18% в 2010 г.) заявляет о готовности приступить к реализации инновационных идей, в случае получения помощи со стороны государства и бизнеса. Заметно выше эта доля среди молодежи (39% от 18 до 24 лет), москвичей и петербуржцев (35%), людей с хорошим материальным достатком (38%) и высокообразованных (33%). Не чувствуют в себе силы начать даже при поддержке со стороны 10%, а 54% признаются, что у них нет свежих идей.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться <link http: www.wciom.ru fileadmin file reports_conferences>здесь.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 9-10 апреля 2016 г. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.