МОСКВА, 18 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные мониторингового исследования на тему инфляции.
Этой весной на фоне многочисленных западных санкций российская экономика столкнулась со многими вызовами. Сворачивание деятельности зарубежного бизнеса, нарушение цепочек поставок, колебания курса валют должны были отразиться не только на макроэкономических показателях, но и на восприятии экономической ситуации населением. Всплеска пессимистичных оценок роста цен в этом году не произошло. Напротив, с апреля наблюдается положительная динамика: если в ходе мартовского опроса высоким рост цен назвали 63%, то в апреле уже каждый второй — 52% (−11 п.п.). Вопреки пессимистичным прогнозам, с каждым месяцем эта доля только снижалась. В ходе сентябрьского опроса треть граждан оценили инфляцию как высокую (31%). Для сравнения, за аналогичный период прошлого года таких было вдвое больше — 60%. На сегодняшний день более трети опрошенных считают рост цен умеренным (38%). Незначительной инфляцию назвал каждый пятый (21% vs. 5% в феврале 2022 г.).
В результате индекс восприятия инфляции* впервые за последние три года достиг минимума, составив 50 пунктов. Показатель оказался весьма устойчив к внешним событиям: в марте текущего года его значение было аналогично декабрьскому 2021 года (март 2022 г. — 70 п., декабрь 2021 г. — 71 п.). Отчасти это говорит об инерционности рынка , отчасти — о чрезмерности опасений, которые пока не подтвердились.
Инфляционные ожидания россиян в сентябре были менее оптимистичными. По мнению 79%, цены на основные потребительские товары и услуги в ближайшие один-два месяца вырастут. Незначительную инфляцию из них ожидает каждый второй — 48%. В сравнении с апрелем-августом показатель вырос на 9-13 п.п., но остается низким относительно данных начала года (январь-февраль — 90%). Дефляцию спрогнозировали 4%, а 9% предположили, что цена товаров и услуг останется на прежнем уровне.
Таким образом, хотя ожидания ухудшились в сравнении с весной-летом, они далеки от тревожных значений этой зимы. Индекс инфляционных ожиданий** в сентябре находился на отметке 76 пунктов при возможном максимуме за 2022 год в 83 пункта (данные января). Два года назад значение расчетного показателя за аналогичный период было на 4 пункта выше (IX.2020 — 80 п.), а в прошлом году — на 6 пунктов (IX.2021 — 84 п.).
* Индекс восприятия инфляции показывает, насколько россияне ощущают инфляцию. Индекс строится на основе вопроса: «Как бы Вы оценили рост цен (инфляцию) в течение последнего месяца-двух?» путем суммирования ответов. При этом ответу «Инфляция очень высокая» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Инфляция умеренная» — коэффициент 0,5, «Инфляция незначительная» — 0,1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значения от 0 до 90. Чем выше значение индекса, тем более распространено мнение среди россиян о высоких темпах инфляции.
** Индекс инфляционных ожиданий — демонстрирует субъективный прогноз россиян относительно инфляции. Чем выше значение индекса, тем больше ожидают роста цен. Индекс строится на основе вопроса: «Как, на Ваш взгляд, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в ближайшие один-два месяца?» Ответу «цены вырастут» присваивается коэффициент 0,9, ответу «останутся прежними» — 0,5, «снизятся» — 0,1. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90.
«Инфляция» в российском обществе давно стала своеобразным мемом (в значении Р. Докинза — идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.). Повышения цен ежегодно ждет большинство жителей РФ вне зависимости от актуальной экономической ситуации. Даже в относительно успешные нулевые можно было услышать, что «цены вот-вот вырастут», а любое повышение стоимости повседневных товаров сразу же связывалось с инфляцией.
Во многом это объясняется тем, что на восприятие роста цен влияют не столько реальные экономические процессы, сколько их интерпретация в информационном поле и личном опыте.
Так, индекс инфляционных ожиданий увеличивается к концу года и уменьшается к его середине. Как правило, это происходит за счет специфики культурно-хозяйственных циклов в России: период с сентября по декабрь обычно отмечается ростом покупательской активности, которая достигает своего пика в новогодние праздники (подарки, новогодний стол, закрытие дебиторских задолженностей и т.д.) и затем медленно снижается вплоть до начала лета.
Текущий год не исключение, однако важно учитывать, что в нем на привычный цикл наложилось серьезное искажение информационной повестки. С февраля по май в медиапространстве появлялись сообщения о новых санкциях, уходе зарубежных компаний с российского рынка, «возможном дефолте» и т.д. Из-за этого естественным образом росло чувство тревожности.
К счастью, дефолта не случилось. Часть категорий товаров (автомобили, электроника и т.д.) действительно заметно подорожали, однако на повседневную потребительскую корзину инфляция пока не оказала критического влияния. Нереализованное чувство сильной тревоги сменилось ощущением сдержанного «позитива», что и обусловило наиболее низкий за последние три года показатель индекса восприятия инфляции.