Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Бизнес

Идеальный водитель: тише едешь — дальше будешь?

Россияне не поддерживают возрастные и гендерные стереотипы о вождении, они за индивидуальную оценку пригодности к вождению по медицинским показаниям и убеждены, что управление автомобилем определяется личными качествами, а не полом. Спойлер: россияне ошибаются.
Фото:
Коротко о главном
  • 51% россиян имеют водительские права, 36% водят транспортное средство.
  • 67% считают, что предельный возраст, после которого управлять автомобилем нельзя, должен устанавливаться по медицинским показаниям. Поддерживают идею единого верхнего порога для всех 15%, в среднем они называют 70 лет.
  • 68% убеждены, что пол не имеет значения в вопросах вождения, а 24% считают, что мужчинам вождение дается лучше.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 51% россиян имеют водительские права, 36% водят транспортное средство.
  • 67% считают, что предельный возраст, после которого управлять автомобилем нельзя, должен устанавливаться по медицинским показаниям. Поддерживают идею единого верхнего порога для всех 15%, в среднем они называют 70 лет.
  • 68% убеждены, что пол не имеет значения в вопросах вождения, а 24% считают, что мужчинам вождение дается лучше.

МОСКВА, 23 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о водителях и вождении.

Где-то за городом очень недорого…

Автомобиль давно перестал быть признаком роскоши, для многих людей машина — это не столько статус, сколько способ быть мобильным. Согласно опросу АЦ ВЦИОМ, водительские права есть у половины россиян, каждый третий управляет каким-либо транспортным средством.

Образ идеального водителя в глазах россиян складывается прежде всего вокруг безопасности и уважения к другим участникам движения. Это человек внимательный и собранный, сосредоточенный на дороге, способный быстро оценить ситуацию, он хорошо знает ПДД и ведет себя осмотрительно и осторожно. И, конечно, не употребляет за рулем алкоголь. От него ждут выдержки и умения вести себя без агрессии. Не менее важны корректность и вежливость по отношению к другим участникам дорожного движения.

Молодежь вкладывает в образ больше таких черт, как ответственность, бдительность, выдержка, то есть личных качеств. Россияне более старших возрастов чаще делают акцент на знании ПДД, опыте и водительском мастерстве, а также уважении и взаимовыручке на дороге. По сути, это два разных культурных образа идеального водителя. В советские годы водитель был прежде всего профессионалом, разбирался в технике, личная машина была редкостью, а взаимопомощь на дорогах была распространена и еще не ассоциировалась с риском встретить мошенника. В современных реалиях пробок, высокого трафика, гаджетов за рулем и обыденности авто на первое место выходит личность водителя, способность контролировать себя и ситуацию.

На приоритеты также влияет опыт вождения . Те, кто имеет водительские права, больше говорят о концентрации и бдительности, стрессоустойчивости, хорошем знании ПДД и взаимном уважении, культуре поведения на дороге. Те же, у кого нет прав, несколько чаще вспоминают о трезвости.

  • С большей долей вероятности за рулем можно встретить мужчин среднего возраста (миллениалы и реформенное поколение), скорее всего, у водителя будет высшее образование, а вот доход не влияет на практики вождения. Те, кто имеет права, но не управляет транспортным средством, чаще встречаются в мегаполисах.
  • Наибольшее число активных водителей (тех, кто имеет права и водит) отмечено в Северо-Кавказском федеральном округе — каждый второй.

 

18+ и 60−

В разработанном МВД Проекте Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года приводится следующая статистика: с 2017 по 2024 год количество ДТП по вине водителей в возрасте 60 лет и старше увеличилось на 25%. С учетом дальнейшего роста доли граждан старше 60 лет авторы проекта отмечают целесообразность совершенствования механизмов определения пригодности водителей старше 60 лет к безопасному участию в дорожном движении. А движение «Ветераны России» обратилось в МВД с просьбой установить единый верхний порог управления автомобилем в 70 лет.

Но большинство россиян явно не поддерживают такие инициативы и против жесткой возрастной планки. Они считают, что вопрос пригодности к управлению автомобилем должен решаться индивидуально по состоянию здоровья. Граждане скорее доверяют медицине, чем формальным правилам, и это мнение едино для россиян всех возрастов и не зависит от наличия прав.

За фиксированный предельный возраст выступают 15% опрошенных, чаще всего они называют рубеж в 70 лет. И столько же (15%) полагают, что никаких ограничений быть не должно совсем, даже по медицинским показаниям; в столичных городах это мнение особенно популярно (21%).

Автоледи vs. автоджентльмены

В споре о том, кто же водит лучше — мужчины или женщины, — россияне поставили точку: пол значения не имеет. Так думают семь из десяти. Тем не менее стереотип о мужском превосходстве за рулем не уходит. Каждый четвертый считает, что мужчины водят лучше. В аргументах этих респондентов смешаны рациональные и культурные представления: мужчины видятся им более спокойными, собранными, стрессоустойчивыми; более опытными и имеющими «техническое понимание машины». Часть объяснений уходит в традиционные гендерные роли: «это мужское дело», «так заведено».

Только 5% россиян уверены, что лучше водят женщины. Сторонники этой позиции отмечают аккуратность, соблюдение правил, ответственность и более спокойное поведение женщин за рулем, а также меньшую склонность к агрессии и употреблению алкоголя.

Любопытно, что среди женщин-водителей вера в гендерное равенство особенно сильна. А среди мужчин-водителей заметно чаще звучит идея мужского преимущества, но даже здесь доминирует мнение, что все зависит от личности, а не от пола.

Вопреки общественному мнению упрямая статистика наглядно демонстрирует, что мужчины все-таки чаще попадают в аварии (а также аварии с участием мужчин-водителей обычно более тяжелые). И это характерно не только для России, но и, например, для США. В обоих случаях авторы близки в объяснениях причин такой картины: мужчины более склонны к рискованному поведению за рулем и чаще употребляют алкоголь.

5 октября 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 5 октября 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7054; минимальный коэффициент ответов (МКО) = 0,0149; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1566.

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Степан Львов
Председатель Научного Совета Аналитического центра ВЦИОМ

«Общественное мнение играет ключевую роль в обеспечении безопасности дорожного движения. В этой формулировке нет ни капли преувеличения!

Безопасное движение – это точное следование правилам, то есть выполнение индивидуальной когнитивной, технической и юридически значимой задачи. В массовом сознании россиян укрепился приоритет соблюдения формальных правил: не садиться за руль выпившим, уступать пешеходу на переходе, надевать ремень безопасности, не парковаться во втором ряду… Это сработало – показатели аварийности и смертности за последнее десятилетие заметно сократились, но потенциал этих мер исчерпывается.

Давайте рассмотрим дорожное движение под другим углом. Ведь это – прежде всего непрерывное социальное взаимодействие, требующее кооперативного поведения всех участников. Агрессивное вождение – поведенческий антипод кооперации – является причиной более половины аварий с тяжелыми последствиями. Мы привыкли считать, что это некие хулиганские действия с элементами выпендрежа и эгоизма. На самом деле – это любое наше неоправданное действие, ставящее в трудное положение других участников. Мы не должны забывать, что 99% водителей – обычные люди без стопроцентного зрения, молниеносной реакции и навыков контраварийной езды. Но, как оказалось, с неуважительным вождением справиться труднее всего – правила и контроль здесь работают не очень хорошо.

Правила кооперации невозможно вписать в ПДД, но они просты и о них знает каждый водитель, например, проявлять эмпатию и уважение, осознавать влияние своих действий на других и т.д. Кооперацию на дорогах надо рассматривать не как культурную «добродетель», а как оптимальную психофизиологическую защиту всех участников движения. Обеспечив ее, мы получим возможность не применять искусственные ограничения по возрасту, а только с учетом объективных показателей здоровья».

Перейти к странице эксперта


23 октября 2025

Скажите, пожалуйста, у Вас лично есть действующее водительское удостоверение / водительские права или нет? Если есть, то Вы в последнее время водите или не водите транспортное средство?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Есть права и вожу

36

57

19

15

38

52

47

29

11

Есть права, но не вожу в последнее время

15

15

15

11

10

15

16

18

18

Нет водительских прав

49

28

66

74

52

33

37

53

71

Как Вы думаете, какими качествами должен обладать идеальный водитель? Вы можете назвать несколько ответов

(открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Безопасность, правовая дисциплина и мастерство вождения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бдительность / внимательность / концентрация / собранность / сосредоточенность / без телефона за рулем/ быстрота реакции / быстрая оценка ситуации

56

54

57

81

73

66

54

43

29

Знать правила ПДД/ аккуратность / соблюдение правил ПДД / осторожность за рулем

41

40

43

31

37

40

43

43

53

Трезвость / без вредных привычек / без наркотических средств

18

16

19

17

16

15

19

20

20

Мастерство / навыки вождения / опыт / профессионализм / стаж

10

10

11

7

7

9

9

13

12

Следить за авто / знать технически машину / быть механиком

3

4

2

1

2

2

1

4

6

Психоэмоциональная устойчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спокойствие / выдержка / дисциплинированность / стрессоустойчивость / сдержанность / терпение / хладнокровие / сила воли/ мужество / характер / уверенность в себе / решительность / адекватность / думать головой / здравомыслие / рассудительность / грамотность / ум / интеллект

35

34

34

39

41

39

33

31

25

Взаимоуважение на дороге / уважать пешеходов / велосипедистов / людей / доброта / доброжелательность / взаимопомощь / отзывчивость / человечность / вежливость / порядочность / воспитанность / культурность

27

25

28

4

25

24

32

33

26

Ответственность / пунктуальность / честность / совесть / надежность / справедливость

13

11

13

22

14

14

10

11

7

Физическое состояние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровый человек / здоровье

5

4

5

0

4

4

6

6

6

Хорошее зрение

3

4

3

3

5

4

3

3

1

Бодрость / высыпаться

1

1

0

0

0

2

1

0

0

Другое

6

7

5

9

7

6

7

6

1

Затрудняюсь ответить

10

9

11

8

12

7

9

11

18

Как Вы думаете, какими качествами должен обладать идеальный водитель? Вы можете назвать несколько ответов

(открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть права и вожу

Есть права, но не вожу в последнее время

Нет водительских прав

Безопасность, правовая дисциплина и мастерство вождения

 

 

 

 

Бдительность / внимательность / концентрация / собранность / сосредоточенность / без телефона за рулем / быстрота реакции / быстрая оценка ситуации

56

62

59

51

Знать правила ПДД/ аккуратность / соблюдение правил ПДД / осторожность за рулем

41

44

46

38

Трезвость/ без вредных привычек / без наркотических средств

18

13

19

21

Мастерство / навыки вождения / опыт / профессионализм / стаж

10

11

8

10

Следить за авто/ знать технически машину/ быть механиком

3

4

2

2

Психоэмоциональная устойчивость

 

 

 

 

Спокойствие / выдержка / дисциплинированность / стрессоустойчивость / сдержанность / терпение/ хладнокровие/ сила воли / мужество / характер/ уверенность в себе/ решительность / адекватность / думать головой / здравомыслие / рассудительность / грамотность / ум/ интеллект

35

39

32

32

Взаимоуважение на дороге / уважать пешеходов/ велосипедистов/ людей / доброта / доброжелательность / взаимопомощь / отзывчивость / человечность / вежливость / порядочность / воспитанность / культурность

27

32

30

23

Ответственность / пунктуальность / честность / совесть/ надежность / справедливость

13

13

17

10

Физическое состояние

 

 

 

 

Здоровый человек / здоровье

5

5

5

5

Хорошее зрение

3

4

3

3

Бодрость / высыпаться

1

1

0

0

Другое

6

7

6

5

Затрудняюсь ответить

10

4

9

15

Как Вы думаете, законом должен быть установлен предельный возраст, после которого людям нельзя управлять автомобилем, или такие ограничения не нужны?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Должен быть установлен одинаковый для всех предельный возраст

15

12

18

13

16

20

15

12

13

Предельный возраст должен устанавливаться по медицинским показаниям

67

68

66

69

66

61

70

70

68

Никаких особых возрастных ограничений быть не должно

15

18

12

15

16

17

13

15

13

Затрудняюсь ответить

3

2

4

3

2

2

2

3

6

Как Вы думаете, законом должен быть установлен предельный возраст, после которого людям нельзя управлять автомобилем, или такие ограничения не нужны?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть права и вожу

Есть права, но не вожу в последнее время

Нет водительских прав

Должен быть установлен одинаковый для всех предельный возраст

15

14

15

16

Предельный возраст должен устанавливаться по медицинским показаниям

67

67

71

66

Никаких особых возрастных ограничений быть не должно

15

17

12

14

Затрудняюсь ответить

3

2

2

4

Должен быть установлен одинаковый для всех предельный возраст (уточните, после какого возраста, по-Вашему, управлять автомобилем нельзя?)

(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто считает, что должен быть установлен одинаковый для всех предельный возраст)

45

1

50

2

55

1

60

13

65

9

70

37

75

18

80

17

85

1

90

1

Среднее

71

Есть разные мнения о том, кто лучше управляет автомобилем, мужчины или женщины, а что думаете Вы? Лучше справляются с управлением…

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Мужчины

24

29

20

19

22

23

22

27

30

Женщины

5

3

7

9

2

4

3

7

9

Пол не имеет значения

68

64

70

71

75

72

72

60

57

Затрудняюсь ответить

3

4

3

1

1

1

3

6

4

Есть разные мнения о том, кто лучше управляет автомобилем, мужчины или женщины, а что думаете Вы? Лучше справляются с управлением…

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть права и вожу

Есть права, но не вожу в последнее время

Нет водительских прав

Мужчины

24

26

19

25

Женщины

5

4

6

6

Пол не имеет значения

68

68

73

65

Затрудняюсь ответить

3

2

2

4

Есть разные мнения о том, кто лучше управляет автомобилем, мужчины или женщины, а что думаете Вы? Лучше справляются с управлением…

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть права, и кто водит автомобиль)

 

Все опрошенные

Мужчины-водители (есть права и водят)

Женщины-водители (есть права и водят)

Мужчины

26

33

9

Женщины

4

2

7

Пол не имеет значения

68

62

83

Затрудняюсь ответить

2

3

1

А почему Вы думаете, что мужчины лучше управляют автомобилем? Можете назвать несколько причин

(открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто считает, что мужчины лучше управляют автомобилем)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Внимательность / сосредоточенность / концентрация / хладнокровие / спокойствие / стрессоустойчивость / менее эмоциональны / принятие решений / оценка ситуации / собранность / ответственность / серьёзность / рассудительность / уверенность / смелость / контроль / дисциплина

70

67

71

Это мужское дело / больше мужчин / больше опыта / не женское это дело / лучше водят /лучше ориентируются / чувствуют дорогу заложено так / это в крови / логическое мышление / мыслят по другому / мозг устроен по другому / понимание в технике / лучше чувствуют машину / физически сильнее / выносливее / не красят губы / не смотрят в зеркало / не разговаривают по телефону / больше аварий с участием женщин / ДТП / у женщин больше ошибок, плохо водят, глупые, не соблюдают правила

55

53

53

Личный опыт / наблюдение

8

12

4

Другое

5

5

6

Затрудняюсь ответить

7

4

11

А почему Вы думаете, что женщины лучше управляют автомобилем? Можете назвать несколько причин

(открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто считает, что женщины лучше управляют автомобилем)

Корректное вождение / соблюдение правил / более продуманные / аккуратность / осторожнее / бережно относится

60

Ответственность / дисциплина / менее агрессивные / спокойствие

35

Внимательность / бдительность / реакция

33

Не употребляют алкоголь

20

Так говорят / статистика

3

Другое

2

Затрудняюсь ответить

5

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07