МОСКВА, 23 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о водителях и вождении.
Где-то за городом очень недорого… |
Автомобиль давно перестал быть признаком роскоши, для многих людей машина — это не столько статус, сколько способ быть мобильным. Согласно опросу АЦ ВЦИОМ, водительские права есть у половины россиян, каждый третий управляет каким-либо транспортным средством.
Образ идеального водителя в глазах россиян складывается прежде всего вокруг безопасности и уважения к другим участникам движения. Это человек внимательный и собранный, сосредоточенный на дороге, способный быстро оценить ситуацию, он хорошо знает ПДД и ведет себя осмотрительно и осторожно. И, конечно, не употребляет за рулем алкоголь. От него ждут выдержки и умения вести себя без агрессии. Не менее важны корректность и вежливость по отношению к другим участникам дорожного движения.
Молодежь вкладывает в образ больше таких черт, как ответственность, бдительность, выдержка, то есть личных качеств. Россияне более старших возрастов чаще делают акцент на знании ПДД, опыте и водительском мастерстве, а также уважении и взаимовыручке на дороге. По сути, это два разных культурных образа идеального водителя. В советские годы водитель был прежде всего профессионалом, разбирался в технике, личная машина была редкостью, а взаимопомощь на дорогах была распространена и еще не ассоциировалась с риском встретить мошенника. В современных реалиях пробок, высокого трафика, гаджетов за рулем и обыденности авто на первое место выходит личность водителя, способность контролировать себя и ситуацию.
На приоритеты также влияет опыт вождения . Те, кто имеет водительские права, больше говорят о концентрации и бдительности, стрессоустойчивости, хорошем знании ПДД и взаимном уважении, культуре поведения на дороге. Те же, у кого нет прав, несколько чаще вспоминают о трезвости.
|
18+ и 60− |
В разработанном МВД Проекте Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года приводится следующая статистика: с 2017 по 2024 год количество ДТП по вине водителей в возрасте 60 лет и старше увеличилось на 25%. С учетом дальнейшего роста доли граждан старше 60 лет авторы проекта отмечают целесообразность совершенствования механизмов определения пригодности водителей старше 60 лет к безопасному участию в дорожном движении. А движение «Ветераны России» обратилось в МВД с просьбой установить единый верхний порог управления автомобилем в 70 лет.
Но большинство россиян явно не поддерживают такие инициативы и против жесткой возрастной планки. Они считают, что вопрос пригодности к управлению автомобилем должен решаться индивидуально по состоянию здоровья. Граждане скорее доверяют медицине, чем формальным правилам, и это мнение едино для россиян всех возрастов и не зависит от наличия прав.
За фиксированный предельный возраст выступают 15% опрошенных, чаще всего они называют рубеж в 70 лет. И столько же (15%) полагают, что никаких ограничений быть не должно совсем, даже по медицинским показаниям; в столичных городах это мнение особенно популярно (21%).
Автоледи vs. автоджентльмены |
В споре о том, кто же водит лучше — мужчины или женщины, — россияне поставили точку: пол значения не имеет. Так думают семь из десяти. Тем не менее стереотип о мужском превосходстве за рулем не уходит. Каждый четвертый считает, что мужчины водят лучше. В аргументах этих респондентов смешаны рациональные и культурные представления: мужчины видятся им более спокойными, собранными, стрессоустойчивыми; более опытными и имеющими «техническое понимание машины». Часть объяснений уходит в традиционные гендерные роли: «это мужское дело», «так заведено».
Только 5% россиян уверены, что лучше водят женщины. Сторонники этой позиции отмечают аккуратность, соблюдение правил, ответственность и более спокойное поведение женщин за рулем, а также меньшую склонность к агрессии и употреблению алкоголя.
Любопытно, что среди женщин-водителей вера в гендерное равенство особенно сильна. А среди мужчин-водителей заметно чаще звучит идея мужского преимущества, но даже здесь доминирует мнение, что все зависит от личности, а не от пола.
Вопреки общественному мнению упрямая статистика наглядно демонстрирует, что мужчины все-таки чаще попадают в аварии (а также аварии с участием мужчин-водителей обычно более тяжелые). И это характерно не только для России, но и, например, для США. В обоих случаях авторы близки в объяснениях причин такой картины: мужчины более склонны к рискованному поведению за рулем и чаще употребляют алкоголь.
«Общественное мнение играет ключевую роль в обеспечении безопасности дорожного движения. В этой формулировке нет ни капли преувеличения!
Безопасное движение – это точное следование правилам, то есть выполнение индивидуальной когнитивной, технической и юридически значимой задачи. В массовом сознании россиян укрепился приоритет соблюдения формальных правил: не садиться за руль выпившим, уступать пешеходу на переходе, надевать ремень безопасности, не парковаться во втором ряду… Это сработало – показатели аварийности и смертности за последнее десятилетие заметно сократились, но потенциал этих мер исчерпывается.
Давайте рассмотрим дорожное движение под другим углом. Ведь это – прежде всего непрерывное социальное взаимодействие, требующее кооперативного поведения всех участников. Агрессивное вождение – поведенческий антипод кооперации – является причиной более половины аварий с тяжелыми последствиями. Мы привыкли считать, что это некие хулиганские действия с элементами выпендрежа и эгоизма. На самом деле – это любое наше неоправданное действие, ставящее в трудное положение других участников. Мы не должны забывать, что 99% водителей – обычные люди без стопроцентного зрения, молниеносной реакции и навыков контраварийной езды. Но, как оказалось, с неуважительным вождением справиться труднее всего – правила и контроль здесь работают не очень хорошо.
Правила кооперации невозможно вписать в ПДД, но они просты и о них знает каждый водитель, например, проявлять эмпатию и уважение, осознавать влияние своих действий на других и т.д. Кооперацию на дорогах надо рассматривать не как культурную «добродетель», а как оптимальную психофизиологическую защиту всех участников движения. Обеспечив ее, мы получим возможность не применять искусственные ограничения по возрасту, а только с учетом объективных показателей здоровья».
Перейти к странице эксперта