МОСКВА, 03 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об умениях россиян.
За три десятилетия наше общество претерпело кардинальные изменения во всех сферах: жизнь стала динамичнее, информационные технологии прочно вошли в нее и изменили привычные практики. Сегодня мы многое делаем не так, как в 1992 г. — покупаем, учимся, обустраиваем быт, работаем, отдыхаем. И этому есть ряд понятных причин — необходимая информация стала доступнее, нужные товары легко приобрести, а многие сложные процессы стали автоматизированными, достаточно лишь нажать на пару кнопок. Создание фотографий раньше и сейчас — совершенно разные технически и по затратам процессы, но вряд ли это обесценивает современные умения и навыки, просто они изменились вместе с нами.
В наши дни абсолютное большинство россиян, как и 30 лет назад, могут приготовить себе обед — 96% (+10 п.п. к 1992 г.). Этим навыком в равной степени владеют мужчины (93%) и женщины (98%), молодежь (95%) и старшее поколение (96%). Следующие по популярности умения нельзя назвать жизненно важными, это умение фотографировать и ориентироваться по географической карте — по 79%. За 30 лет почти в три раза больше россиян стали создавать фото (28% в 1992 г.) и почти в два раза больше стали разбираться в географических картах (46% в 1992 г.). Рост популярности этих навыков, скорее всего, обусловлен развитием технологий и популярностью путешествий: и карты, и фотоаппарат теперь есть у каждого владельца смартфона.
Еще одно умение, без которого сложно представить современную жизнь, — работа на компьютере: ее освоили 74% россиян, за три десятилетия показатель увеличился в рекордные 7,4 раза (10% в 1992 г.). В возрастном разрезе это 96% молодых людей 18-24 лет и всего 54% среди старшего поколения.
В большей степени навыки и умения обусловлены возрастом, образованием и урбанизированностью, реже — полом:
|
Несмотря на популярность сервисов по ремонту, все больше россиян самостоятельно справляются с бытовыми задачами, такими как ремонт водопроводного крана. Если в 1992 г. это умели делать 42%, то в 2022 г. — 61%. В два раза чаще наши сограждане стали разбираться и в технических чертежах (26% в 1992 г. vs. 50% в 2022 г.). Такой рост тоже вполне объясним: например, стало проще приобрести мебель, а собрать ее легко самому с помощью инструкции.
|
Два умения россиян практически не изменились за 30 лет — это танцы и игра на музыкальных инструментах. Как и в 1992 г., сегодня каждый второй может похвастаться умением танцевать (56% в 1992 г. и 55% в 2022 г.), а искусством игры на музыкальных инструментах овладели 23% наших сограждан (19% в 1992 г.).
|
Что еще нам под силу? |
Большинство россиян умеют оказывать первую медицинскую помощь — 75%. Процент остается высоким почти во всех демографических группах, но чаще этим жизненно важным навыком обладают мужчины (80%), россияне старшего возраста (81%) и жители села (84%). Современные реалии привели к популярности таких умений, как пользование личным кабинетом на сайте банка (74%) и способность заказать в интернете нужный товар или услугу (71%). Эти практики стали частью нашей повседневности, но чаще о них говорят молодые люди 18-34 лет (92-95%), россияне с высшим образованием (84%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (84-85%), то есть наиболее активная и подкованная в цифровых технологиях часть общества. Для россиян старше 60 лет это не кажется таким простым: каждый второй сообщил, что не умеет пользоваться финансовыми услугами через личный кабинет банка или заказывать товары в сети (55-56%).
Еще одно умение — следствие современных технологий — ориентирование по навигатору и онлайн-картам (70%). В молодежной группе (18-24 лет) навигатор обходит традиционные географические карты (92% vs. 77%), а в старшей, напротив, лидируют карты географические (78% vs. 39%). Треть наших сограждан обладает и таким навыком, как монтаж видео и размещение его в сети (33%), здесь лидерство вновь у молодых — 64%, в старшей группе таким умением могут похвастаться лишь 14%.
Автомобили уже давно не роскошь, а средство передвижения, и управлять ими могут 59% россиян. Хотя женщин все чаще можно встретить за рулем, мужчины умеют водить в два раза чаще (84% vs. 39%). Большая доля имеющих водительские права приходится на группу 25-34-летних (76%), а далее происходит снижение, и в группе 60+ таковых уже 41%. Еще одно важное в наши дни умение — владение английским языком, об этом навыке сообщили 36% россиян, каждый третий. Читать на английском языке чаще других могут мужчины (41% vs. 32% женщин), 18-24-летние (62%), аудитория с высшим образованием (50%), жители обеих столиц (60%).
Смена времен и поколений приводит и к смене навыков, умений, привычных практик. 30 лет спустя мы умеем так же много, как и раньше. А в где-то даже и больше, но уже по-другому.
«В российском обществе сохраняется национальный архетип “рукастого мужика”, способного починить все — от потекшего крана до автомобиля. В советское время драйверами для игры “почини сам” были невысокое качество выпускавшихся тогда товаров, дефицит услуг и их низкое качество. Так, советские автомобили в народе называли “конструктором для взрослых”. В настоящее время выросло и качество товаров, предлагаемых на рынке, и возможность их сервисного постпродажного обслуживания. Существует множество онлайн-платформ, позволяющих вызвать на дом мастера практически любого профиля, предварительно ознакомившись с отзывами о его работе. Но в малых и средних городах по-прежнему предпочитают “чинить руками”, поскольку, во-первых, так “дешевле”, а во-вторых, национальные архетипы продолжают жить своей жизнью, несмотря на смену технологий и степень насыщенности рынка услугами.
На уровне архетипа умение мужчины все делать своими руками входит для российских женщин в идеальное видение мужа, с которым “как за каменной стеной”. Для многих российских девушек, вышедших замуж за иностранцев, происходит “разрыв шаблона”, когда их избранник, столкнувшись с проблемой вышедшего из строя унитаза, вместо того чтобы засучить рукава и решительно поковыряться в бачке, “неожиданно” вызывает сантехника, то есть ведет себя “не по-мужски”.
Что касается относительно невысокого процента россиян, владеющих английским языком, то сказывается “эффект большой страны”. Жители больших стран — например, США, Китая, России, — искренне полагают, что это иностранцы должны стремиться овладеть их языком, а не они изучать иностранные наречия, чтобы быть понятыми. В малых странах, таких как Австрия, Голландия, Финляндия, есть установка, что изучение английского языка — это ключ к постижению “большого мира”. Английским там хорошо владеют практически все — причем независимо от возраста. В странах же среднего размера (Германии, Франции, Испании, Италии) все ровно “серединка на половинку”. Рабочим английским там владеет в основном молодежь, а также люди, работающие в туристическом секторе. Он в этих странах велик, и если ты заинтересован в регулярном обширном турпотоке, то нужно понимать прибывающих туристов. Люди же старшего возраста или люди, живущие в глухой провинции, находящейся в стороне от основных туристических троп, ожидают, что, это, скорее, именно иностранцы должны перед прибытием в их страну оперативно овладеть великом языком Данте, Сервантеса или Мольера».