МОСКВА, 19 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках спецпроекта с интернет-изданием AdIndex представляет результаты мониторингового опроса россиян о фрилансерах.
«Фри» — значит свободный! |
Фриланс, еще недавно бывший нестандартной, инновационной формой занятости, уже стал привычным явлением на российском рынке труда. Вслед за ростом численности «независимых профессионалов» в нашем лексиконе укореняется и само понятие «фриланс»: за последние четыре года доля готовых дать ему определение выросла с 32% до 44%. Фигура фрилансера в общественном сознании имеет скорее нейтрально-позитивную окраску, упор в ответах делается на характер и формат занятости. Так, в представлении россиян фрилансеры — независимые, свободные и самозанятые работники, которые сами составляют свой график (15%), работают преимущественно удаленно / через интернет / на дому (13%) и на себя, а не «на дядю» (9%). Не знакомы с понятием «фриланс» более половины наших сограждан (56%), четыре года назад таких было 68%.
Фрилансеров много не бывает |
За последние три года число фрилансеров в нашей стране изменилось, считают 58% россиян. В подавляющем большинстве случаев опрошенные говорят об увеличении их числа — сегодня так думают 51%, или каждый второй. Заявили об обратном («скорее стало меньше») только 7%, тогда как каждый десятый отметил, что их численность за рассматриваемый период осталась прежней (10%). В целом сентябрьские оценки распространенности фриланса сопоставимы с оценками четырехлетней давности: в 2020 г. в обществе также доминировало мнение, что ряды фрилансеров в России пополнились (48%), 7% — что поредели. О неизменности ситуации говорили 17%, это немногим выше, чем сегодня.
Средой обитания фрилансеров принято считать интернет, в академическом сообществе они давно прослыли «цифровыми воротничками». Вероятно, поэтому рост их числа чаще заметен активным интернет-пользователям (58%) и приверженцам смешанной модели медиапотребления (ТВ + интернет, 50%), нежели активным телезрителям (35%).
На вольных хлебах неплохо кормят? |
Фрилансеры — социальная группа, лишенная полной гарантированной занятости, а значит, и регулярных доходов, и социальной защиты. В связи с этим их нередко причисляют к новому классу — прекариату. Впрочем, финансовая нестабильность, с которой сталкиваются «цифровые воротнички», — не повод считать эту категорию работников низкодоходной. Согласно полученным данным, за последние четыре года россияне только укрепились во мнении, что фриланс в среднем приносит больше дохода, чем работа по найму: сегодня так думают 38%, или на 7 п.п. больше в сравнении с 2020 г. Доля россиян, считающих, что их среднемесячный заработок идентичен, напротив, снизилась за рассматриваемый период с 26% до 18%. То же касается и тех, кто оценивает доходы фрилансеров ниже доходов штатных сотрудников — 7% (−5 п.п. за четыре года). Еще 37% затруднились с ответом, из трех «закрытых» вопросов о фрилансерах этот оказался для россиян самым сложным.
Более высокодоходным, чем «обычная работа», фриланс видится женщинам (41% vs. 35% мужчин), активным телезрителям (43%) и жителям Северо-Кавказского федерального округа (47%). |
Когда плюсы перевешивают… или нет? |
Каждый второй работающий россиянин считает, что плюсов и минусов в работе фрилансером примерно поровну (52%), за последние два года так стали думать немного чаще (+5 п.п. с 2022 г.). Прирост обеспечило снижение числа условных противников фриланса — тех, кто видит в нем больше минусов (8%, 2022 г. — 13%). Больше преимуществ такой формы занятости, как и два года назад, видит каждый пятый работающий россиянин (22%, 2022 г. — 20%).
Несмотря на то, что женщины чаще мужчин (здесь и далее речь о всех опрошенных, не только работающих) считают фриланс более высокооплачиваемым в сравнении с «обычной работой», именно мужчины чаще находят в нем большей плюсов (24% vs. 18% женщин). Оценки привлекательности работы фрилансером и ее доходности также связаны: о преобладании плюсов чаще говорят те, кто называет фрилансеров более высокооплачиваемой категорией работников, чем штатные сотрудники (29%).
Слово молодым и предприимчивым |
Проведенное исследование также позволило понять, как самим фрилансерам представляется их деятельность. Если быть точнее, речь идет о так называемом частном случае фрилансеров — самозанятых. Последние чаще россиян в целом отмечают рост числа фрилансеров в нашей стране за последние три года (67% vs. 51% среди всех опрошенных) и видят в их работе больше плюсов (32% vs. 20%). В вопросе заработка все не так однозначно: самозанятые россияне чаще других придерживаются мнения, что фрилансеры получают примерно столько же, сколько штатные сотрудники (27% vs. 18%).
Не хуже самозанятых в тонкостях фриланса разбирается молодежь 18-24 лет, о чем свидетельствует сравнительно низкая доля затруднившихся с ответом в этой группе. Молодые люди отмечают рост числа фрилансеров в нашей стране (68% vs. 51% по выборке в целом), их более высокий заработок (47% vs. 38%), а также говорят о преобладании плюсов такой формы занятости (27% vs. 20%).
Чем старше респондент, тем труднее ему рассуждать на тему доходов фрилансеров, их численности и плюсах работы. Каждый второй представитель старшего поколения 60+ лет в ходе опроса не смог сравнить заработок штатных сотрудников и фрилансеров (47%) и оценить, как изменилась численность последних за последние три года (50%). Причина тому — слабое понимание специфики этой формы занятости: абсолютное большинство россиян в возрасте 60+ не смогли в ходе опроса дать определение понятию «фрилансер» (85%).
«Важно понимать, что практически все, что мы говорим о фрилансе и фрилансерах в контексте проведенного опроса – это не столько отражение реальной ситуации на рынке, сколько социальные стереотипы.
При этом, как правило, уровень дохода по большинству направлений фриланса привязан к той оценке труда, которая существует в «найме» (исключения составляют те направления, где найма нет, вроде выгула собак или выноса мусора, но там и доход невысокий) – когда Заказчик предлагает проект на аутсорс он, как правило, исходит из того, что для него дешевле – нанять сотрудника в штат или отдать проект на фриланс.
С другой стороны, если посмотреть на один отдельно взятый заказ для фрилансера, в некоторых случаях, мы можем увидеть цену, сравнимую с месячной зарплатой специалиста, работающего в офисе. При этом на работу над этим заказом придется потратить значительно меньше 160 рабочих часов. За счет этого складывается иллюзия, что, набрав несколько таких заказов можно, при значительно меньшей загрузке, зарабатывать больше, чем «в найме». При этом не учитывается то время, которое фрилансер тратит на то, чтобы подобный заказ найти (встречаются они достаточно редко) и преодолеть конкуренцию среди других специалистов (по сути, независимый специалист, помимо своей основной деятельность, в нон-стоп режиме работает маркетологом и PR-менеджером, продвигая свои услуги). В итоге получается, что чистого рабочего времени на проект тратится меньше, но суммарно затраченное время, как правило, сильно превосходит стандартный 8-часовой день».