МОСКВА, 21 августа 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного к Дню государственного флага РФ.
Государственный флаг, герб и гимн по-прежнему остаются для россиян основными символами страны (их называют 46%). В числе других ответов: народ, единство (8%), сила и величие (4%), Московский Кремль и Красная площадь (3%) и др.
Гордость и восхищение – главные чувства, переполняющие россиян при виде государственной символики России, и сегодня они сильны как никогда. Так, 71% граждан испытывает гордость при виде российского флага, 72% - герба, 75% - при звуках гимна. Суммарная доля респондентов, испытывающих негативные эмоции по отношению к государственным символам, не превышает 5%.
Данные исследования комментирует руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Положительное отношение россиян к государственным символам становится все более эмоционально наполненным. Тенденция устойчива на протяжении последних трех лет. Природа этих оценок связана не только с событиями весны 2014 года, но и в целом с изменением восприятия россиянами своего государства и отдельных институтов. Россия за последние 3 года смогла не только доказать свое право на самостоятельную внешнюю политику, но и преодолеть много проблем вызванных действиями западных стран в отношении России. Сила государства формирует чувство уважения».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 15-16 августа 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
В 2006-2015 гг. были проведены квартирные опросы.
FLAG, COAT OF ARMS AND ANTHEM: RUSSIAN PRIDE
Emotional perception of national symbols keeps increasing year-by-year.
Emotional perception of national symbols keeps increasing year-by-year.
MOSCOW, August 21, 2017. Russian Public Opinion Research Center (VCIOM) presents the results of a study devoted to the Day of the National Flag of the Russian Federation.
National flag, coat of arms and anthem are major Russian symbols, according to respondents (46%). Respondents also cited people, unity (8%), power and mightiness (4%), Moscow Kremlin and Red Square (3%) among others.
Pride and admiration are the main feelings Russians have when they see symbols of Russia; today these feelings are strong as never before. Seventy-one percent of Russians are proud when they see Russian flag; 72%, Russian coat of arms; 75%, when listening to Russian anthem. The total number of those who have negative feelings about national symbols does not exceed 5%.
The VCIOM-Sputnik Russian nationwide survey was conducted on August 15-16, 2017. The survey involved 1,200 Russians aged 18 and over, and was carried out using stratified dual-frame random sample based on a complete list of landline and mobile phone numbers operating in Russia. The data were weighted for the probability of selection and reflect social and demographic characteristics. The margin of error at a 95% confidence level does not exceed 3.5%. In addition to sampling error, minor changes in question wording and different circumstances arising during the fieldwork can introduce bias into the survey.
Results for the 2006-2015 study are based on household survey.
What is associated with Russia for you, what is its symbol? (open-ended question, not more than three answers %) |
| 2014 | 2015 | 2017 |
Official symbols (flag, coat of arms, anthem) | 57 | 40 | 46 |
People, its unity, social cohesion | 3 | 8 | 8 |
Bear | 2 | 6 | 6 |
Motherland, home | 0 | 4 | 5 |
Power and strength, mightiness | 1 | 4 | 4 |
Moscow Kremlin, Red Square, Kremlin stars | 4 | 2 | 3 |
Putin | 2 | 4 | 3 |
Nature | 2 | 2 | 3 |
Birch | 2 | 3 | 2 |
Big territory | 1 | 1 | 2 |
Cultural heritage | 1 | 2 | 2 |
Army | 0 | 0 | 2 |
Natural resources (oil, gas, diamonds, etc.) | 1 | 0 | 1 |
Pride for the country | 0 | 0 | 1 |
City of Moscow | 1 | 1 | 1 |
Other cities | 0 | 0 | 1 |
History | 0 | 1 | 1 |
Orthodox Christianity | 0 | 1 | 1 |
Peace | 0 | 1 | 1 |
Victory | 0 | 1 | 1 |
USSR, Stalin | 0 | 1 | 1 |
Freedom, independence | 0 | 2 | 1 |
Justice | 0 | 0 | 1 |
Constitution | 0 | 0 | 1 |
Current authorities | 0 | 0 | 1 |
Matryoshka | 1 | 1 | 0 |
Medvedev | 1 | 0 | 0 |
Vodka | 0 | 1 | 0 |
Russian monarchs, princes | 0 | 1 | 0 |
Other | 3 | 4 | 3 |
Don't know | 20 | 25 | 28 |
What feeling do you have when you see Russian national symbols? (closed-ended question, one answer, %) |
National flag |
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2017 |
Pride, admiration | 49 | 48 | 52 | 52 | 54 | 49 | 58 | 67 | 71 |
Liking | 26 | 24 | 28 | 29 | 28 | 34 | 30 | 16 | 16 |
Indifferent, no feelings | 20 | 16 | 17 | 15 | 16 | 14 | 10 | 13 | 9 |
Dislike | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Irritation, shame | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Don't know | 2 | 9 | 2 | 3 | 0 | 3 | 2 | 3 | 3 |
National coat of arms |
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2017 |
Pride, admiration | 47 | 46 | 47 | 49 | 52 | 49 | 57 | 69 | 72 |
Liking | 26 | 23 | 27 | 28 | 28 | 32 | 30 | 16 | 11 |
Indifferent, no feelings | 21 | 21 | 21 | 17 | 17 | 16 | 11 | 11 | 11 |
Dislike | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Irritation, shame | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Don't know | 2 | 6 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 5 |
National anthem |
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2017 |
Pride, admiration | 53 | 53 | 56 | 56 | 58 | 54 | 59 | 72 | 75 |
Liking | 24 | 20 | 25 | 25 | 24 | 30 | 30 | 13 | 13 |
Indifferent, no feelings | 17 | 16 | 14 | 14 | 14 | 14 | 10 | 11 | 6 |
Dislike | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 |
Irritation, shame | 4 | 3 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Don't know | 2 | 8 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 |
Note: Using materials from the site www.wciom.ru or wciom.com, as well as distributed by VCIOM, the reference to the source (or hyperlink for the electronic media) is obligatory!