Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС

Финансовая (без)грамотность в России: мониторинг

Уровень финансовой грамотности в нашей стране существенно вырос за последние полтора десятка лет.
Фото:
Коротко о главном
  • За последние 15 лет средняя самооценка финансовой грамотности россиян выросла с 2,91 до 3,43 балла.
  • Сегодня наши сограждане распорядились бы крупным гипотетическим выигрышем в лотерею более рационально, чем в 2006 г.
  • Доля тех, кто пользуется мобильным телефоном для управления финансами, за последние 14 лет выросла с 20 до 76%.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • За последние 15 лет средняя самооценка финансовой грамотности россиян выросла с 2,91 до 3,43 балла.
  • Сегодня наши сограждане распорядились бы крупным гипотетическим выигрышем в лотерею более рационально, чем в 2006 г.
  • Доля тех, кто пользуется мобильным телефоном для управления финансами, за последние 14 лет выросла с 20 до 76%.

МОСКВА, 22 апреля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян на тему финансовой грамотности.

Сам себя не похвалишь…

Согласно результатам свежего исследования ВЦИОМ, свою финансовую грамотность россияне в среднем оценивают на «тройку с плюсом», тогда как удовлетворенность управлением личными финансами лишь немногим не дотягивает до твердой «четверки». За последние 15 лет оба показателя улучшились, чему среди прочего могли способствовать повышение доступности финансовых услуг (например, кредитов) и различного рода информации об управлении финансами, разработка программ повышения финансовой грамотности и усилия государства по формированию финансовой культуры в стране. Впрочем, практика показывает, что люди в целом склонны переоценивать свои знания и умения (этакий эффект Даннинга — Крюгера), в результате чего субъективное восприятие уровня финансовой грамотности может не иметь ничего общего с реальным положением дел. Данный эффект усиливается в периоды экономической нестабильности[1]: рост новостного потока об экономике и финансах может создавать иллюзию понимания, не подкрепленную объективными знаниями и навыками. Как результат — излишняя самоуверенность и принятие необдуманных финансовых решений.

Самооценка финансовой грамотности меняется волнообразно в зависимости от поколения. Выше других свои способности управлять финансами оценивают старшие миллениалы. Возможно, цифровой жизненный опыт и умение быстро осваивать современные банковские продукты позволяют им чувствовать себя увереннее в принятии финансовых решений. Еще более технически подкованной молодежи, в свою очередь, пока не хватает самоуверенности и практики в этих вопросах, а старшим поколениям — гибкости и нужды в освоении финансовых инструментов. В случае с материальным положением наблюдается очевидная закономерность: чем выше достаток, тем выше уверенность россиян в том, что они все делают правильно.

Большой куш: тратить, сберегать или инвестировать?

Полученные данные указывают и на действительный прогресс способностей управлять личными средствами, который угадывается в рассуждениях россиян о том, как бы они распорядились крупным гипотетическим выигрышем (1 млн долларов) в лотерею. Наблюдается сдвиг к более рациональной и социально ориентированной модели поведения. Если в 2006 г. на удовлетворение личных потребностей (недвижимость, автомобиль, путешествия и пр.) россияне в среднем были готовы потратить половину гипотетического выигрыша (около 500 тыс. долларов!), то сегодня — только треть. Примерно такую же сумму сегодня составила бы «подушка безопасности» (вклад в банке), что может говорить о стабильном запросе на финансовую безопасность, об установке на долгосрочное планирование и доверии россиян к банковским вкладам. Планы касательно остатка выигрыша претерпели серьезные изменения за счет перераспределения статей расходов: вместо закрытия своих потребностей россияне предпочли бы почти вдвое больше, чем в 2006 г., инвестировать в высокодоходные, но рискованные проекты и жертвовать на благотворительность. Таким образом, несмотря на устоявшийся миф о «шальных» деньгах («легко пришли, легко ушли»), быстро попрощаться с крупным выигрышем в лотерею и потратить внушительную часть денег на закрытие своих текущих «хотелок» россияне сегодня не готовы. Вместо бездумных трат наши сограждане предпочтут диверсифицировать риски.

Без смартфона нынче никуда

Позитивные сдвиги в сфере управления личными средствами могут быть в том числе обусловлены расцветом мобильного банкинга. Благодаря мобильным приложениям потребители получили возможность в любое время и в любом месте контролировать свои счета, совершать платежи и переводы, вести семейный бюджет и многое другое. За последние 14 лет доля россиян, использующих мобильные телефоны для управления своими финансами и контроля над ними, продемонстрировала почти четырехкратный рост: если в 2011 году телефон для этих целей использовал лишь каждый пятый — в основном для получения СМС-оповещений, то сегодня — три четверти наших сограждан. Наиболее востребованные услуги — оплата услуг и денежные переводы, чуть менее распространены СМС-оповещения и управление банковским счетом.

Автор: Людмила Богомазова

 


[1] Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Деньги и кредит. 2012. № 1. С. 68-72.

13 апреля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 28 марта 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7957; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0212; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1165.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам по пятибалльной шкале, где 1 соответствует полному отсутствию знаний и навыков управления личными денежными средствами, а 5 — наличию отличных знаний и навыков в этой сфере

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2010*

2025

Средний балл

2,91

3,43

Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам по пятибалльной шкале, где 1 соответствует полному отсутствию знаний и навыков управления личными денежными средствами, а 5 — наличию отличных знаний и навыков в этой сфере

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Средний балл

3,43

3,44

3,38

3,62

3,39

3,30

3,42

Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам по пятибалльной шкале, где 1 соответствует полному отсутствию знаний и навыков управления личными денежными средствами, а 5 — наличию отличных знаний и навыков в этой сфере

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Очень плохое, плохое

Средний балл

3,43

3,71

3,42

3,15

Как Вы сами оцениваете то, как Вы (Ваша семья) управляете теми денежными средствами, которые есть в Вашем распоряжении? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 — очень плохо, а 5 — отлично

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2010*

2025

Средний балл

3,38

3,74

Как Вы сами оцениваете то, как Вы (Ваша семья) управляете теми денежными средствами, которые есть в Вашем распоряжении? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 — очень плохо, а 5 — отлично

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Очень плохое, плохое

Средний балл

3,74

4,23

3,72

3,19

Представьте себе: Вы выиграли в лотерею миллион долларов. В каких пропорциях (в процентах) Вы потратили бы эту сумму? Я зачитаю варианты, а Вы отметьте, какой процент выигрыша Вы бы…

(закрытый вопрос, один ответ по каждому варианту, в % от всех опрошенных, представлено среднее по каждому варианту)**

 

2006*

2025

Потратили (на квартиру, машину, учебу, отдых и тому подобное), средний процент

51

34

Отложили (например, счет в надежном банке), средний процент

27

30

Вложили в высокодоходные, но рискованные проекты (в акции растущих компаний, в инвестиционные фонды и тому подобное), средний процент

10

17

Направили на благотворительность, средний процент

11

19

** Для сопоставимости данных проведена нормализация до 100%, без учёта варианта «затрудняюсь ответить».

 

Скажите, Вы используете мобильный телефон для управления и контроля за своими финансовыми операциями или нет? Если да, то для чего именно?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных)

 

2011*

2025

Для оплаты услуг

2

59

Для денежных переводов

3

56

Для получения СМС-оповещений о банковских операциях

16

51

Для управления своим банковским счетом

2

51

Для управления электронным кошельком

1

32

Нет, не использую

78

23

Другое

0

2

Затрудняюсь ответить

2

1

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию

«За последние полтора-два десятилетия сильно изменился практический смысл финансовой грамотности. В середине «нулевых» она приравнивалась к финансовым знаниям и осведомленности. Самые разные институты восприняли это как вызов времени и, по большому счету, достаточно успешно с ним справились – доступ к финансовым знаниям сегодня широкий и свободный, а современные средства коммуникации сильно помогли в решении этой задачи.

Сегодня финансовая грамотность – это прежде всего рациональное поведение. Мало «знать как», теперь востребовано умение принимать правильные, эффективные решения с учетом всех возможностей и ограничений: рисков, прогнозов, технологических и рыночных трендов, изменений в законодательстве, при этом контролировать эмоции в условиях высокой цены ошибок».

Перейти к странице эксперта


22 апреля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07