МОСКВА, 2 февраля 2001 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов, проведенных по выборке, репрезентативной для взрослого (18 лет и старше) население России по полу, возрасту, уровню образования, региону и типу населенного пункта.
Автор текста: Л.А. Седов
Как мы уже отметили, одобрение деятельности президента почти вернулось на уровень самого начала его вступления на пост и.о. главы государства. На “выборах в ближайшее воскресенье” Путин также добавил 5 пунктов к своим декабрьским 42% и опережает своего ближайшего конкурента Г. Зюганова на 35 пунктов. Отметим, однако, что при одобрении деятельности Путина тремя четвертями населения, только 47% выражают желание голосовать за него и только 45% положительно отвечают на вопрос, оправдались ли за год их надежды, связанные с его приходом к власти. Треть опрошенных отвечают на этот вопрос отрицательно, а каждый седьмой респондент заявляет, что таких надежд не было и нет. Как видим, поддержка Путину хотя и велика и внеконкурентна, но вовсе не так безусловна и однозначна, как кажется на первый взгляд.
Так с чем же все-таки главным образом связана эта поддержка? В чем, например, видят россияне главные успехи и достижения страны за 2000 год? На первом месте идет упомянутое 44 процентами опрошенных повышение зарплат и пенсий. Второе место с 36% упоминаний занимает само по себе избрание “активного, дееспособного президента” (контраст с Б. Ельциным). Принятие государственной символики неожиданно также зачисляется в разряд важных достижений — 31%. Наконец, 23% набирают уголовные дела, возбужденные против олигархов. Все остальные достижения не поднимаются до уровня 20%. Не правда ли, список не очень впечатляющ?
Еще более грустным выглядит фон, на котором гордо реет рейтинг Путина, если проанализировать ответы на вопрос “Каким образом изменилось в 2000 году положение дел…?” в той или иной жизни людей. Как правило, за редким исключением, люди отвечают, что положение либо не изменилось, либо ухудшилось. Вот как это выглядит в табличном виде.
Основываясь на обобщенных в таблице данных, можно дополнить список достижений 2000 года, прежде всего, улучшением отношения “человек — прилавок”. Действительно, наблюдавшееся в этом году увеличение почти на 10% доходов населения и рост потребительского спроса, возвращение на рынок многих импортных товаров породили у населения отмеченное в таблице ощущение расширяющегося выбора. Но гораздо знаменательнее выглядит то обстоятельство, что россияне не приняли близко к сердцу версию о том, что в стране разворачивается наступление на свободу СМИ слова и самовыражения.
Власти преуспели в том, чтобы представить дело В. Гусинского как борьбу с финансовыми махинациями, а не месть за критику, и если в начале преследований медиа-магната и его структур первая и вторая из точек зрения были представлены в соотношении 27%/33%, то в январе это соотношение поменялось на 57%/ 15%. Только в правых электоратах преобладает взгляд на события вокруг “Медиа-Моста” как на попытку властей рассчитаться за критику с непокорными СМИ. Заметим также, что контроль над СМИ со стороны государства считают угрожающим их независимости 64% опрошенных, а со стороны “олигархов” – 76%. Все это говорит о явной пропагандистской победе властей. Пока более-менее благоприятным для Путина остается и взгляд на события в Чечне, и мнение относительно порядка в стране.
Таковы основания, на которых держится и вырастает популярность Путина. Правда, все еще половина населения признает, что “о Путине мы еще мало что знаем”, но в марте 2000 года, сразу после выборов, отвечающих таким образом было две трети. О том, что они лучше узнали Путина за время исполнения им высоких государственных обязанностей, заявляют 30% респондентов (в марте — 22%) и 13% считают, что он совершенно ясен им как человек, и как политик (в марте – 7%).
В процессе узнавания на 8 пунктов по сравнению с сентябрем 2000 года увеличилось число ответов “не могу сказать о нем ничего плохого” (41%) и на 5 пунктов стало меньше ответов “не могу сказать о нем ничего хорошего” (4%); на 4 пункта большее число людей говорит о своей к нему симпатии (29%). Примечательно и то, как при этом меняется имидж Путина: в общей сложности на 5 пунктов стало меньше людей, не находящих в нем никаких положительных свойств (12%), меньше стало тех, кто подчеркивают в нем волевые качества, мужественность (25% вместо 32% в сентябре), зато вверх пошли качества профессиональные, интеллектуальные (23% вместо 18%).
Результатом всех этих подвижек стало общее повышение уровня доверия президенту — 72% полностью и скорее доверяющих (63% в сентябре) и 19% не доверяющих (28% в сентябре). Новое тысячелетие началось для Путина благоприятно.