Аналитический обзор
Фото:
Политика

«Фейк-ньюс»: масштаб проблемы

Каждый второй опрошенный в России сталкивался с «фейк-ньюс», чаще всего в интернете.
Фото:
Коротко о главном
  • За последние год-два 31% россиян сталкивались с недостоверной информацией в интернете, еще 20% - по телевидению
  • 74% тех, кто столкнулся с ложной информацией в СМИ, считают, что такие новости были опубликованы умышленно
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • За последние год-два 31% россиян сталкивались с недостоверной информацией в интернете, еще 20% - по телевидению
  • 74% тех, кто столкнулся с ложной информацией в СМИ, считают, что такие новости были опубликованы умышленно

МОСКВА, 18 апреля 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, сталкивались ли россияне с фейковыми новостями в СМИ и интернете, и могут ли отличить достоверную информацию от ложной.  

За последний год-два с недостоверными новостями в интернете сталкивались 31% россиян, причем среди людей с высшим образованием эта доля выше – 38%. Каждый пятый (20%) опрошенный встречал подобные новости на телевидении (26% среди людей с высшим образованием). Еще 7% замечали новости, не соответствующие действительности, в газетах, а 5% - на радио. Впрочем, 47% наших сограждан не встречали в последние год-два такие новости, при этом среди людей с неполным средним образованием эта доля достигает 71%, тогда как среди людей с высшим образованием она составляет 38%.

Большинство опрошенных (62%), столкнувшихся с ложной информацией в СМИ и интернете, с самого начала подозревали, что тут что-то нечисто, а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга эта доля выше – 74%. Однако треть (31%) респондентов сначала поверили недостоверной информации, и только потом узнали, что она была ложной (42% среди жителей сел).

По мнению 74% тех, кто сталкивался с недостоверными новостями в СМИ и интернете, в большинстве случаев такие новости были опубликованы умышленно (84% среди 35-44-летних). Обратного мнения придерживаются 17% респондентов, утверждая, что в большинстве случаев недостоверные новости были опубликованы случайно, из-за непреднамеренной ошибки журналистов. Чаще всего так думает молодежь (26% среди 18-24-летних).  

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07