МОСКВА, 22 ноября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования на тему недостоверной информации в Интернете, проведенного по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).
Фейк-ньюс и их среда обитания |
Информационная грамотность – один из ключевых навыков человека в постиндустриальном обществе. Особую актуальность она обретает в условиях роста числа фейковых или ложных новостей, часто используемых для достижения политических, идеологических или коммерческих целей. Как отмечают эксперты, на фоне специальной военной операции России на Украине их число ощутимо возросло – в целях дестабилизации общественно-политической ситуации в стране некоторые заинтересованные группы переходят к разного рода манипулятивным тактикам. Солидарны с экспертами и рядовые граждане: второй год подряд они сохраняют убежденность в том, что в настоящее время против России ведется информационная война (87%, апрель 2022 г. – 90%).
Согласно результатам ноябрьского опроса ВЦИОМ, 4 из 10 россиян за последний месяц сталкивались с новостями в СМИ и интернете, которые в последствии оказывались недостоверными (40%), в том числе 18% видели подобную информацию на интернет-сайтах, 17% - в мессенджерах и соцсетях. Каждый девятый ответил, что встречал недостоверную информацию на телевидении (11%), тогда как самыми нераспространенными «местами обитания» фейк-ньюс оказалось радио и газеты (печатная пресса) (по 2%). Другими словами, главным источником распространения фейковых новостей является интернет. Чаще всего россиянам запомнились фейковые новости о специальной военной операции (46% из числа встречавших недостоверную информацию за последний месяц). Каждый пятый видел ложные новости о событиях внутри страны (20%), ощутимо реже такие новости касались жизни знаменитостей (8%), экономики (6%) и внешней политики (5%).
Не встречали фейк-ньюс за последний месяц 53% наших сограждан или каждый второй.
Инфовойна идет на спад? |
С последнего замера мнения россиян о распространенности недостоверной информации претерпели изменения: с марта 2022 г. доля отметивших рост числа фейковых новостей снизилась в 1,7 раз, с 61% до 36%. Одновременно с этим увеличился процент тех, кто считает, что их стало меньше (+6 п.п., 2023 г. – 13%) и что их число вовсе не изменилось (+13 п.п., 2023 г. – 35%). Выросла за рассматриваемый период и доля неопределенности в вопросе (затруднились с ответом 16% vs. 10% в марте 2022 г.), что, впрочем, обошло стороной тех, кто за последний месяц видел ложные новости своими глазами (10%).
Топ-3 причины снижения распространенности фейковых новостей в представлениях россиян , считающих, что недостоверных новостей стало меньше – повышение контроля за информационной безопасностью («больше стали проверять и контролировать» - 24%), информационная грамотность граждан («люди стали сознательнее / научились фильтровать» – 17%) и эффективность деятельности органов государственной власти и СМИ («стали лучше работать Правительство / органы / СМИ» - 16%).
Фильтруем новостной контент |
О повышении информационной грамотности россиян свидетельствует и динамика их ответов на вопрос о способности отличить фейковую новость в Интернете от настоящей: с 2019 года доля согласных, что это возможно, выросла в 1,3 раза – сегодня отличить недостоверную информацию от правдивой считают посильным 64% россиян (март 2019 г. – 49%, март 2021 г. – 52%). Среди тех, кто за последний месяц сталкивался с ложными новостями, эта доля достигает 74%. По мнению каждого четвертого опрошенного, такую информацию от правды отличить нельзя (26%).
В гипотетической ситуации получения сообщения от знакомого из какого-либо чата россияне чаще всего применят следующие тактики проверки полученной информации: обратятся к другим источникам (21%), понадеются на интуицию (13%) или жизненный опыт (5%) или обратят внимание на такие маркеры сообщения, как противоречие информации официальным источникам (7%), ее подачу (3%) и название информационного ресурса, чата – источника сообщения (3%).
Кто виноват и что делать? |
Россияне уверены, что недостоверные новости чаще публикуются умышленно (74%, март 2022 г. – 78%), предполагают обратное («чаще по недосмотру») 15%. По мнению опрошенных, за распространением фейковых новостей стоят следующие пять групп интересов: внешние враги (34%, в том числе «недоброжелатели, западные страны, иностранные СМИ» - 19%, «западные спецслужбы» - 8%, «украинские спецслужбы» - 5%, США – 2%), заинтересованные лица в целом («те, кому это выгодно» – 7%, «люди, которые на этом зарабатывают» - 3%), провокаторы/мошенники (8%), журналисты (8%) и оппозиция (7%).
Абсолютное большинство россиян убеждены, что в том, что недостоверную информацию в интернете/социальных сетях нужно блокировать (82%), в том числе 47% выступают за блокировку любой подобной информации, 35% - только той, что представляет опасность для человека или общества – явную (22%) или потенциальную (13%).