МОСКВА, 27 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о заведениях быстрого питания, приуроченного к международному Дню гамбургера, который отмечается 27 июля.
Гамбургер или хлеб с котлетой? |
Тема еды и общественного питания постепенно проникает во все сферы массовой культуры. Кулинарные шоу и мастер-классы, фудблогинг, развитая система кафе и ресторанов, заказ еды — все это меняет привычные практики питания людей. Процессы приготовления и потребления пищи перестают быть просто способами удовлетворения биологической потребности и становятся важной частью повседневной жизни современного человека. Одним из ответов на ускоренный темп жизни стала так называемая быстрая еда. Фастфуд — не только одно из приятных удовольствий современного мира, но и неотъемлемая часть нашей культуры.
У каждого третьего россиянина слово «гамбургер» ассоциируется с бутербродом, хлебом с котлетой или булкой с мясом (28%). Для молодых людей заморское слово более понятно, они чаще связывают его с бутербродом (37%), тогда как россияне старше 60 лет в 22% случаев затруднились с ответом на этот вопрос. На втором месте в перечне ассоциаций у наших сограждан вариант «вредная, жирная еда» (15%), что указывает на неоднозначное восприятие не только самого гамбургера, но и «быстрой еды» в целом. Подобные связи чаще возникают у 35-44-летних (22%) и у женщин (19%). Молодежь до 25 лет предлагает такие ответы реже других (7%), воспринимая гамбургеры и фастфуд более положительно. Это подтверждает и тот факт, что на втором месте у молодежи в ряду ассоциаций ответ «вкусная, питательная, сытная еда» (16%). В целом положительных и отрицательных ассоциаций с гамбургером у россиян поровну.
Фастфуд: кто, с кем и почему? |
Если в 2010 г. регулярно посещали заведения быстрого питания 19% россиян, то в наши дни — в два раза больше, 38%. Основная целевая аудитория фастфуда — молодежь 18-34 лет (66-71% vs. 9% в группе старше 60 лет), жители обеих столиц и городов-миллионников (57-46%), а также проживающие в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (44-47%). Хорошее материальное положение и высшее образование также влияют на частоту посещения подобных заведений (43% и 46%). Никогда не бывали в заведениях быстрого питания 78% россиян старше 60 лет и 62% жителей сельской местности.
Слово «фастфуд» полностью оправдывает себя: каждый второй посетитель заведений быстрого питания имеет цель сэкономить время, перекусить быстро (45%). На втором месте — вкус подаваемых блюд (13%). Каждый десятый выбирает фастфуд в дороге или когда находится далеко от дома (11%); почти столько же отметили, что ходят туда из-за детей (9%).
Те же, кто не заходит в точки быстрого питания, аргументируют это прежде всего стремлением придерживаться правильного питания: по их мнению, фастфуд вреден (26%). Отдает предпочтение домашней еде каждый пятый в этой группе (21%), готовят дома сами еще 13%. Отсутствие в населенном пункте точек быстрого питания назвали 12%, то есть отказ от посещения фастфуда чаще связан не с объективными факторами, а с личным осознанным выбором.
Разница между сторонниками и противниками фастфуда в рефлексии по поводу его вредности. У посетителей фастфуда фактор вредности еды стирается из-за более весомых аргументов — экономии времени и вкуса.
Несмотря на то, что аудитория точек быстрого питания преимущественно молодежная, россияне посещают подобные заведения либо в одиночку, либо с детьми или внуками (по 35%). С возрастом практики посещения фастфуда меняются. Среди молодежи 18-24 лет каждый второй употребляет фастфуд в компании друзей (50%), в группе 25-34-летних на первом месте уже вариант «с мужем/женой; с парнем/девушкой» (43%), а после 35 лет инициатором посещения заведений быстрого питания, по-видимому, становятся дети/внуки (38-49%), женщины выбирают этот вариант почти в два раза чаще (45% vs. 25% у мужчин). При этом около трети в каждой возрастной группе отметили, что ходят в такие заведения в одиночестве, в основном это мужчины (42%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (47%). Тренд посещения фастфуда с детьми, скорее всего, обусловлен тем, что молодежь, привыкшая ходить в такие заведения, обзавелась детьми, а также тем, что для современных детей и подростков такое поведение считается нормальным и даже модным, и они привлекают туда старшее поколение. На смену кафе-мороженому пришел фастфуд, а с ним гамбургер и картошка фри.
«Гамбургер — символ фастфуда, фастфуд же, в свою очередь, — символ общества потребления и причастности к “современности”. Поэтому здесь важен вовсе не гастрономический или диетический, и даже не экономический аспект. Здесь речь идет о поведении, выборе темпа жизни и, может быть, даже о ценностном расколе в обществе.
“Хочу быстро поесть, экономлю время, нет времени, тороплюсь…” — это сигналы от людей об их динамичности и рациональности. Необязательно быть таковыми в реальности — им хочется таковыми быть или хотя бы казаться. Но все чаще это выглядит как протест против модного “здорового” потребления.
“Это вредно, придерживаюсь правильного питания…” — так выражают позицию сторонники конкурирующего сильного тренда, также заявляющего свою претензию на современность и рациональное отношение к здоровью.
К счастью, этот раскол не приведет к жесткой конфронтации. Все же большинство потребителей руководствуются сиюминутными потребностями и действуют (заходят в фастфуд) по обстановке — в зависимости от наличия времени и средств. К тому же это явление затрагивает только крупные города. Признаков того, что противостояние коснется малых городов и сел, нет.
Нет и серьезных оснований говорить о политической мотивации противников фастфуда — во всяком случае, респонденты не говорят, что им не нравится национальная принадлежность некоторых брендов или сам фастфуд как элемент западного образа жизни».