Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Бизнес

Этика молодого бизнеса

Чем старше предприниматель, тем более он ориентирован на интересы окружения (клиентов и бизнес-партнеров) и более терпим к конкурентам.
Фото:
Коротко о главном
  • 85% молодых предпринимателей согласны, что ориентированы на решение потребительских запросов, подстраиваются «под клиентов».
  • Только 11% согласны с поговоркой «не обманешь — не продашь».
  • Государство считают надежным партнером и покупателем 39% опрошенных; 44% с этим не согласны, еще 17% затруднились с ответом.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 85% молодых предпринимателей согласны, что ориентированы на решение потребительских запросов, подстраиваются «под клиентов».
  • Только 11% согласны с поговоркой «не обманешь — не продашь».
  • Государство считают надежным партнером и покупателем 39% опрошенных; 44% с этим не согласны, еще 17% затруднились с ответом.

МОСКВА, 22 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса молодых предпринимателей об отношениях с клиентами, контрагентами и государством.

Отношение к партнерам и конкурентам

Отношение к бизнес-партнерам положительное: подавляющее большинство молодых предпринимателей (86% опрошенных) говорят о необходимости поддерживать отношения с ними и соблюдать условия контрактов.

По отношению к конкурентов тональность меняется. Четверо из десяти опрошенных считают, что в бизнесе «каждый сам за себя»: в условиях снижения платежеспособного спроса предприниматели не испытывают сантиментов. Есть небольшие различия внутри возрастных когорт. С возрастом предприниматели становятся терпимее к конкурентам. В группе 18–24-летних 53% согласны с тем, что в конкурентной борьбе хороши любые средства, а в группе 31–35-летних — 37%. Кроме того, каждый шестой в возрасте 18-24 лет допускает возможность уклонения от обязательств перед партнерами, в то время как среди 30-35-летних так говорит только каждый четырнадцатый.

Клиент всегда прав?

В целом молодые предприниматели ориентированы на клиентов. Пословица «не обманешь — не продашь» не в чести у них: лишь каждый десятый согласен с ней. Но опять же мы видим незначительные вариации внутри возрастных когорт. В группе от 18 до 24 лет 15% опрошенных полагают, что обманывать можно, а в группе от 31 до 35 лет таких 7%. В условиях высокой конкуренции и снижения покупательского спроса клиентоориентированность становится одним из условий выживания бизнеса. Отзывы о компании доступны «в два клика» в поисковике, что стимулирует компании работать честно.

Из приведенных данных мы видим, что чем младше предприниматель, тем больше он ориентирован на собственные потребности и интересы, меньше — на окружение. Но по мере накопления социального опыта он начинает больше ценить интересы других — клиентов, партнеров — и находит «точки соприкосновения» с конкурентами.

Интересно, что клиенты (население) отвечали предпринимателям взаимностью: по данным прошлых лет, к предпринимателям положительно относились 92% опрошенных.

Отношения с государством

Наименее безоблачной выглядит ситуация с отношениями малого бизнеса и государства. Отношение к государству поляризовано: четверо предпринимателей из десяти (39%) согласны с тем, что государство — надежный партнер и заказчик, а организациям надо чаще брать госзаказы и включаться в госпартнерство; примерно столько же (44%) не поддерживают это утверждение, а остальные уклонились от ответа. Здесь нет существенных различий в разных возрастных группах.

Эти установки являются сигналом для органов власти, которые отвечают за развитие сектора: вероятно, механизм госзакупок не стал предпочтительным способом заработка для МСП из-за разнообразных правовых и экономических сложностей.

Автор: Алексей Алмаматов

С 30 апреля по 9 мая 2025 года

Исследование ВЦИОМ

923 опрошенныхЦелевая доступная выборка молодых предпринимателей в возрасте 18-35 лет: самозанятые, индивидуальные предприниматели, учредители/соучредители ООО. Объем выборки — 923 респондента. География: Российская Федерация (все федеральные округа, 75 регионов РФ).

Метод — формализованные онлайн-интервью на базе интернет-панелей.

Оценки больше/меньше основаны на допущении о несмещенности нашей доступной выборки.

Насколько Вы согласны или не согласны со следующими подходами к ведению бизнеса, «своего дела»?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому суждению, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

1. В бизнесе — каждый сам за себя: хороши любые средства, когда речь идет о конкурентной борьбе

Определённо согласен

10

11

9

10

13

8

Скорее согласен

30

31

30

43

27

29

Скорее не согласен

32

31

33

25

30

36

Определённо не согласен

20

18

22

12

21

22

Затрудняюсь ответить

8

9

6

10

9

5

2. Не обманешь — не продашь

Определённо согласен

3

3

2

3

3

2

Скорее согласен

8

9

7

12

11

5

Скорее не согласен

23

24

22

29

25

20

Определённо не согласен

62

59

64

49

56

69

Затрудняюсь ответить

4

5

5

7

5

4

3. При заключении контрактов с контрагентами нужно четко, до мелочей расписать в договоре все условия, права и обязанности каждой из сторон

Определённо согласен

54

49

57

49

56

55

Скорее согласен

32

35

31

36

28

34

Скорее не согласен

6

7

5

4

7

5

Определённо не согласен

2

1

2

4

2

1

Затрудняюсь ответить

6

8

5

7

7

5

4. Можно испортить отношения с деловыми партнерами или клиентами, если прибыль от этого будет быстрой и большой

Определённо согласен

4

5

4

4

4

4

Скорее согласен

10

10

11

17

9

10

Скорее не согласен

35

35

35

41

37

33

Определённо не согласен

41

43

40

26

40

46

Затрудняюсь ответить

10

7

10

12

10

7

5. Можно уклоняться от своих обязательств перед партнерами и клиентами, если есть уверенность, что наказание не последует или будет незначительным

Определённо согласен

3

3

3

7

3

2

Скорее согласен

6

5

6

9

5

5

Скорее не согласен

20

23

19

24

20

20

Определённо не согласен

66

63

68

51

66

70

Затрудняюсь ответить

5

6

4

9

6

3

6. Создаем/продаем то, в чем нуждаются потребители, подстраиваемся под запросы клиентов

Определённо согласен

39

39

39

37

39

39

Скорее согласен

46

42

49

41

44

49

Скорее не согласен

7

8

7

9

10

6

Определённо не согласен

2

3

1

5

2

1

Затрудняюсь ответить

6

8

4

8

5

5

7. Государство — надежный партнер и покупатель, организациям следует как можно чаще брать госзаказы, включаться в госпартнерство

Определённо согласен

9

8

10

10

9

9

Скорее согласен

30

26

32

33

29

30

Скорее не согласен

24

25

24

27

21

26

Определённо не согласен

20

27

15

14

23

19

Затрудняюсь ответить

17

14

19

16

18

16

Алексей Алмаматов
Эксперт ВЦИОМ-Консалтинг

«Молодое поколение российских бизнесменов относится к государству неоднозначно. Дело в том, что государство в одном лице выступает заказчиком, в другом – оказывает поддержку (институты развития и экономические ведомства), в третьем – собирает налоги, в четвертом - контролирует и надзирает за соблюдением законов и правил. Такая многоликость влияет на восприятие государства, делая его противоречивым.

Также сохраняется стереотип о высоком уровне бюрократизации и сложности получения господдержки: меры поддержки считают полезными, но говорят о сложности их получения и объемной отчетности. Это ограничивает желание субъектов МСП вступать в прямое взаимодействие с государством.

Проблема, о которой сигнализирует бизнес в плане госконтрактов, носит схожий характер. Для самозанятых и малого бизнеса, которые обладают наименьшими компетенциями и финансовыми запасами, эти процедуры сложны и с правовой, и с экономической точки зрения – поэтому многие МСП и избегают госзакупок. С учетом ситуации на различных рынках и законодательных нюансов, данный вопрос должен быть исследован отдельно». 


22 июля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07