МОСКВА, 14 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса о восприятии экологических проблем молодежью 18–35 лет и ее экологических практиках.
Экология — в тренде |
Декларируемый интерес и осознание личной ответственности за экологическую ситуацию у молодежи довольно высокий. Обеспокоенность вызывают проблемы, которые можно обнаружить в разных регионах страны (проблема вывоза и утилизации мусора, загрязнение лесов и водоемов, нехватка зеленых территорий), а также забота о собственном здоровье. При этом проблема мусора несколько заметнее для жителей сел и малых городов, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
Есть различия между уровнем интереса к ситуации в стране и интересом в собственном населенном пункте. Это может объясняться тем, что младшая молодежь (18-24 лет) в большей степени формирует свои представления через СМИ и лидеров мнений в соцсетях, а старшая (30-35 лет) — через непосредственные наблюдения в своем населенном пункте, так как хочет жить в благополучной среде. Ответственность за ситуацию в своем населенном пункте декларируют три четверти опрошенных всех возрастов. Ответственность «за страну» немного более выражена у старшей молодежи — можно предположить, что они осознают взаимосвязь между обстановкой в стране и локальной ситуацией.
По выборке в целом 36% молодых людей отметили, что их интерес к экологической обстановке обусловлен СМИ и соцсетями; но для 18–24-летних этот показатель составил 45%, а для 30–35-летних — лишь 27%. Зумеров больше, чем миллениалов, волнует проблема изменения климата — этот глобальный процесс также проще рефлексировать через новости с разных концов света, нежели через непосредственный опыт.
Грамотность при покупках |
Примерно половина опрошенных заявляет, что может отличить экологичный товар. Однако на деле это задачка «со звездочкой». Если считать, что товар должен быть одновременно экологично произведен (состав), экологично утилизован (перерабатываемая упаковка) и экологичность подтверждена экспертно (сертификат), то уровень грамотности в этом вопросе заметно ниже: все три признака сразу выбирают только 18% (от всех опрошенных).
Большинство молодых людей (почти семь из десяти) согласны, что крупные бренды могут использовать маркетинговые уловки (т.н. «гринвошинг») для того, чтобы назвать свой товар экологичным. Поверить в экологичность товара только благодаря рекламе, в которой об этом говорится, готовы лишь 8% от тех, кто считает, что может отличить экологичный товар (от всех опрошенных — 4%).
Экология должна быть экономной |
Как проявляется экологическое поведение? Самые популярные практики — использование энергосберегающих лампочек, экономия электричества и воды, отказ от личного автомобиля, покупка только необходимых вещей. Но экологический мотив здесь может быть вовсе не первичен, ведь эти практики совмещают и экологичность, и выгоду.
Более сложные практики — раздельный сбор мусора, использование бумажных и тканевых пакетов, пожертвования в профильные НКО — распространены в меньшей степени, так как требуют вложения времени и денег. Лишь 17% от всех опрошенных готовы доплатить за экологичный товар свыше 10% и более стоимости товара по сравнению с «неэкологичным», остальные скорее не готовы нести расходы или готовы доплатить только 10% и менее (или еще не определились с мнением). Получается, что если экопрактика позволяет одновременно и сэкономить, и помочь экологии, то она «обречена на успех».
Автор: Алексей Алмаматов
«Мы видим высокий интерес молодежи и осознание личной ответственности за экологическую ситуацию в населенном пункте – есть потенциал вовлечения молодежи в экологические практики и акции.
Наиболее распространены те экологические практики, которые одновременно просты и позволяют сэкономить. Покупать энергосберегающие лампочки и экономить электричество и воду несложно. Разделять мусор, если рядом нет специальных баков и надо ездить в эко-центр, или искать товары в биоразлагаемой упаковке – это уже требует определенных усилий.
Поэтому внедрение экологических практик в поведение потребителей должно опираться, с одной стороны, на развитие общедоступной инфраструктуры (например, пункты вторичного приема сырья), а с другой, на экономические стимулы для граждан (баллы за сдачу вторсырья в магазинах, льготы на ЖКХ). Важная роль принадлежит экологическому просвещению, которое могут реализовывать не только образовательные и природоохранные организации, но и СМИ, лидеры мнений, корпорации».