13 октября 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян, посвященного экологичному потреблению.
Более половины россиян (55%) чаще учитывают экологичность товаров при покупке (по 58% среди 25-34-летних и 45-59-летних), 40% чаще не придают этому значения (59% 18-24-летних).
Две трети россиян (64%) предпочтут более дорогой товар более дешевому, если дорогой товар будет более безопасным для окружающей среды (68% среди 25-34-летних), каждый четвертый (25%) выбрал бы более дешевый, но менее экологичный товар (39% среди 18-24-летних).
Более половины россиян (55%) полагают, что качество экологичных и неэкологичных товаров примерно одинаково (70% среди 18-24-летних), 26% считают, что экологичные товары качественнее (30% среди 25-34-летних), 3% имеют противоположное мнение.
Наших сограждан спросили, готовы ли они отказаться от тех или иных неэкологичных товаров (топ-3): 54% не используют или уже отказались от ламп накаливания и еще 21% выразили готовность отказаться от них, 53% не используют или уже отказались от меха животных и 26% готовы отказаться от него, 42% не используют или уже отказались от использования пластиковой посуды и 41% готовы от нее отказаться.
Большинство россиян не готовы отказаться от мяса (85%), бумаги (73%) и батареек (70%).
«Наш опрос сфокусирован на влиянии экологического аспекта в потребительском потреблении россиян. Он выявил, что молодые граждане до 24 лет в меньшей степени ориентируются на экологичность товара. Цена для них более критична при покупке. Хотя для более старших поколений экологичность товара уже является одним из значимых аспектов при его выборе. Россияне заявляют, что готовы отказываться от неэкологичного потребления даже в пользу более дорогих продуктов, но не тех, которые являются значимыми предметами ежедневного потребления, которым неочевидна замена или их потребление респонденты не связывают с темой экологии»
«Отрадно узнать по итогам соцопроса ВЦИОМ, что более половины россиян стараются учитывать экологичность товаров при покупке. При таком похвальном рвении потребителей к экологической осознанности в быту нельзя умалчивать и то, что производители продукции иногда пользуются этим, применяя маркетинговые уловки вместо реально экологичных ингредиентов или упаковки.
В настоящее время остро стоит вопрос осуществления надзора за использованием производителями или магазинами маркировок «органик», «эко», «био». На стадии производства продукции надзор осуществляет Россельхознадзор, на стадии взаимодействия с потребителем — Роспотребнадзор. При этом упомянутыми ведомствами не осуществляется проверка на предмет соответствия нанесенной маркировки или же продукции, размещенной на «эко», «био» полке магазина, требованиям Федерального закона от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об органической продукции).
Согласно статье 4 Закона об органической продукции при производстве такой продукции запрещается использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары. Однако при этом не упоминается другой опасный вид упаковки — полистирол, который, например, при контакте с кисломолочной продукцией образует стирол. Это канцероген, который может накапливаться в организме человека и привести к образованию раковых клеток. В этой связи необходимо обратить внимание не только на процесс производства органической продукции, но и на ее упаковку и обязательную маркировку тары.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть ч. 2 ст. 14.7, регулирующая ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги). Однако неясно каким образом Роспотребнадзор будет доказывать факт нарушения в части «органических» потребительских свойств товаров, ведь такие критерии не установлены.
Для развития новой отрасли необходимо: устранить пробелы в Законе об органической продукции относительно установления конкретных требований к качеству и безопасности органической продукции, к организации производства, к объекту производства, а также разработать комплекс работающих механизмов для производства и оборота органической продукции на основе действующего законодательства Российской Федерации, Европейского союза и международных стандартов. Подзаконные акты в реализацию Закона об органической продукции должны быть консенсусом между государством, бизнесом, отраслевым сообществом для их единого понимания.
Важна работа с имеющимися угрозами потребительского рынка, такими как использование пальмового масла, антибиотиков при производстве пищевой продукции.
Необходимо определить в национальной системе защиты прав потребителей проблемные участки и укрепить эту систему новыми элементами. Например, введением новой должности в качестве уполномоченного по правам потребителей.
Также требуется повысить ответственность предприятий за производство и реализацию фальсифицированной продукции.
Еще одной проблемой является то, что ни один контрольный орган не имеет полномочий по внесению каких-либо поставщиков или производителей в реестр недобросовестных поставщиков при осуществлении закупок».