Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Культура

Экологичное потребление

Более половины россиян обращают внимание на экологичность товаров и готовы платить больше за товары, безопасные для окружающей среды.
Фото:
Коротко о главном
  • 55% россиян учитывают экологичность товаров при покупке
  • 64% предпочтут более дорогой товар более дешевому, если дорогой товар будет более безопасным для окружающей среды
  • Из всех неэкологичных товаров чаще всего россияне не готовы отказаться от мяса (85%), бумаги (73%) и батареек (70%)
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 55% россиян учитывают экологичность товаров при покупке
  • 64% предпочтут более дорогой товар более дешевому, если дорогой товар будет более безопасным для окружающей среды
  • Из всех неэкологичных товаров чаще всего россияне не готовы отказаться от мяса (85%), бумаги (73%) и батареек (70%)

13 октября 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян, посвященного экологичному потреблению.

Более половины россиян (55%) чаще учитывают экологичность товаров при покупке (по 58% среди 25-34-летних и 45-59-летних), 40% чаще не придают этому значения (59% 18-24-летних).

Две трети россиян (64%) предпочтут более дорогой товар более дешевому, если дорогой товар будет более безопасным для окружающей среды (68% среди 25-34-летних), каждый четвертый (25%) выбрал бы более дешевый, но менее экологичный товар (39% среди 18-24-летних).

Более половины россиян (55%) полагают, что качество экологичных и неэкологичных товаров примерно одинаково (70% среди 18-24-летних), 26% считают, что экологичные товары качественнее (30% среди 25-34-летних), 3% имеют противоположное мнение.

Наших сограждан спросили, готовы ли они отказаться от тех или иных неэкологичных товаров (топ-3): 54% не используют или уже отказались от ламп накаливания и еще 21% выразили готовность отказаться от них, 53% не используют или уже отказались от меха животных и 26% готовы отказаться от него, 42% не используют или уже отказались от использования пластиковой посуды и 41% готовы от нее отказаться.

Большинство россиян не готовы отказаться от мяса (85%), бумаги (73%) и батареек (70%).

8 сентября 2021 г.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. 

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

В магазинах продаются разные товары. Часть из них не наносят вреда окружающей среде, являются экологичными. Вы лично при выборе товара, например при выборе бытовой химии, косметики или чего-то еще, учитываете или не учитываете его экологичность?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Чаще учитываю

55

40

58

54

58

57

Чаще не учитываю

40

59

40

41

38

35

Затрудняюсь ответить

5

1

1

5

4

8

Представьте, что в магазине Вам пришлось выбирать: купить товар подешевле, но менее экологичный, или купить товар подороже, но более безопасный для окружающей среды. Какой товар Вы бы выбрали?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Товар подешевле, но менее экологичный

25

39

21

24

24

24

Товар подороже, но более безопасный для экологии

64

51

68

64

63

67

Затрудняюсь ответить

11

11

10

12

13

9

Как Вам кажется, экологичные товары по качеству лучше неэкологичных, хуже или качество и тех, и других примерно одинаково?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Лучше

26

17

30

27

26

26

Хуже

3

3

4

3

4

3

Качество и тех, и других примерно одинаково

55

70

54

58

56

48

Затрудняюсь ответить

16

10

12

12

15

24

Некоторые считают, что, чтобы уменьшить вред окружающей среде, надо меньше использовать неэкологичные товары в повседневной жизни. Сейчас я зачитаю список, а Вы скажите, от каких товаров Вы готовы отказаться или уже отказались, а от каких отказаться не готовы?

(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, в % от всех опрошенных)

 

Использую, но готов отказаться

Использую, но не готов отказаться

Уже отказался

Не использую

Затрудняюсь ответить

Пластиковая посуда

41

16

26

16

1

Мясо

10

85

4

0

1

Мех животных

26

20

33

20

1

Кожаная обувь

19

62

13

6

0

Батарейки

22

70

4

1

3

Лампы накаливания

21

21

44

10

4

Ватные палочки

33

45

11

9

2

Бумага

18

73

5

1

3

Одноразовые средства гигиены (прокладки, подгузники)

15

51

15

16

3

Константин Абрамов
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ

«Наш опрос сфокусирован на влиянии экологического аспекта в потребительском потреблении россиян. Он выявил, что молодые граждане до 24 лет в меньшей степени ориентируются на экологичность товара. Цена для них более критична при покупке. Хотя для более старших поколений экологичность товара уже является одним из значимых аспектов при его выборе. Россияне заявляют, что готовы отказываться от неэкологичного потребления даже в пользу более дорогих продуктов, но не тех, которые являются значимыми предметами ежедневного потребления, которым неочевидна замена или их потребление респонденты не связывают с темой экологии»


22 апреля 2024
Наталья Соколова
Председатель правления АНО «Равноправие», Руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» экспертного совета Комитета Совета Федерации по АПК и природопользования, Сопредседатель Федерального оргкомитета Экодиктанта

«Отрадно узнать по итогам соцопроса ВЦИОМ, что более половины россиян стараются учитывать экологичность товаров при покупке. При таком похвальном рвении потребителей к экологической осознанности в быту нельзя умалчивать и то, что производители продукции иногда пользуются этим, применяя маркетинговые уловки вместо реально экологичных ингредиентов или упаковки.

В настоящее время остро стоит вопрос осуществления надзора за использованием производителями или магазинами маркировок «органик», «эко», «био». На стадии производства продукции надзор осуществляет Россельхознадзор, на стадии взаимодействия с потребителем — Роспотребнадзор. При этом упомянутыми ведомствами не осуществляется проверка на предмет соответствия нанесенной маркировки или же продукции, размещенной на «эко», «био» полке магазина, требованиям Федерального закона от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об органической продукции).

Согласно статье 4 Закона об органической продукции при производстве такой продукции запрещается использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары. Однако при этом не упоминается другой опасный вид упаковки — полистирол, который, например, при контакте с кисломолочной продукцией образует стирол. Это канцероген, который может накапливаться в организме человека и привести к образованию раковых клеток. В этой связи необходимо обратить внимание не только на процесс производства органической продукции, но и на ее упаковку и обязательную маркировку тары.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть ч. 2 ст. 14.7, регулирующая ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги). Однако неясно каким образом Роспотребнадзор будет доказывать факт нарушения в части «органических» потребительских свойств товаров, ведь такие критерии не установлены.

Для развития новой отрасли необходимо: устранить пробелы в Законе об органической продукции относительно установления конкретных требований к качеству и безопасности органической продукции, к организации производства, к объекту производства, а также разработать комплекс работающих механизмов для производства и оборота органической продукции на основе действующего законодательства Российской Федерации, Европейского союза и международных стандартов. Подзаконные акты в реализацию Закона об органической продукции должны быть консенсусом между государством, бизнесом, отраслевым сообществом для их единого понимания.

Важна работа с имеющимися угрозами потребительского рынка, такими как использование пальмового масла, антибиотиков при производстве пищевой продукции.

Необходимо определить в национальной системе защиты прав потребителей проблемные участки и укрепить эту систему новыми элементами. Например, введением новой должности в качестве уполномоченного по правам потребителей.

Также требуется повысить ответственность предприятий за производство и реализацию фальсифицированной продукции.

Еще одной проблемой является то, что ни один контрольный орган не имеет полномочий по внесению каких-либо поставщиков или производителей в реестр недобросовестных поставщиков при осуществлении закупок».


22 апреля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07