МОСКВА, 8 февраля 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают качество жилищно-коммунальных услуг, а также процесс реформирования этой сферы.
Сумма платежей в январе 2006 г. по сравнению с декабрём 2005 г. возросла, отмечают 55% опрошенных, в их числе 34% считают рост значительным и 21% – незначительным. А 5% не фиксируют изменений, и еще 31% не смогли эти изменения оценить. Год назад рост тарифов представлялся респондентам более высоким, чем сейчас: 41% отмечали значительный рост, 13% – незначительный. Если в группе с доходами свыше 5000 рублей на члена семьи в месяц доля тех, кто считает изменения небольшими, несколько превышает процент тех, кто оценивает их как существенные (33 и 28%), то в группах с меньшими доходами перевес получает мнение, что рост был большим (например, в группе с доходами до 1500 рублей для 37% – рост значительный, для 19% – небольшой).
Новые тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг не сказываются существенно на материальном положении 12% российских семей (по оценкам опрошенных), и они без особых усилий платят столько, сколько нужно. Для 70% это серьёзная нагрузка на бюджет семьи, но они изыскивают возможности и платят. Видимо, придётся (или уже пришлось) менять жильё на более скромное каждой десятой семье (9%), в столицах такие планы переезда озвучиваются реже, чем малых и средних городах (6% и по 12%). В Москве и Санкт-Петербурге больше доля тех, кто без особых усилий платит по новым расценкам (22%, в других типах поселения 8–13%). В апреле 2005 г. оценки своих возможностей платить по новым тарифом были более пессимистическими, так, была выше доля тех, кто собирался ухудшать свои жилищные условия (15%), и тех, кто намеревался не платить по новым ценам (9%).
Качество жилищно-коммунальных услуг, получаемых в месте своего постоянного проживания, большинством респондентов, 62%, оценивается как не удовлетворительное (причём отзывы каждого четвёртого, 26%, резко негативные). С ними не согласны треть респондентов (33%), выражающих удовлетворённость качеством этих услуг. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация с ЖКУ воспринимается лучше (+41, –57%), чем в других населённых пунктах.
Даже если респонденты будут совершенно уверены, что повышение тарифов на ЖКУ повысит качество этих услуг, тем не менее, лишь 11% готовы платить в 1,5–2 раза больше, чем сейчас. Половина опрошенных (51%) готовы на такие расходы, как сейчас, но не более. Четверть (26%) не готовы платить и по нынешним тарифам. О том, что могли бы тратить больше, говорят от 8–9% в группах с доходами до 3000 рублей до 25% в группе с доходами свыше 5000 рублей. Большинство опрошенных во всех доходных группах указывают, что не готовы платить больше даже при гарантии улучшения качества услуг.
Рост тарифов на ЖКУ не влияет на качество обслуживания, считают две трети респондентов – 69%. Некоторые улучшения фиксируют 10% опрошенных. А по мнению 14%, обслуживание становится только хуже. Изменения к лучшему в столицах и крупных городах отмечают чаще (18 и 14%), чем в других типах поселений (8–11%).
Большинство опрошенных (56%) считают в принципе не допустимым переходить на оплату ЖКУ полностью за счёт населения, когда субсидии будут предоставляться только малоимущим. Считают это в целом правильной, но преждевременной мерой из-за низкого уровня жизни населения 28% респондентов. И лишь 4% полагают, что это правильная и своевременная мера. По сравнению с апрелем 2005 г. эти оценки почти не изменились.
Реформа ЖКХ должна быть нацелена в первую очередь на снижение цен на ЖКУ (полагают 43% опрошенных), на замену устаревшего оборудования (36%), повышение качества обслуживания со стороны работников служб ЖКХ (31%), ремонт и замену устаревшего жилого фонда (28%). Менее актуальными опрошенным представляются такие цели реформы, как создание рыночной конкурентной среды в предоставлении услуг ЖКХ (10%) и снижение расходов государства на жилищно-коммунальную сферу (8%).