МОСКВА, 2 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о восприятии россиянами дистанционного электронного голосования (ДЭГ).
Технологии — в массы! |
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) представляет собой относительно новый формат волеизъявления граждан, который активно внедряется в России в последние годы. Абсолютное большинство россиян — почти девять из десяти (87%) — сегодня знают о ДЭГ, в том числе каждый второй (47%) знает хорошо. Показатель информированности граждан о цифровых избирательных технологиях в текущем замере обновил максимум. За пять лет процент тех, кто, по собственной оценке, хорошо разбирается в вопросе, вырос более чем в два с половиной раза (2019 г. — 18%, 2024 г. — 47%). При этом значительный рост «качественной» осведомленности пришелся именно на последний год (19–21 п.п. к 2023 г.), вероятно, это стало следствием прошедших в этом году выборов президента. Примерно каждый десятый (13%) ничего не слышал о возможностях участия в выборах онлайн, это самое низкое значение за все время измерений (2019 г. — 34%, 2023 г. — 24%).
|
Согласно опросу ВЦИОМ, россияне довольно позитивно смотрят на перспективы масштабирования опыта ДЭГ на всю страну. Шесть из десяти (63%) считают, что нужно обеспечить возможность онлайн-голосования во всех регионах России; обратного мнения придерживаются 29%. Представления россиян на эту тему остаются достаточно устойчивыми, с 2019 г. в данных мало что изменилось (группа сторонников в 2019–2023 гг. — 59-66%, групп противников — 27-34%). В целом высокая общественная поддержка курса на цифровизацию избирательных процессов создает благоприятную почву для дальнейшего внедрения ДЭГ.
Чем моложе россияне, тем активнее они поддерживают идею распространения ДЭГ по всей стране (80% среди 18-24-летних vs. 55% в старшей когорте). При этом граждане старше 60 лет не высказываются чаще других против распространения ДЭГ: чаще других они затрудняются с ответом (13% vs. 8% среди всех россиян и 2% среди 18-24-летних), то есть эта тема им пока не очень понятна.
Ожидаемое влияние урбанизированности на положительное отношение к популяризации ДЭГ не подтверждается данными. И горожане, и сельские жители в целом имеют схожие взгляды на этот вопрос (62-67% поддерживают, 27-34% не поддерживают), при этом столичные жители не поддерживают такую идею даже чаще других (34%).
Главное — голосовать, а как — неважно! |
Несмотря на высокую информированность о ДЭГ и широкую поддержку идеи распространить онлайн-голосование на все регионы, большая часть россиян (62%) отмечают, что возможность голосовать на выборах удаленно лично для них не важна; и лишь каждый третий (36%) признает важность такой возможности.
Динамика показателя говорит об отсутствии выраженных изменений по этому вопросу (2021-2023 г., в июле положительные ответы дали 33-39%, отрицательные — 58-64%). Исключение составил мартовский замер этого года, когда на фоне предстоящих президентских выборов актуализировался запрос на возможность голосовать удаленно (42% отмечали важность для себя такой возможности). Это свидетельствует о высокой ситуативной актуальности темы ДЭГ и готовности граждан откликаться на нее в периоды избирательных кампаний. Вероятно, и уровень выборов также имеет значение.
Возможность голосовать удаленно чаще важна для молодых (18-44 лет — 42-47%) россиян, женщин (38%), с хорошим уровнем доходов (43%), жителей городов-миллионников (41%) и тех, кто предпочитает в качестве источника информации и ТВ, и интернет (41%). Иными словами, драйверами ДЭГ выступают те, кто обладает большим «цифровым капиталом». О том, что доступ к онлайн-голосованию для них неважен, чаще говорят мужчины (64%), преимущественно старше 60 лет (72%), с плохим уровнем материального положения (69%), жители села (65%) и активные телезрители (69%), то есть те, кто, с большой долей вероятности, хуже разбирается в современных технологиях и больше ориентирован на привычные, традиционные способы голосования.
Прозрачности станет больше? |
Каждый третий (36%) россиянин уверен, что онлайн-голосование никак не повлияет на прозрачность, честность выборов. Еще 30% видят в ДЭГ риски, по их мнению, это может привести к снижению прозрачности электорального процесса. Еще 23% наших сограждан, наоборот, видят в онлайн-голосовании способ сделать выборы более честными. С 2021 г. представления россиян о влиянии ДЭГ на честность выборов практически не изменились. Но в 2019 г. опрошенные чаще говорили об отсутствии какого-либо влияния удаленного голосования на результаты (42%) и реже о негативном влиянии (23%). В 2019 г. осведомленность граждан о ДЭГ была минимальной, во-видимому, по мере роста понимания этой технологии в обществе сформировались определенные взгляды на нее, и они оказались весьма устойчивыми. В целом в массовом сознании граждан пока не сформировалось устойчивого убеждения в повышении честности и открытости выборов благодаря использованию цифровых технологий. Более того, опасения в отношении негативных эффектов внедрения удаленного голосования остаются распространенными.
|
На участок или лучше проголосовать дома? |
В пользу сохранения высокой важности для россиян традиционного формата выборов на избирательном участке говорят следующие данные: 63% в случае возможности выбора предпочтут традиционное голосование, волеизъявление через интернет выберут 30%. При этом мартовский замер накануне президентских выборов подтвердил ситуативное восприятие актуальности ДЭГ, в марте 67% предпочитали голосование на участках, а не удаленное (25%). В остальные замеры показатель менялся в пределах 1-4 п.п.
- Типичный россиянин, предпочитающий голосовать на избирательном участке, — это скорее мужчина (67%), старше 60 лет (78%), с неполным средним образованием (76%), проживающий на селе (72%), активный телезритель (89%). Доводы сторонников традиционного голосования касаются как отношения к ДЭГ, так и отношения к голосованию на избирательном участке. С одной стороны, они не доверяют электронному голосованию (40% в этой группе), не умеют пользоваться цифровыми технологиями (12%) (и при этом редко боятся сбоев и взломов — 2%). С другой стороны, посещение избирательного участка для них — привычнее, проще (27%), они воспринимают это как праздник, интересное событие, возможность «выйти в люди», ощутить свою причастность к значимому событию, особую атмосферу (18%, в мартовском замере накануне президентских выборов этот вариант набирал 31% ответов). Поход на участок — это еще и способ реализовать свой гражданский долг (8%); вероятно, остается значимым элемент публичного ритуала. Еще 8% отметили, что избирательный участок находится близко к дому.
- Типичный россиянин, предпочитающий голосовать через интернет, — это скорее женщина (34%), до 45 лет (44-45% среди 18-34-летних и 34% среди 35-44-летних), с высшим или неполным высшим образованием (33%), проживающая в одной из столиц или городе-миллионнике (36-37%), активный интернет-пользователь (35%). Главный аргумент в пользу ДЭГ в этой группе — удобство и экономия времени (81%). Еще 28% отметили также, что голосовать удаленно можно в любом месте и в любое время, в том числе если лично не можешь посетить участок (28%). Возможность спокойно сделать выбор, изучив всю информацию, ценят еще 7%. На честность и прозрачность указали 4%, 2% отметили безопасность голосования из дома.
«Можно говорить о тесном переплетении двух тенденций. С одной стороны, в условиях тотальной цифровизации нашей жизни отчетливо проявляется запрос на цифровизацию избирательных процедур (и это касается не только процедуры голосования), с другой - сохраняется консерватизм к избирательной практике. Это и нашло отражение в полученных цифрах. Скорее всего, в ближайшее время ситуация существенно не изменится именно по причине противоречивости тенденции. Ключевые факторы перехода от традиционного голосования к ДЭГу: опыт и условия. Наивысший уровень позитива к ДЭГу фиксируется среди тех, кто хотя бы раз проголосовал дистанционно. В этой группы актуальность ограничительных барьеров резко снизилась. Таким образом, для активного распространения ДЭГа нужны специальные усилия институтов избирательной системы. При их отсутствии ДЭГ будет набирать популярность, но темп будет небольшой».