Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Образование

Дислексия: знание, восприятие, поддержка

О дислексии нужно говорить громче, и начинать со школьной скамьи: если ребенок плохо учится, это еще не значит, что он ленивый. Возможно, ему нужна поддержка в преодолении дислексии. Для этого надо создать систему такой помощи в образовательных учреждениях, а педагогов научить распознавать проблему.
Фото:
Коротко о главном
  • О дислексии хорошо знают только 17% россиян, сталкивались с ней на практике 29%, в их числе лично — 11%, 7% — через семью, а 16% — через близкое окружение[1].
  • 45% тех, кто сталкивался с дислексией лично или через семью, отметили, что им не была доступна никакая помощь.
  • 83% россиян уверены, что дислексия сильно влияет на жизнь ребенка, 73% — на жизнь во взрослом возрасте.
Обзор Таблицы Методика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • О дислексии хорошо знают только 17% россиян, сталкивались с ней на практике 29%, в их числе лично — 11%, 7% — через семью, а 16% — через близкое окружение[1].
  • 45% тех, кто сталкивался с дислексией лично или через семью, отметили, что им не была доступна никакая помощь.
  • 83% россиян уверены, что дислексия сильно влияет на жизнь ребенка, 73% — на жизнь во взрослом возрасте.

МОСКВА, 4 апреля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Фондом содействия людям с дислексией «Сила Слова» представляет результаты опроса россиян о проблеме дислексии.

Когда чтение — мучение…

Дислексия — это нейробиологическая особенность, сильно затрудняющая овладевание навыками чтения и письма, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Специалистами эта особенность изучена довольно хорошо, но в обществе о ней знают мало, в том числе педагоги. Отчасти поэтому дислексия обросла стереотипами. Например, ее часто путают с ленью или невысокими умственными способностями. На самом же деле интеллект и когнитивные способности у дислексиков нормальные.

Февральский опрос ВЦИОМ показал, что осведомленность о дислексии в России оставляет желать лучшего. Восемь из десяти либо не знакомы с термином или слышали только само слово, либо имеют общее представление о данной проблеме. По собственным оценкам хорошо знают, что такое дислексия, лишь 17% россиян. Чаще это женщины (21% vs. 12% мужчин), те, кто, как правило, чаще работает в сфере образования, воспитания, чаще занимается обучением детей, а также молодые россияне (36% в группе 18-24 лет и 23% в группе 25-34 лет), те, кто рос в условиях, когда о дислексии стали больше знать и больше говорить.

Большинство респондентов, знакомых с понятием дислексии, в целом верно описывают ее проявления. Это перестановка и путаница букв, опечатки, глотание слогов, трудности с распознаванием текста на слух и при чтении, а также нарушения автоматизма при письме. Однако часть опрошенных ошибочно связывают дислексию с неспособностью концентрироваться, задержкой развития, маленьким словарным запасом.

С дислексией на практике сталкивались 29%[1] россиян, в том числе лично с ней столкнулись— 11%, что можно назвать довольно высоким показателем. Среди молодежи до 24 лет лично с ней сталкивались 15% vs. 10% в группе старше 60 лет; впрочем, это может объясняться ростом осведомленности о дислексии, а не только реальным ростом ее распространенности. В последние десятилетия стало больше внимания уделяться нейропсихологическим проблемам и особенностям, включая дислексию, а значит, люди стали лучше осознавать и идентифицировать их. Чем старше опрошенные, тем больше доля тех, кто никогда не сталкивался с дислексией (41% в группе 60+ и 25-26% среди 18-34-летних).

О помощи

Среди тех, кто лично сталкивался с дислексией, 38% отметили доступность помощи, а 31% сообщили, что их семья обращалась за поддержкой. В то же время среди тех, кто сталкивается с дислексией у своих детей или близких родственников, и доступность помощи (48%), и обращение за поддержкой (51%) встречаются чаще. Это может свидетельствовать о развитии более осознанного родительства и повышенной внимательности к нейропсихологическим особенностям детей. Те, кто решал проблему дислексии у ребенка или близкого человека, активнее использовали все доступные виды помощи: платную (26% vs. 14% среди самих дислектиков), бесплатную (22% vs. 13%) и информационную (27% vs. 12%). Видимо, родители стали более проактивными в поиске решений, более осведомленными о нейропсихологических особенностях и о том, как они могут влиять на развитие ребенка. При этом их собственные проблемы с дислексией могли оставаться без обращения за помощью; если так, получаем картину: с проблемами детей россияне за помощью обращаются охотнее, чем со своими собственными проблемами.

Исследование фиксирует достаточно высокие цифры относительно недоступности помощи (45%) и необращения за ней (57%) среди столкнувшихся с дислексией лично или в семье, то есть доступность помощи не гарантирует, что россияне обратятся за ней.

Последствия

Дислексия воспринимается скорее как специфическая тема, известная ограниченному числу людей, а уровень ее общественного осознания скорее низкий: 61% россиян предполагают, что о ней знает лишь небольшая часть людей, 24% — что практически никто. Но в то же время абсолютное большинство признают сильное влияние дислексии как на жизнь в детстве, так и на жизнь во взрослом возрасте (83% и 73% соответственно), особенно те, кто сам хорошо знаком с дислексией. Иными словами, россияне признают и влиятельность явления на судьбы людей, и то, что общество о нем остается в неведении.

По мнению россиян, основные последствия дислексии у детей — образовательные и психоэмоциональные проблемы. Респонденты упоминают такие трудности, как отставание в учебе, снижение самооценки и мотивации, а также буллинг. Это связано с тем, что система образования традиционно ориентирована на среднего ученика и не приспособлена к работе с детьми с нейропсихологическими особенностями, такими как дислексия, что приводит к неуспехам в учебе и, как следствие, к негативным психоэмоциональным последствиям. Многие указывают на трудности с социальной адаптацией и негативное влияние на трудоустройство в будущем. Довольно распространено и мнение о влиянии дислексии на развитие негативного поведения.

С тем, что последствия дислексии наблюдаются и во взрослом возрасте, согласны почти все опрошенные. Чаще всего они связывают их с трудностями в профессиональной деятельности, карьере, а также обучении и решении бытовых задач. Значимая часть ответов касалась психоэмоциональных проблем, стрессов, сложностей во взаимоотношениях с окружающими («клеймо неуспешности»).

Опыт дислексии через призму трудностей

Сами дислексики или знакомые с ней через семью и окружение на первое место в перечне трудностей ставят проблемы с обучением (71%). Этот вариант лидирует с большим отрывом, так как главной трудностью при дислексии является обработка письменной информации, что влияет на обучение в учебных заведениях и на дальнейшую работу, особенно если она связана с умственным трудом.

Следующая по значимости проблема — нехватка специализированной помощи. Она обходит психоэмоциональные проблемы, трудности в социальной адаптации и проблемы, связанные с получением профессии и работой. Эта оценка показывает, что в России инфраструктура для помощи с дислексией малозаметна для нуждающихся.

Дислексия в школе

О непростом положении детей с дислексией говорят следующие данные: почти половина родителей школьников считают, что детей с трудностями в обучении, такими как дислексия, будут воспринимать как ленивых или хулиганов. Когда ребенок не успевает за темпом учебы, его поведение воспринимается как негативное, и часто невидимые проблемы, такие как дислексия, не учитываются, что приводит к неверному оцениванию ребенка. Это также подтверждает стереотип: общество склонно связывать трудности в обучении с отсутствием усилий или нарушениями в поведении. Из-за этого дети с дислексией не получают должного понимания и поддержки, что усиливает психоэмоциональное давление на них.

У опрошенных также не нашлось консенсуса о предоставлении дополнительной помощи и поддержки таким детям, мнения разделились поровну: одни считают, что она будет, другие — что нет. По-видимому, четкой политики в учебных заведениях на этот счет не прослеживается, к тому же в большинстве школ попросту может не быть специалистов, способных работать с детьми с дислексией. В то же время тезис о том, что таких детей будут воспринимать как обычных учеников, которым просто нужно больше времени и внимания, разделяют шесть из десяти, но почти треть не согласны с ним.

Родители, которые столкнулись с дислексией в семье или в круге близких, чаще негативно оценивают возможную помощь детям. Они уверены, что такой ребенок, скорее всего, не получит поддержку и будет восприниматься как ленивый или хулиган. Вероятно, это результат личного опыта. Эмоциональное восприятие этой проблемы родителями, столкнувшимися с ней, отражает их разочарование в образовательной системе и отсутствие реальной поддержки для таких детей.

Обозначенные тенденции характерны и в отношении взаимодействия ребенка с дислексией с одноклассниками. И родители школьников в целом, и родители, столкнувшиеся с дислексией, сошлись во мнении, что ребенок может стать объектом травли, ему будет приписано негативное поведение, и вряд ли сверстники будут готовы оказать ему помощь. При этом родители с опытом дислексии чаще говорили о том, что такого ребенка скорее не будут воспринимать как обычного ученика, которому просто нужно больше времени для освоения некоторых учебных задач.

Помогать? Надо!

Российское общество в целом осознает важность поддержки детей с дислексией в образовательном процессе и поддерживает необходимость специализированной помощи. Девять из десяти, независимо от того, сталкивались ли они или их близкие с дислексией или нет, уверены: в школах должна быть образовательная поддержка для детей с дислексией (92%), важно, чтобы такие дети получали необходимое внимание и участие (89%), а учителя умели распознавать дислексию (95%). Семь из десяти опрошенных также говорят о важности обсуждения проблемы дислексии на общественном уровне (70%), чаще эту идею поддерживают женщины и молодежь, а также те, кто сталкивался с дислексией или информирован о ней.

Таким образом, российское общество демонстрирует высокую степень поддержки инициатив, направленных на улучшение условий для детей с дислексией, что подтверждает потребность в системной образовательной и социальной поддержке таких детей.

Подводя итог

Дислексия в России остается малоизвестной проблемой и воспринимается через призму стереотипов. Большинство людей с дислексией сталкиваются с трудностями при обращении за помощью. Для детей с дислексией часто отсутствует необходимая поддержка в образовательных учреждениях, что может приводить к психоэмоциональным проблемам и социальным трудностям. Общество в целом поддерживает идею о необходимости специализированной помощи и образовательной поддержки для таких детей, однако для достижения реальных изменений требуется усиленная работа в сфере образования и популяризации проблемы.

Ключевые тренды

  1. Низкая осведомленность о дислексии: большинство россиян не знают, что такое дислексия, или имеют лишь поверхностное представление о ней.
  2. Дислексия становится более узнаваемой: чем моложе россияне, тем чаще они лично сталкиваются с дислексией, что может быть связано в том числе с увеличением осведомленности о проблеме, идентифицировать дислексию становится проще.
  3. Недоступность помощи: в обществе преобладает мнение, что помощь людям с дислексией остается недоступной.
  4. Трудности в образовательной системе: преобладает мнение, что дети с дислексией сталкиваются с непониманием в школах. Это приводит к снижению мотивации к обучению, травле и социальной дезадаптации.
  5. Осознанное родительство: родители детей с дислексией проактивны в поиске помощи и поддержки для своих детей и активно используют доступные ресурсы.
  6. Поддержка в обществе: абсолютное большинство россиян поддерживают необходимость образовательной поддержки детей с дислексией в школах и считают важным, чтобы учителя умели распознавать эту проблему.

Автор: Татьяна Смак

 


[1] Так как респонденты могли выбрать более одного варианта ответа, доля была получена путем вычитания из 100% долей всех тех ответов, которые не совместимы с другими: не сталкивался, но слышал (32%); никогда не сталкивался (35%) и ЗО (4%).

12-13 февраля 2025 г.

Всероссийский интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн»

3200 опрошенныхВ опросе приняли участие 3200 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по стратифицированной случайной выборке на основе вероятностной панели. Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Вам знакомо понятие «дислексия» или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Хорошо знаю, что это такое

17

12

21

36

23

16

13

12

Знаю в общих чертах

39

33

44

32

46

41

39

35

Слышал само слово, но не знаю точно, что оно означает

20

23

17

19

19

21

20

20

Слышу впервые

21

28

16

13

11

19

24

27

Затрудняюсь ответить

3

4

2

0

1

3

4

6

Исходя из того, что Вы слышали или знаете, как Вы бы могли своими словами описать, что такое дислексия? В чем, по Вашему мнению, она проявляется? Если Вы не можете дать определение, не ищите его специально, просто укажите, как Вы это понимаете или что слышали

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто знает или слышал термин «дислексия»)

Буквы/ цифры/ знаки меняются местами/ путаются/ разбегаются/ опечатки/ оговорки/ глотание слогов/ окончаний

42

Неправильное/ сложное восприятие/ распознавание текста на слух/ при письме/ при чтении/ непонимание/ долгое понимание смысла слов

23

Затруднения при формулировании предложений/ поиск подходящих слов/ затруднения речи/ неправильное произношение

8

Нарушение овладения письмом и чтением при нормальном уровне интеллекта

7

Неспособность к обучению чтению/ письму/ не умеют читать/ писать

4

Невозможность/ сложность сконцентрироваться/ сосредоточиться

2

Не запоминает текст/ слова

2

Болезнь/ диагноз/ отклонение/ отставание в развитии/ нарушение

2

Дефекты развития речевого аппарата и центров речи в головном мозге/ мозг человека работает по-другому/ ускоренно

1

Невнимательность/ рассеянное внимание

1

Психологическое/ неврологическое расстройство

1

Медленное чтение/ письмо/ усвоение информации

1

Маленький словарный запас

1

Быстрая утомляемость при чтении/ письме

1

Слово знаю, слышал, но объяснить не могу

21

Другое

2

Затрудняюсь ответить

5

Сталкивались ли Вы лично или через других людей с проблемами, связанными с дислексией?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, сталкивался лично

11

11

12

15

12

12

11

10

Да, это коснулось моей семьи
(ребенка, близкого родственника)

7

5

9

4

5

8

7

9

Да, это коснулось моего окружения
(друзей, знакомых, коллег)

16

14

18

23

19

17

13

14

Нет, но слышал о проблемах, связанных с дислексией, из СМИ или из других источников

32

32

31

35

40

32

28

28

Нет, никогда не сталкивался
с такими проблемами

35

37

32

25

26

31

39

41

Затрудняюсь ответить

4

5

3

4

4

4

5

3

На момент столкновения с проблемой дислексии была ли Вам / Вашей семье доступна какая-либо помощь по месту проживания? Если да, то укажите, какая именно?

(любое число ответов, закрытый вопрос для тех, кто лично или в семье сталкивался с дислексией)

 

Все опрошенные

Сталкивались с дислексией лично

Дислексия коснулась ребенка, близкого родственника

Платная помощь (например, услуги логопедов, нейропсихологов, репетиторов, групповые занятия)

19

13

30

Бесплатная помощь в школе (например, доп. занятия, логопед, психолог, внимание учителей)

17

18

18

Информационная поддержка (например, книги, сайты, обучающие материалы)

13

15

13

Другая помощь

7

6

8

Никакая помощь не была доступна

45

45

46

Затрудняюсь ответить

14

17

6

Пользовались ли Вы / Ваша семья какой-либо помощью в связи с проблемами дислексии или нет?

(любое число ответов, % от тех, кто лично или в семье сталкивался с дислексией)

 

Все опрошенные

Сталкивались с дислексией лично

Дислексия коснулась ребенка, близкого родственника

Платной помощью (например, логопеды, репетиторы, нейропсихологи)

24

14

26

Бесплатной помощью (например, школьный логопед, психолог)

17

13

22

Информационной поддержкой (например, книги, сайты, обучающие материалы)

12

12

27

Другая помощь

5

3

4

Не пользовались

57

66

47

Затрудняюсь ответить

2

3

2

Как Вы считаете, насколько российское общество в целом осведомлено о существовании проблем, связанных с дислексией?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Большинство людей знают о существовании таких проблем

2

1

2

0

2

2

1

1

Знает значительная часть людей

8

7

8

14

8

9

7

6

Знает лишь небольшая часть людей

61

59

62

62

63

58

61

61

Практически никто не знает о существовании таких проблем

24

26

23

19

24

25

24

26

Затрудняюсь ответить

5

7

5

5

3

6

7

6

Как Вы считаете, влияют ли проблемы, связанные с дислексией, на жизнь ребенка (например, на его учебу, отношения с одноклассниками и учителями, самооценку)?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Очень сильно влияют

33

40

37

33

29

Скорее сильно влияют

50

39

46

53

53

Скорее незначительно влияют

14

18

15

12

13

Совсем не влияют

1

2

1

0

1

Затрудняюсь ответить

2

1

1

2

4

Как Вы считаете, влияют ли проблемы, связанные с дислексией, в детстве на жизнь ребенка во взрослом возрасте (образование, карьеру, социальные возможности)?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Очень сильно влияют

21

25

23

24

18

Скорее сильно влияют

52

44

50

56

52

Скорее незначительно влияют

20

24

21

17

19

Совсем не влияют

2

3

3

1

2

Затрудняюсь ответить

5

4

3

2

9

Исходя из того, что Вы слышали или знаете, как Вы считаете, какие последствия и проблемы могут быть у детей с дислексией?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Отставание в развитии учебных навыков (чтение, понимание текста, письмо)

65

68

67

72

59

Снижение самооценки и уверенности в себе

60

61

63

66

55

Проблемы с мотивацией к обучению, успеваемостью

58

69

66

61

49

Повышенная утомляемость и сложности в концентрации

48

58

50

52

40

Буллинг, травля со стороны других детей

46

34

42

55

46

Долгосрочные трудности с обучением и трудоустройством в будущем

45

44

47

50

41

Психоэмоциональные проблемы (депрессия, тревога, стресс)

44

45

45

51

39

Проблемы с социальной адаптацией (изоляция, сложности в общении с окружающими)

39

37

34

45

39

Развитие зависимости от гаджетов

20

33

23

18

17

Развитие девиантного поведения

10

14

17

10

7

Никаких

1

1

1

0

1

Другие

1

2

1

1

1

Затрудняюсь ответить

6

2

1

2

11

Какие последствия и проблемы, на Ваш взгляд, могут быть у взрослых, которые столкнулись с дислексией в детстве, но не получили должного внимания или поддержки для решения этой проблемы?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Трудности в профессиональной деятельности, снижение продуктивности (например, проблемы с восприятием текста и анализа информации)

67

66

67

77

60

Трудности в повседневных, бытовых задачах (например, ошибки при заполнении документов и официальных бумаг)

59

61

60

67

52

Сложности в обучении и повышении квалификации

58

59

59

65

51

Ограниченные возможности трудоустройства

42

38

39

49

39

Долгосрочные психоэмоциональные проблемы (например, стресс, тревога)

41

40

45

49

35

Проблемы в социальной адаптации (трудности в общении и установлении отношений)

35

33

37

38

32

Повышенная утомляемость и стрессы

32

38

33

36

26

Непонимание со стороны общества, клеймо «неуспешности»

32

33

35

36

27

Никаких

1

1

2

1

2

Другие

1

2

1

0

1

Затрудняюсь ответить

7

4

2

2

13

Какие ключевые трудности, связанные с этой особенностью (прим. — дислексией), Вы бы отметили?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто лично, в семье или в окружении сталкивался с дислексией)

 

Все опрошенные

Сталкивались лично с дислексией

Сталкивались с дислексией в семье

Сталкивались в окружении

Трудности в школьном обучении и усвоении информации

71

60

79

76

Нехватка специализированной помощи или поддержки

38

33

45

39

Низкая самооценка и проблемы с мотивацией

30

30

36

31

Психоэмоциональные проблемы (депрессия, тревога, стресс)

29

31

29

31

Трудности в социальной адаптации и взаимодействии с другими

28

24

30

32

Нехватка информации и знаний о дислексии

28

27

32

27

Проблемы в работе или профессиональной деятельности

23

26

14

26

Буллинг и травля

20

17

17

23

Трудности в получении профессии

15

15

9

17

Никаких трудностей

5

10

4

4

Другое

5

Затрудняюсь ответить

2

3

2

1

Представьте, что в школе, где учится Ваш ребенок, есть ребенок с трудностями в обучении (например, трудности с чтением, письмом или усвоением информации), но с нормальным уровнем интеллекта

(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, на вопрос отвечали родители школьников, в % от родителей школьников)

 

Скорее да

Скорее нет

Затрудняюсь ответить

Будут воспринимать его как обычного ученика, которому нужно больше времени и внимания

58

31

11

Будут готовы предоставить дополнительную помощь или поддержку

42

43

15

Будут считать его ленивым или хулиганом

45

39

16

Не будут предпринимать никаких дополнительных действий

45

34

21

Представьте, что в школе, где учится Ваш ребенок, есть ребенок с трудностями в обучении (например, трудности с чтением, письмом или усвоением информации), но с нормальным уровнем интеллекта

(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, на вопрос отвечали родители школьников, в % от родителей школьников, имеющих личный/семейный опыт дислексии)

 

Скорее да

Скорее нет

Затрудняюсь ответить

Будут воспринимать его как обычного ученика, которому нужно больше времени и внимания

47

43

10

Будут готовы предоставить дополнительную помощь или поддержку

34

52

14

Будут считать его ленивым или хулиганом

57

31

12

Не будут предпринимать никаких дополнительных действий

51

32

17

Как Вы думаете, как одноклассники или другие школьники будут относиться к такому ребенку?

(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, на вопрос отвечали родители школьников, в %)

 

Скорее да

Скорее нет

Затрудняюсь ответить

Будут воспринимать ребенка как обычного ученика, которому нужно больше времени и внимания

44

39

17

Будут готовы предложить помощь

25

54

21

Ребенок может стать объектом травли

53

28

19

Будут считать его ленивым или хулиганом

41

38

21

Одноклассники и сверстники будут избегать общения с таким ребенком

29

50

21

Как Вы думаете, как одноклассники или другие школьники будут относиться к такому ребенку?

(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, на вопрос отвечали родители школьников, в % от родителей школьников, имеющих личный/семейный опыт дислексии)

 

Скорее да

Скорее нет

Затрудняюсь ответить

Будут воспринимать ребенка как обычного ученика, которому нужно больше времени и внимания

41

49

10

Будут готовы предложить помощь

22

64

14

Ребенок может стать объектом травли

57

23

20

Будут считать его ленивым или хулиганом

47

38

15

Одноклассники и сверстники будут избегать общения с таким ребенком

36

45

19

Как Вы считаете, должна ли в школах быть образовательная поддержка для детей с дислексией или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Безусловно должна быть

49

44

53

61

57

49

42

Скорее должна быть

43

45

41

34

37

44

47

Скорее не должна быть

3

4

2

2

2

3

3

Не должна быть

1

2

1

1

1

1

1

Затрудняюсь ответить

4

5

3

2

3

3

7

Как Вы считаете, должны ли учителя быть обучены распознавать признаки дислексии?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Да, обязательно

67

61

71

72

73

68

62

Скорее да

28

31

26

24

23

27

32

Скорее нет

2

3

1

2

2

2

2

Нет, не должны

1

2

1

1

1

1

2

Затрудняюсь ответить

2

3

1

1

1

2

2

Как Вы считаете, важно или не важно проблему дислексии обсуждать на общественном уровне? (поддержка включает признание серьезности проблемы, информирование о ее проявлениях, повышение осведомленности среди педагогов и родителей, создание условий для комфортного обучения)

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, это важно для повышения осведомленности и поддержки

70

66

73

83

80

73

67

60

Нет, это не требует общественного обсуждения

18

21

16

10

11

16

21

24

Затрудняюсь ответить

12

13

11

7

9

11

12

16

Как Вы считаете, важно или не важно проблему дислексии обсуждать на общественном уровне? (поддержка включает признание серьезности проблемы, информирование о ее проявлениях, повышение осведомленности среди педагогов и родителей, создание условий для комфортного обучения)

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Да, это важно для повышения осведомленности и поддержки

70

78

78

75

59

Нет, это не требует общественного обсуждения

18

13

15

17

22

Затрудняюсь ответить

12

9

7

8

19

Как Вы считаете, важно или не важно, чтобы дети с дислексией получали внимание и поддержку общества?

(поддержка включает признание серьезности проблемы, информирование о ее проявлениях, повышение осведомленности среди педагогов и родителей, создание условий для комфортного обучения)

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Сталкивались с дислексией лично или через близких

Имеют косвенный опыт (через друзей, знакомых)

Не сталкивались, но информированы

Не сталкивались/ затрудняются ответить

Очень важно

46

41

50

58

48

47

41

Скорее важно

43

46

40

30

44

46

45

Скорее неважно

5

5

5

7

6

4

6

Совсем неважно

2

2

1

2

1

1

2

Затрудняюсь ответить

4

6

4

3

1

2

6

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07