Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
События и даты

День социолога — 2025

При всей востребованности опросов общественного мнения в обществе присутствует некоторый скепсис в отношении достоверности результатов и искренности респондентов.
Фото:
Коротко о главном
  • 87% полагают, что опросы общественного мнения нужны, 66% — что их результаты отражают действительные мнения граждан.
  • Каждый второй россиянин верит в искренность респондентов (49%), треть наших сограждан не верят (34%).
  • По мнению каждого второго, опросы общественного мнения помогают властям учитывать мнение людей при принятии важных решений (51%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 87% полагают, что опросы общественного мнения нужны, 66% — что их результаты отражают действительные мнения граждан.
  • Каждый второй россиянин верит в искренность респондентов (49%), треть наших сограждан не верят (34%).
  • По мнению каждого второго, опросы общественного мнения помогают властям учитывать мнение людей при принятии важных решений (51%).

МОСКВА, 14 ноября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты традиционного «опроса об опросах», приуроченного ко Дню социолога в России.

Первые в СССР научно обоснованные опросы общественного мнения датируются второй половиной XX века. Отцы-основатели социологии в нашей стране, представители так называемого поколения «шестидесятников» заложили прочный фундамент опросной индустрии, придали вес и методологическую строгость эмпирическим исследованиям. С тех пор прошло больше полувека. Массовые опросы стали важным барометром общественных настроений, незаменимым инструментом стратегического планирования и принятия государственных и управленческих решений. Согласно полученным данным, сегодня россияне по большей части видят пользу от массовых опросов: почти девять из десяти наших сограждан в той или иной степени убеждены, что они нужны. С годами меняются лишь оценки важности этого инструмента. За весь период мониторинга (с 2005 г.) минимальные показатели были зафиксированы в далеких 2012-2013 гг., тогда как пик востребованности массовых опросов пришелся на 2018 и 2022 гг. Тогда же достиг максимума и индекс*, рассчитанный на основе полученных ответов, — 66-67 п. Сегодня показатель лишь немногим уступает значениям семи- и трехлетней давности — 60 п. из максимально возможных 100.

 

 

Доверие массовым опросам в российском обществе традиционно ниже, чем их востребованность. Другими словами, граждане испытывают потребность быть услышанными и одновременно — некоторый скепсис в отношении достоверности и непредвзятости в интерпретации их мнений. В общей сложности две трети наших сограждан в той или иной степени

уверены, что результаты опросов отражают действительные мнения граждан, при этом в ответах превалируют скорее умеренные («скорее отражают»), нежели однозначные («безусловно отражают»), оценки. После уверенного роста (2022-2023 гг.) индекс доверия результатам опросов общественного мнения** снижается второй год подряд: на сегодняшний день показатель составляет 26 п. из 100, что на 8 п. ниже в сравнении с пиком последних лет (2023 г. — 34 п.). Подобные колебания — привычная картина, что показывает 20-летняя динамика индекса.

 

 

В искренность респондентов — тех, от кого во многом зависят полученные результаты, россияне верят чуть менее охотно — каждый второй полагает, что участники опросов отвечают открыто и честно, а каждый третий допускает неискренность респондентов, утаивание реальных убеждений и взглядов.

В российском обществе также доминирует убеждение в том, что опросы общественного мнения являются рабочим инструментом обратной связи населения, помогающим властям учитывать позицию граждан при принятии важных государственных решений. Сегодня, как и в 2023-2024 гг., эту точку зрения разделяет каждый второй.

Анализ ответов в разрезе поколений демонстрирует единодушие в готовности доверять результатам опросов общественного мнения. Однако как только вопрос касается искренности респондентов и влияния общественного мнения на принятие государственных решений, согласие между поколениями скорее сходит на нет. Зумеры, взросление которых пришлось на эпоху постправды и фейк-ньюс, с осторожностью оценивают искренность, правдивость ответов, что, впрочем, не мешает им чаще «соседних» поколений верить в демократическую силу «гласа народа».


* Индекс востребованности [1] социологических опросов показывает, насколько востребованы социологические опросы в российском обществе. Чем выше значение индекса, тем выше оценка востребованности. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не нужны» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.

** Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не отражают» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.


[1] В текущем замере индекс был переименован. Прежнее название — индекс интереса к социологическим опросам. Методика расчета осталась без изменений.

Автор: Людмила Карпова

11 августа, 7 сентября и 10 ноября 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 11 августа 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7787; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0144; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0740.

Основные показатели результативности опроса 7 сентября 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7109; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0151; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0647.

Основные показатели результативности опроса 10 ноября 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7699; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0119; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0645.

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Валерий Федоров
Генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

«Востребованность данных об общественном мнении сегодня останется высокой, и это радует: социологи не останутся без работы, а их дети — без куска хлеба! В День социолога — это особенно приятная новость.

Капля дегтя в этой бочке меда тоже присутствует — и связана с уровнем доверия социологическим данным. Увы, он не растет, и это связано со многими причинами. Далеко не все из них находятся в сфере ведения самих социологов, с ними приходится просто считаться. Что же касается тех факторов, с которыми мы точно можем — и должны! — поработать, то явно время заняться ими пришло.

Нам нужна широкая программа общественного просвещения, которая поможет людям лучше понимать социологию и больше доверять ей. А самим социологам — лучше понимать обеспокоенности людей и эффективнее работать с ними. Уверен, российским социологам такой труд — по плечу!»

Перейти к странице эксперта


14 ноября 2025

Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных, индекс в пунктах)***

 

2005 г.

2008 г.

2012 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

Безусловно, нужны

38

24

27

23

44

36

41

51

46

46

42

51

47

45

45

Скорее нужны

47

52

44

46

40

48

47

40

40

44

43

40

43

38

42

Скорее не нужны

7

8

11

10

8

6

7

6

8

5

8

5

5

8

7

Безусловно, не нужны

1

2

3

2

4

4

3

2

3

2

3

2

2

4

3

Затрудняюсь ответить

7

14

15

19

4

6

2

1

3

3

4

2

3

5

3

Индекс

57

44

41

39

56

49

61

66

59

64

57

67

64

56

60

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных, индекс в пунктах)***

 

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

 2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

Безусловно отражают

25

14

18

18

16

15

29

17

14

13

17

19

16

19

17

16

13

Скорее отражают

51

55

49

50

51

51

42

48

54

45

47

53

49

51

56

53

53

Скорее не отражают

12

13

16

17

21

15

16

18

22

27

21

16

21

18

15

16

18

Безусловно не отражают

2

2

3

3

4

4

7

6

7

10

9

6

7

5

4

7

5

Затрудняюсь ответить

10

16

14

12

8

15

5

11

6

5

6

6

6

6

8

8

11

Индекс

43

33

32

32

27

29

35

26

22

12

21

31

23

31

34

28

26

Как Вы думаете, при опросах общественного мнения люди чаще отвечают искренне, говорят, что думают, или чаще неискренне, скрывают свое мнение?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Сентябрь

2024

Август

2025

Чаще искренне, говорят, что думают

50

49

Чаще неискренне, скрывают свое мнение

33

34

Затруднились ответить

17

17

Как Вы думаете, при опросах общественного мнения люди чаще отвечают искренне, говорят, что думают, или чаще неискренне, скрывают свое мнение?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Чаще искренне, говорят, что думают

49

40

47

53

52

48

43

Чаще неискренне, скрывают свое мнение

34

53

38

33

32

30

25

Затруднились ответить

17

7

15

14

16

22

32

Сейчас я Вам зачитаю два суждения об опросах общественного мнения, с каким из них Вы скорее согласны, с первым или со вторым?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Декабрь
2023

Декабрь
2024

Ноябрь 2025

Опросы общественного мнения помогают властям учитывать мнение людей при принятии важных решений

53

53

51

Опросы общественного мнения не учитываются властью при принятии важных решений

35

35

38

Затрудняюсь ответить

12

12

11

Сейчас я Вам зачитаю два суждения об опросах общественного мнения, с каким из них Вы скорее согласны, с первым или со вторым?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Опросы общественного мнения помогают властям учитывать мнение людей при принятии важных решений

51

61

38

49

53

51

59

Опросы общественного мнения не учитываются властью при принятии важных решений

38

31

52

41

37

37

24

Затрудняюсь ответить

11

8

10

10

10

12

17


*** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07