МОСКВА, 14 ноября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты традиционного «опроса об опросах», приуроченного ко Дню социолога в России.
Первые в СССР научно обоснованные опросы общественного мнения датируются второй половиной XX века. Отцы-основатели социологии в нашей стране, представители так называемого поколения «шестидесятников» заложили прочный фундамент опросной индустрии, придали вес и методологическую строгость эмпирическим исследованиям. С тех пор прошло больше полувека. Массовые опросы стали важным барометром общественных настроений, незаменимым инструментом стратегического планирования и принятия государственных и управленческих решений. Согласно полученным данным, сегодня россияне по большей части видят пользу от массовых опросов: почти девять из десяти наших сограждан в той или иной степени убеждены, что они нужны. С годами меняются лишь оценки важности этого инструмента. За весь период мониторинга (с 2005 г.) минимальные показатели были зафиксированы в далеких 2012-2013 гг., тогда как пик востребованности массовых опросов пришелся на 2018 и 2022 гг. Тогда же достиг максимума и индекс*, рассчитанный на основе полученных ответов, — 66-67 п. Сегодня показатель лишь немногим уступает значениям семи- и трехлетней давности — 60 п. из максимально возможных 100.
Доверие массовым опросам в российском обществе традиционно ниже, чем их востребованность. Другими словами, граждане испытывают потребность быть услышанными и одновременно — некоторый скепсис в отношении достоверности и непредвзятости в интерпретации их мнений. В общей сложности две трети наших сограждан в той или иной степени
уверены, что результаты опросов отражают действительные мнения граждан, при этом в ответах превалируют скорее умеренные («скорее отражают»), нежели однозначные («безусловно отражают»), оценки. После уверенного роста (2022-2023 гг.) индекс доверия результатам опросов общественного мнения** снижается второй год подряд: на сегодняшний день показатель составляет 26 п. из 100, что на 8 п. ниже в сравнении с пиком последних лет (2023 г. — 34 п.). Подобные колебания — привычная картина, что показывает 20-летняя динамика индекса.
В искренность респондентов — тех, от кого во многом зависят полученные результаты, россияне верят чуть менее охотно — каждый второй полагает, что участники опросов отвечают открыто и честно, а каждый третий допускает неискренность респондентов, утаивание реальных убеждений и взглядов.
В российском обществе также доминирует убеждение в том, что опросы общественного мнения являются рабочим инструментом обратной связи населения, помогающим властям учитывать позицию граждан при принятии важных государственных решений. Сегодня, как и в 2023-2024 гг., эту точку зрения разделяет каждый второй.
Анализ ответов в разрезе поколений демонстрирует единодушие в готовности доверять результатам опросов общественного мнения. Однако как только вопрос касается искренности респондентов и влияния общественного мнения на принятие государственных решений, согласие между поколениями скорее сходит на нет. Зумеры, взросление которых пришлось на эпоху постправды и фейк-ньюс, с осторожностью оценивают искренность, правдивость ответов, что, впрочем, не мешает им чаще «соседних» поколений верить в демократическую силу «гласа народа».
* Индекс востребованности [1] социологических опросов показывает, насколько востребованы социологические опросы в российском обществе. Чем выше значение индекса, тем выше оценка востребованности. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не нужны» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
** Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не отражают» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
Сейчас я Вам зачитаю два суждения об опросах общественного мнения, с каким из них Вы скорее согласны, с первым или со вторым?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
| Все опрошенные | Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее) | Младшие миллениалы (1992–2000) | Старшие миллениалы (1982–1991) | Реформенное поколение (1968–1981) | Поколение застоя (1948–1967) | Поколение оттепели (до 1947) |
Опросы общественного мнения помогают властям учитывать мнение людей при принятии важных решений | 51 | 61 | 38 | 49 | 53 | 51 | 59 |
Опросы общественного мнения не учитываются властью при принятии важных решений | 38 | 31 | 52 | 41 | 37 | 37 | 24 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 8 | 10 | 10 | 10 | 12 | 17 |
*** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
«Востребованность данных об общественном мнении сегодня останется высокой, и это радует: социологи не останутся без работы, а их дети — без куска хлеба! В День социолога — это особенно приятная новость.
Капля дегтя в этой бочке меда тоже присутствует — и связана с уровнем доверия социологическим данным. Увы, он не растет, и это связано со многими причинами. Далеко не все из них находятся в сфере ведения самих социологов, с ними приходится просто считаться. Что же касается тех факторов, с которыми мы точно можем — и должны! — поработать, то явно время заняться ими пришло.
Нам нужна широкая программа общественного просвещения, которая поможет людям лучше понимать социологию и больше доверять ей. А самим социологам — лучше понимать обеспокоенности людей и эффективнее работать с ними. Уверен, российским социологам такой труд — по плечу!»
Перейти к странице эксперта