МОСКВА, 26 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты pro bono (во благо) исследования об отношении россиян к бездомным людям и организациям, помогающим им, проведенного совместно с благотворительной организацией «Ночлежка».
Дом, милый дом |
Сегодня права собственности на какую-нибудь жилую недвижимость на территории России — квартиру, дом — есть у 71% россиян. Чем старше граждане, тем чаще у них имеется недвижимость, среди россиян старше 60 лет показатель достигает максимальных 82%, среди 18-24-летних он ниже в 1,7 раза — 47%. Такое положение дел отчасти является нормальным: на свой дом «надо заработать», но отсутствие в собственности недвижимости повышает риск попасть в положение бездомности (даже на некоторый срок). Граждане, не имеющие в собственности жилья, в 4 раза чаще сталкиваются с трудностями с арендной платой (13% vs. 3% среди имеющих в собственности жилье), в 3 раза чаще живут у родственников на основе их гостеприимства (13% vs. 4%), в 3 раза чаще не знали, где будут жить в следующем месяце (6% vs. 2%).
Бездомность — проблема одна, истории разные |
Процесс ресоциализации трудный, требующий поддержки и сопровождения специалистами. По мнению россиян, большинство бездомных могут вернуться к нормальной жизни только при посторонней помощи (65%), 16% верят, что таким людям под силу самостоятельно вернуться к обычной жизни, не верят в такую возможность в принципе 9%.
|
Об организациях, помогающих бездомным |
Каждый третий россиянин (27%) знает, что по месту его проживания есть организации, которые помогают бездомным — кормят их, дают одежду, временно размещают у себя и так далее. Столько же признались, что ничего не знают о местах, где можно получить помощь в ситуации бездомности (27%). Не уверены, но предполагают наличие таких организаций 17%, чуть меньше, напротив, склоняются к их отсутствию (12%), твердо убеждены, что таких организаций нет, — 14%. Большую информированность о наличии по месту жительства организаций, помогающих бездомным, демонстрируют россияне 45-59 лет (34%), жители Северо-Западного федерального округа (33%), обеих столиц (31%) и городов с численностью населения 100-500 тыс. человек. В селах, напротив, выше процент уверенных в отсутствии таких организаций (20%).
Среди тех, кто ничего не знает об организациях, оказывающих помощь бездомным людям, треть исключают для себя личную помощь подобным фондам (29%), готовы помогать — 68%. Если человек уверен, что рядом с ним есть такая организация, он готов оказать поддержку в 86% случаев. |
Большинство (77%) наших сограждан допускают для себя возможность в течение ближайшего года поддержать благотворительную организацию или фонд, помогающие бездомным людям. Чаще всего выбирают вещевой, продуктовый вид помощи (53%) или разовый перевод денег (31%). Реже люди готовы стать волонтерами (11%), оказать профессиональную услугу (7%) или оформить подписку на регулярную финансовую помощь (5%).
|
В рейтинге условий, которые повышают вероятность оказания помощи, первые места занимают уверенность в том, кому / на что пойдут деньги (43%), отчет от фонда об использовании средств (26%), возможность помочь конкретному человеку и помощь не только отдельным людям, но системное решение проблемы (по 24%), а также успешная работа фонда (21%) и организованный сбор по месту работы (20%). В меньшей степени на решение людей могут повлиять такие условия, как представление фонда известным человеком (8%), реклама фонда или возможность рассказать в социальных сетях о том, что поддержали фонд (по 4%), включение в публичный список помогающих лиц (3%). Иными словами, для граждан важнее ощущаемый результат от их помощи, вложений личных ресурсов в решение проблемы, чем реклама фонда или публичность поддержки. В целом перечень ключевых условий, повышающих вероятность личного вклада в благотворительную организацию или фонд, помогающие бездомным людям, остается неизменным у граждан из разных социально-демографических групп, но женщинам важнее, чем мужчинам, наличие у фонда успешных проектов (23% vs. 18%). Уверенность в том, кому и на что пойдут деньги, в 54% случаев отмечали 45-59-летние граждане; важность системного решения проблемы особенно актуальна для молодежи 18-34 лет (39-37%), а 18-24-летние чаще других говорили о наличии у организации достижений (41%).
«Проблема бездомности существовала всегда и в разных обществах решалась по-разному. Например, в Советском Союзе обстоятельства, приведшие к бездомности, не принимались в расчет, социальная поддержка бездомным не оказывалась. В начале 1990-х, после декриминализации занятия бродяжничеством, это явление стало более масштабным. По экспертным оценкам («Ночлежка»), на 2022 год количество людей, оказавшихся в ситуации бездомности, варьируется от 1,5 до 4 млн человек (1%-3% населения страны). Разного рода кризисы влекут за собой увеличение социальной дифференциации и, как следствие, повышение уровня бедности, одного из ключевых факторов, приводящего к бездомности.
Рост тревожности общественных настроений в нашей стране, который фиксируется социологами в последние месяцы, не привел к социальному изоляционизму — напротив, большая часть опрошенных готовы поддерживать благотворительные организации, помогающие бездомным.
Высокая эмпатичность россиян в отношении бездомных не лишена и рационального зерна — уже не первый раз опросы ВЦИОМ фиксируют, что вероятность оказания помощи «Другому» (в том числе и бездомным) возрастает, если выполняются четыре базовых условиях: 1) прозрачность («кому и на что пойдут деньги»), 2) системность («постоянная помощь, не только отдельному человеку») 3) адресность (возможность для жертвователя помогать конкретному человеку) и 4) отчетность (получать информацию об использовании средств). В этом смысле открываются хорошие перспективы для благотворительных фондов — правильная настройка и позиционирование своей деятельности для фондов — это залог доверия и поддержки населением».