МОСКВА, 7 августа 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, в каких чатах состоят россияне и как много времени проводят там.
Чатов много не бывает |
Одним из современных атрибутов цифровой эпохи и массовой коммуникации стали чаты. Сегодня в них решаются самые разные вопросы — это и личные беседы с друзьями и родными, и профессиональное общение в рабочих группах. В общей сложности три четверти (76%) интернет-пользователей в России с разной периодичностью читают чаты. За прошедший год вовлеченность россиян в чат-общение практически не изменилась (2023 г. — 74%). Доля ежедневных читателей чатов сегодня составляет 46%, то есть почти половину от всех интернет-пользователей. Еще 15% читают чаты несколько раз в неделю, столько же (15%) — раз в месяц и реже. Каждый четвертый (23%) сообщил, что не смотрит или не читает чаты (2023 г. — 26%).
- Среди ежедневных пользователей чатов выше доля женщин (50% vs. 41% мужчин), россиян до 45 лет (50-56% vs. 46% среди 45-59-летних и 28% среди интернет-пользователей старше 60 лет), с высшим или неполным высшим образованием (55%), хорошим материальным положением (50%), проживающих в городах (45-51% vs. 40% жителей села).
- Среди тех, кто не смотрит чаты, чаще встречаются мужчины (28% vs. 18% женщин), интернет-пользователи старше 60 лет (40%), с образованием на уровне среднего специального и ниже (29-38%), с плохим материальным положением (31%), сельчан (31% vs. 20-22% среди горожан).
|
Чаты — достаточно популярное явление среди тех, кто ими пользуется. Каждый третий (33%, 2023 г. — 30%) состоит более чем в семи чатах, среди молодежи до 34 лет — 41-42%. От одного до трех чатов есть у 28%. Примерно столько же (26%) состоят в четырех-шести чатах. В среднем интернет-пользователь, практикующий чат-общение, состоит в 14 различных чатах. Максимум приходится на 35-44-летних — 20 чатов, после 45 лет показатель падает в несколько раз до пяти-семи чатов. Снижение среднего числа чатов, в которых состоят пользователи старше 45 лет, может объясняться их меньшей цифровой вовлеченностью или более избирательным подходом к управлению коммуникациями.
В целом участие в большом количестве чатов может свидетельствовать о потребности интернет-пользователей, особенно молодежи, в удобном онлайн-взаимодействии и стремлении использовать цифровые платформы для упрощения коммуникации.
От мемов до решения рабочих задач |
Тематическая направленность чатов, в которых состоят россияне, разнообразна и охватывает различные сферы жизни. Чаты используются для решения широкого спектра задач и удовлетворения различных потребностей. Чаще это организация коммуникации: родительские чаты (29%, 2023 г. — 33%), чаты подъезда, дома, садового сообщества и подобные (27%, 2023 г. — 23%). Причем рабочие чаты (24%) в этом рейтинге обходят даже семейные и чаты с друзьями (16%). Реже опрошенные называли чаты с бывшими одноклассниками, одногруппниками (5%), чаты по обучению (4%).
|
Достаточно часто чаты используются не только для коммуникации, но и по интересам: с единомышленниками по теме хобби, увлечений (22%), новостные (20%), городские/ региональные (6%), чаты по спортивным интересам (4%), дачные, по купле-продаже, а также об СВО (по 2%). Новостные ближе мужчинам (25% vs. 17% женщин), а чаты с единомышленниками по теме хобби — молодежи до 24 лет (33%).
Основываясь на представленных результатах, можно сделать вывод, что чаты активно используются для организации коммуникации в различных сферах жизни — семейной, жилищной, профессиональной, их создают не только для поддержания личных отношений, но и для решения практических задач.
Доверяй, но проверяй? |
Более трети российских интернет-пользователей, практикующих общение в чатах, доверяют информации из чатов, в которых они состоят (36%), это на 7 п.п. меньше, чем годом ранее (2023 г. — 43%). Однако чаще это доверие избирательное — каждый второй (52%) каким-то чатам доверяет, а каким-то нет. То есть пользователи критически подходят к оценке достоверности сведений, распространяемых в чатах. Еще 9% не доверяют любой информации в чатах. Большее доверие чатам демонстрируют женщины (40% vs. 32% мужчин) и молодежь 18-34 лет (39-42%).
«Чаты – это отображение социальных связей и приоритетов, складывающихся из ценностей и образа жизни конкретного человека в современном социуме. Они же являются источником при формировании мнения на происходящие, конструировании отношения к социальной действительности. Уровень доверия к информации, получаемой через общение посредством этого инструмента, высокий. Это и большой плюс для развития личности, и общества, но и большой риск в случае недобросовестного использования этого ресурса. Цифровая гигиена, правила вхождения в контакт посредством этого инструмента практически никак не регулируются. Только человеческие нормы коммуникации и этика являются регуляторами. Но в момент геостратегических потрясений и информационных войн должна проводиться специальная разъяснительная работа, а подчас и осмысленная модерация для группового общения. Они становятся обязательными нормами для общества при использовании чатов для сохранения ментального и подчас физического здоровья».
«По данным исследования ВЦИОМ, рабочие чаты (24%) обходят по популярности у россиян семейные и дружеские (16%). Причина в том, что рабочий чат — это инструмент оперативного решения задач и организации удаленной или гибридной работы. Личное общение с членами семьи и друзьями сократилось из-за информационной перегрузки, распределения по разным платформам и отсутствия срочности в такой переписке.
Тенденцию увеличения роли рабочих чатов ярко иллюстрирует внутренняя аналитика деловой сети TenChat. В чатах можно не только общаться, но и оптимизировать бизнес-процесс. По нашим данным, на июль 2024 года в сети заключено сделок на сотни миллиардов рублей, тысячи человек нашли работу. Пользователи TenChat решают в сети репутационные и кадровые вопросы, получают доступ к аналитике всех компаний в России, пользуются автоподбором госзакупок, агрегатором лотов с торгов по банкротству и даже бесплатным ChatGPT на русском языке. Поиском новых деловых контактов на платформе занимается встроенная нейросеть.
Мы можем смело подтвердить — соцсети из платформы для общения превратились в целиком рабочий инструмент».