Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Михаил Гребенщиков/РБК/ТАСС
Общество

Большая жратва — 2023

Больше половины опрошенных признали, что грешат чревоугодием.
Фото:
Коротко о главном
  • 56% россиян следят за своим питанием (+7 пп. к 2014 г.), каждый пятый ест, что хочет (19%, –8 пп. к 2015 г.).
  • 19% россиян считают себя гурманами (+3 пп. к 2020 г.), 79% — не считают (–4 пп. к 2020 г.).
  • 54% россиян признались, что иногда переедают.
  • 52% не всегда могут удержаться от покупки или заказа слишком аппетитной еды, покупая или заказывая больше, чем планировали.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 56% россиян следят за своим питанием (+7 пп. к 2014 г.), каждый пятый ест, что хочет (19%, –8 пп. к 2015 г.).
  • 19% россиян считают себя гурманами (+3 пп. к 2020 г.), 79% — не считают (–4 пп. к 2020 г.).
  • 54% россиян признались, что иногда переедают.
  • 52% не всегда могут удержаться от покупки или заказа слишком аппетитной еды, покупая или заказывая больше, чем планировали.

МОСКВА, 28 сентября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках спецпроекта с KP.RU о смертных грехах и отношении к ним российского общества представляет результаты опроса о склонности россиян к чревоугодию.

О питании…

Еда в современном обществе стала не просто способом удовлетворения физиологических потребностей, но и объектом интереса и страсти для многих людей. Мы живем в эпоху популяризации гастрономического искусства, программ о кулинарии, блогов о еде и разнообразия предлагаемой пищи. Рестораны, кафе и фудкорты насыщены огромным выбором блюд из различных кухонь мира. Устоять перед искушением и не пуститься во все тяжкие порой непросто. Но большая часть россиян не поддается чревоугодию, следят за своим питанием  — 56%, в том числе 23% соблюдают диету (выбранную самостоятельно (14%) или прописанную врачом (9%)), а каждый третий старается есть здоровую пищу (33%). За девять лет измерений (с 2014 г.) российское общество в самоописаниях гастрономических привычек стало выглядеть здоровее: доля россиян, следящих за своим рационом, в этом году достиг максимального значения — 56% (2014 и 2017 гг. — 49%, 2018 г. — 53%). Это произошло в том числе за счет роста доли тех, кто придерживается диеты, с 2014 г. показатель увеличился на 10 пп.  (2014 — 13%, 2023 г. — 23%). Вероятно, диета как какой-то образец, правило, система — наметившийся тренд в питании россиян.

  • Чаще других придерживаются диеты молодежь до 35 лет (27–25%) и россияне старше 60 лет (30%). Однако причины диеты в этих группах разные: молодежь чаще самостоятельно выбирает себе диету (22% в группе до 25 лет), а старшее поколение придерживается рекомендации врачей (15%).
  • Диетическое питание отличает также «богатых» россиян (20%) и столичных жителей (31%).
  • Доля сторонников здорового питания выше среди женщин (38% vs. 26% среди мужчин), 35–44-летних (40%), с высшим образованием (39%) и жителей городов в целом (37–38%).

Пятая часть наших сограждан признались, что едят все, что хотят, и проблемы со здоровьем их при этом не беспокоят (19%), в 2015 г. таковых было 27%, а в 2018 г. — 15%. Этот подход к питанию ближе к мужчинам (26%, каждый четвертый) и аудитории с хорошим материальным положением (25%).

Еще 23% сообщили, что у них нет возможности думать о качестве пищи, они едят то, что могут себе позволить. За пять лет показатель сократился на 9 пп.  (2018 г. — 32%). Среди россиян с плохим материальным положением таковых 48%, то есть каждый второй. Показатель также выше в группе старше 60 лет (29%) и среди жителей села (31%).

…гурманстве…

Восемь из десяти россиян отметили, что не считают себя гурманами (79%), в пристрастии к изысканной пище и умение в ней разбираться признался каждый пятый — 19% (+3 пп.  к 2020 г.).

«Типичный гурман» — это мужчина или женщина (21% и 18%), до 45 лет (18–24 — 20%, 25–44 — 25%), с высшим образованием (24%), оценивающий свое материальное положение как очень хорошее (26%), проживающий в Москве или Санкт-Петербурге (28%), активный пользователь интернета (27%).

«Типичный не гурман» — это мужчина или женщина (77% и 80%), старше 60 лет (85%), со средним специальным образованием (84%), плохим материальным положением (84%), проживающий в небольшом населенном пункте с численностью населения до 100 тыс. чел. (83%) или селе (84%), активный телезритель (85%).

…и переедании

Разнообразие вкусов и еды, которое отличает современное потребление, может иметь отрицательные последствия — например, неправильное питание или переедание. Согласно опросу ВЦИОМ, с проблемой переедания никогда не сталкиваются 46% россиян, почти столько же признались, что переедают редко, например, в отпуске или по праздникам (45%). Каждый десятый отметил, что такие ситуации возникают часто или почти всегда (9%).

  • Наиболее сдержанными в питании оказались россияне старше 60 лет — среди них 57% никогда не переедают. Сельские жители также чаще умеренны в еде (55%), чем столичные жители (40%) или жители городов-миллионников (38%).

Маркетинговые усилия способствуют тому, что покупатели и посетители мест общественного питания не всегда могут устоять от покупки лишнего или заказа дополнительной порции привлекательного блюда. По собственному признанию, на такие уловки с разной периодичностью поддаются половина россиян — 52%. В том числе каждый десятый часто или всегда не может отказаться от покупки или заказа еды и покупает больше, чем планировал, из-за того, что еда выглядит слишком аппетитно — 11%. Еще 41% делают так редко. Особенно уязвимыми перед аппетитными блюдами оказались молодые люди 18–24 лет — в этой группе каждый пятый всегда или часто совершает незапланированные покупки еды (19%). Всегда покупают или заказывают только ту еду, что хотели, 47% наших сограждан.

  • К импульсивным покупкам или заказу еды из-за ее аппетитного вида в большей степени склонны женщины (54% vs. 49% среди мужчин), 35–44-летние (59%) россияне с высшим образованием (56%), хорошим материальным положением (56%), жители одной из столиц (67%), а также крупных городов — городов-миллионников или с численностью населения 500–950 тыс. чел. (по 57%) и активные потребители интернета (59%). Можно предположить, что у этой группы россиян в принципе «есть доступ» к продуктовому разнообразию и соблазнам, доходы позволяют не экономить, а жизнь в крупном городе — посещать разнообразные кафе, рестораны, супермаркеты.

 

 

22 сентября 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 22 сентября 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7861; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0153; коэффициент достижимости (КД)*** =0,1097. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Следите ли Вы за своим питанием, соблюдаете диету или нет?

(Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2014 г

2015  г

2017 г

2018  г

2023 г

Да, соблюдаю диету, которую рекомендовал врач

4

5

7

7

9

Да, соблюдаю самостоятельно выбранную диету

9

10

10

12

14

Да, стараюсь есть здоровую пищу

36

36

32

34

33

Ем, что хочу, здоровье меня не беспокоит

23

27

20

15

19

Думать о качестве пищи нет возможности, ем, что могу себе позволить

25

20

30

32

23

Затрудняюсь ответить

3

2

1

0

2

Следите ли Вы за своим питанием, соблюдаете диету или нет?

(Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Да, соблюдаю диету, которую рекомендовал врач

9

8

11

5

10

4

9

15

Да, соблюдаю самостоятельно выбранную диету

14

15

13

22

15

12

11

14

Да, стараюсь есть здоровую пищу

33

26

38

33

31

40

35

26

Ем, что хочу, здоровье меня не беспокоит

19

26

13

19

19

24

23

13

Думать о качестве пищи нет возможности, ем, что могу себе позволить

23

22

24

21

24

18

20

29

Затрудняюсь ответить

2

3

1

0

1

2

2

3

Вы бы скорее отнесли или не отнесли себя к гурманам — тем, кто разбирается и ценит тонкости изысканных блюд и напитков?

(Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2020 г

2023 г

Скорее являюсь гурманом

16

19

Скорее не являюсь гурманом

83

79

Затрудняюсь ответить

1

2

Вы бы скорее отнесли или не отнесли себя к гурманам — тем, кто разбирается и ценит тонкости изысканных блюд и напитков?

(Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Скорее являюсь гурманом

19

21

18

20

25

25

19

12

Скорее не являюсь гурманом

79

77

80

80

73

73

80

85

Затрудняюсь ответить

2

2

2

0

2

2

1

3

Скажите, у Вас бывает или нет, что Вы переедаете? Если да, то как часто?

(Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Такого не бывает

46

48

44

37

44

33

46

57

Такое бывает редко, по праздникам или в отпуске

45

41

48

54

46

52

46

35

Такое бывает часто

7

7

6

8

6

10

6

5

Такое бывает всегда или почти всегда

2

2

1

1

2

2

1

3

Затрудняюсь ответить

0

2

1

0

2

3

1

0

Скажите, бывало или нет, что Вы не могли отказаться от покупки или заказа еды и покупали больше, чем планировали, из-за того, что еда выглядит слишком аппетитно? Если да, то как часто такое бывает?

(Закрытый вопрос, один ответ,% от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Всегда или почти всегда

2

3

2

1

3

3

2

3

Часто

9

9

9

18

9

10

9

4

Редко

41

38

44

35

44

46

43

36

Никогда

47

49

45

46

44

41

46

53

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

0

0

0

4

Кирилл Родин
Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ

«Грехи часто идут рука об руку. Медицинские обследования последних лет показывают, что, по разным оценкам, доля россиян с избыточным весом составляет около 50%. С другой стороны, по данным опроса, мы видим, что переедают часто лишь 7%; 45% сознаются в грехе, но говорят, что переедают только по праздникам. Быть может, кто-то отмечает все возможные праздники. О чем это говорит? Что наши представления о здоровой норме сильно расходятся с реальностью. В свою очередь это ведет к росту числа людей с излишним весом и ожирением, и медицинские факты это подтверждают».


17 ноября 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07