МОСКВА, 22 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о том, как за последний год поменялось общественное восприятие биометрических технологий.
Оплата улыбкой уже не в диковинку |
Идентификация человека по физиологическим и биологическим характеристикам — практика не новая. Сканер отпечатков пальцев, так называемый TouchID, появился на смартфонах Apple в далеком 2013 г., а сменившая его функция распознавания лица (FaceID) — в 2017 г. Трудно поверить, но доступные россиянам биометрические загранпаспорта уже в 2026 г. отметят 20-летний юбилей. При этом понимание, что представляет собой биометрия, пришло сильно позднее — с массовым внедрением технологии. За последний год самооценка информированности россиян о биометрии продемонстрировала впечатляющие темпы роста — с 55% до 68%. То есть сегодня в той или иной степени знакомы с этим понятием почти семь из десяти наших сограждан. Впервые узнали, что такое биометрия, в ходе октябрьского опроса ВЦИОМ около трети опрошенных (32%, 2023 г. — 39%).
Как и в прошлом году, о биометрии чаще осведомлены мужчины (70% vs. 65% женщин), высокообразованная аудитория (84%), ежедневные интернет-пользователи (76%), а также жители обеих столиц (88%) и городов-миллионников (82%).
Анализ ответов в разрезе поколений, увы, не позволяет сделать вывод, что о биометрии в России знают от мала до велика. В выигрышном положении оказываются представители четырех постсоветских поколений (от цифрового по реформенного, 69-79%), тогда как в поколении застоя (1948-1967) о данном явлении, по собственным оценкам, знают чуть больше половины опрошенных (55%), а в поколении оттепели (до 1947 г.) — вовсе только треть (35%).
Меняем гнев на милость? |
Рост информированности сопровождается улучшением общественного восприятия биометрической идентификации. Если в 2023 г. в обществе преобладал нейтрально-негативный настрой, то сегодня — позитивный: четверо из десяти россиян относятся к подтверждению личности по биометрии в той или иной степени положительно (41%, 2023 г. — 27%), трое из десяти — отрицательно (29%, 2023 г. — 32%), каждый четвертый — нейтрально (25%, 2023 г. — 34%). В городах, жителей которых биометрические сервисы окружают повсюду, оптимизма меньше: в Москве и Санкт-Петербурге доли сторонников и противников равны: 35% и 34% соответственно, еще 29% остаются к ним равнодушными.
Отношение к рассматриваемой практике обусловлено полом, поколением, материальным положением и активностью в интернете.
Условных «сторонников» биометрической идентификации больше среди мужчин (46% vs. 37% женщин), россиян с хорошим достатком (51%), а также молодежи 18-23 лет: зумеры хотя и несколько уступают трем соседним поколениям по уровню информированности, к подтверждению личности по физиологическим характеристикам относятся лучше — 53% (vs. 37-42%).
Нейтралитет чаще других держат женщины (28% vs. 22% мужчин), россияне со средним достатком (29%) и эпизодические пользователи интернета (несколько раз в неделю/месяц — 31%).
«Противников» биометрической идентификации больше среди россиян с плохим материальным положением (42%), старших миллениалов и представителей реформенного поколения (36% и 35% соответственно).
Доверять или нет? Вот в чем вопрос! |
В России регистрация биометрических данных разрешена в отделениях банков и специальном мобильном приложении. Однако в скором времени этим смогут заниматься и операторы связи. Опрос показал, что в вопросах хранения и обработки биометрии наши сограждане в большей степени доверяют государственным, нежели коммерческим учреждениям (42% vs. 2%). И тем и другим в равной степени доверяют еще 8%, никому — 44%.
Чем лучше материальное положение, тем выше доверие государственным учреждениям в этом вопросе, со снижением достатка растет общий скептицизм. Госучреждениям «отдает предпочтение» каждый второй опрошенный с хорошим достатком (53%), 42% со средним достатком и только 30% — с плохим и очень плохим. «Бедные» в 61% случаев никому не доверяют хранение и обработку своих биометрических данных, среди «богатых» таких вдвое меньше — 31%.
Еще один фактор — поколение. Государственные учреждения чаще внушают доверие россиянам старшего возраста (поколение оттепели) — 66%, коммерческие — молодежи (цифровое поколение и младшие миллениалы — 6% и 8% соответственно), она же (молодежь) заметно охотнее доверяет сразу обоим «хранителям» биометрических данных (25% и 18% соответственно vs. 2-8% в других поколениях). Старшие миллениалы и представители реформенного поколения, напротив, в половине случаев не доверяют никому (49% и 50% соответственно).
Наряду с молодежью более лояльны жители мегаполисов — Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников; они заметно чаще других доверяют и государственным, и коммерческим учреждениям (13% и 14% vs. 8% среди всех опрошенных). Жители небольших поселений (до 100 тыс. человек) и сельской местности в этом вопросе более осторожны, их выбор — госучреждения (по 48%).
Наконец, имеет значение и отношение к самой услуге. «Сторонники» (относятся положительно и скорее положительно) биометрической идентификации в большинстве случаев доверяют государственным учреждениям (64%), а «противники» — скорее никому (81%). Ответы «равнодушных» (относятся нейтрально) близки к средним по выборке: 40% выбрали госучреждения, 3% — коммерческие, 8% — и тех и других, а 45% — никого.
О защите персональных данных |
Так называемая кража лица (или голоса) россиянам видится столь же опасной, как и утечка традиционных персональных данных (паспортные данные, ИНН, СНИЛС, пароли и др.) (40%). Получение третьими лицами доступа к последним видится более опасной ситуацией для 37% наших сограждан. Только каждый седьмой считает, что больше опасности таит утечка биометрических данных (14%).
Серьезным образом отличается видение последствий утечки данных в молодежной группе. Зумеры в 1,6 раза чаще россиян в целом придерживаются мнения, что наибольшую опасность представляет утечка привычных нам небиометрических персональных данных (60% vs. 37%), а значит, следить нужно в первую очередь за их сохранностью.
«Пример с биометрией наглядно демонстрирует этапы масштабного внедрения любой новой технологии.
На каждое принципиальное новшество общество реагирует традиционно: «отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие» независимо от того, какую пользу им принесет введенная инновация (электричество тоже когда-то воспринималось как происки дьявола). Безусловно, на длительность и качество этих этапов можно влиять. Для этого необходимо понимать исходные позиции общественного мнения и чутко отслеживать изменения в нем, корректируя информационные кампании и совершенствуя сам продукт.
Если рассматривать на примере биометрии, то всего год назад в российском обществе преобладали нейтральные (скорее от низкой информированности) и негативные оценки этого явления. Сегодня доля граждан с нейтральным отношением плавно перетекла в группу позитивно настроенных. Важно сказать, что доля скептиков поменялась незначительно и остается на уровне "каждый третий".
Одним из важных проблемных вопросов в сфере биометрии, которые нужно отметить, это уровень доверия населения данной технологии. Так, практически каждый второй респондент (44%) заявил, что никому не доверяет хранить и обрабатывать свои биометрические данные. Как видим, данному показателю есть куда расти, и поэтому важно особое место уделять информированию граждан о данной технологии, доносить информацию в понятном формате и регулярно мониторить изменения в данном процессе.
Интересно отметить и поколенческую специфику. Так, основной двигатель внедрения нового сегодня – молодежь, причем в разрезе поколения цифры (2001 г. р. и позднее). По данным наших исследований мы видим, что это самая динамичная аудитория, которая с технологиями и инновациями на "ты", а общий уровень доверия и позитива в восприятии новых технологий высок».