Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Общество

Бедность отступает, но средний класс - по-прежнему в дефиците

Фото:
Коротко о главном
  • В мае 1998 г. (накануне августовского дефолта) к самой бедной группе населения, которой денег не хватает даже на продукты, себя относили 28% опрошенных
  • в мае 1999 г., эта группа заметно увеличилась - до 37%
  • однако уже в мае 2000 г. вновь сократилась до «преддефолтного» объёма - до 29%. В последующие годы эта беднейшая группа продолжала сокращаться: до 21-22% в 2001-2002 г., 15-16% в 2003-2004 г., 11-13% в 2005-2007 и достигла минимального объёма - 7% - в 2008 г.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • В мае 1998 г. (накануне августовского дефолта) к самой бедной группе населения, которой денег не хватает даже на продукты, себя относили 28% опрошенных
  • в мае 1999 г., эта группа заметно увеличилась - до 37%
  • однако уже в мае 2000 г. вновь сократилась до «преддефолтного» объёма - до 29%. В последующие годы эта беднейшая группа продолжала сокращаться: до 21-22% в 2001-2002 г., 15-16% в 2003-2004 г., 11-13% в 2005-2007 и достигла минимального объёма - 7% - в 2008 г.

МОСКВА, 30 мая 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как менялись оценки россиянами собственного материального положения за последние 11 лет. Для этого всех опрашиваемых разделили на пять групп: нищих - тем, кому денег не хватает даже на продукты; бедных - тем, кому на еду хватает, а на одежду - с трудом; «предсредний» слой - тех, кому хватает на еду и одежду, но не хватает даже на недорогую бытовую технику; «средний класс» - тех, кому денег хватает на всё, кроме действительно дорогих вещей (машины, квартиры, дачи); и богатых - тех, кто не ощущает для себя никаких материальных ограничений.

В мае 1998 г. (накануне августовского дефолта) к самой бедной группе населения, которой денег не хватает даже на продукты, себя относили 28% опрошенных; в мае 1999 г., эта группа заметно увеличилась - до 37%; однако уже в мае 2000 г. вновь сократилась до «преддефолтного» объёма - до 29%. В последующие годы эта беднейшая группа продолжала сокращаться: до 21-22% в 2001-2002 г., 15-16% в 2003-2004 г., 11-13% в 2005-2007 и достигла минимального объёма - 7% - в 2008 г.

Группа «просто бедных» россиян, которой на продукты средств хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения, с мая 1998 г. по май 1999 г. практически не изменилась (был 41%, стало 39%). Уход её части в результате финансового кризиса 1998 г. в беднейшую группу компенсировался пополнением из более обеспеченных слоёв населения. Данная группа максимально разрослась к маю 2001 г, когда к ней себя относил каждый второй респондент (47%). В последующие года эта группа сокращалась - до 39% в 2002-2003 гг., 34-36% в 2004-2006 гг., 28% в 2007 г. В 2008 г. эта группа составила четвёртую часть населения страны - 24%.

К третьей группе россиян, которым денег хватает на продукты и одежду, однако приобретение вещей длительного пользования (телевизора, холодильника и т. п.) для них проблематично, в мае 1998 г. принадлежали (по самооценке) 24% опрошенных. После дефолта эта группа немного (на 4%) сократилась. Затем стала увеличиваться и к маю 2008 г. сделалась самой многочисленной, составив половину населения страны - 51%.

Четвёртая группа респондентов - «средний класс», которые без проблем могут приобретать вещи длительного пользования, но для них затруднительно покупать действительно дорогие вещи (например, автомобиль), в мае 1998 г. составляла 7%, в 1999-2000 гг. к этой группе себя относили лишь 4% опрошенных, в последующие годы группа постепенно увеличивалась и в 2008 г. насчитывает уже 16%.

Последняя группа опрошенных, способных себе позволить довольно дорогостоящие вещи - квартиру, дачу и многое другое - на протяжении всех лет исследований не превышает 1% населения.

Покупательские возможности тем лучше, чем моложе респонденты и чем выше уровень их образования. К двум первым группам себя относят от 18-19% опрошенных моложе 35 лет до 57% респондентов 60 лет и старше, к 4-й и 5-й группам - 21-24% представителей молодого поколения и лишь 4% - старшего.

В двух группах с низким покупательским статусом от 17% опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием до 58% - с образованием ниже среднего, в 4-й и 5-й группах, соответственно, 28% и 3%.

Респонденты, считающие своё материальное положение хорошим, в основном концентрируются в третьей (43%) и четвёртой группах (37%), выделенных по покупательской способности, т. е. среди тех, кому денег хватает только на продукты и одежду, и тех, кто может покупать вещи длительного пользования, но, например, автомобиль им приобрести затруднительно. Опрошенные, считающие себя средне материально обеспеченными, сосредоточены в третьей группе - среди тех, кому средств хватает на продукты и одежду (60%). Плохо материально обеспеченные опрошенные концентрируются в первых трёх группах, преимущественно во второй (денег достаточно лишь на продукты - 41%), отчасти в третьей (могут покупать продукты и одежду - 31%) и первой (едва сводят концы с концами - 21%).

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07