МОСКВА, 08 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования об отношении российских геймеров к видеоиграм азиатского происхождения.
Больше, чем игра |
За последние 30 лет (начиная с 1990-х годов) видеоигры в России прошли путь от развлечения для детей и подростков до полноценной культурно-досуговой практики.
Напомним, опыт гейминга в нашей стране имеют почти восемь из десяти интернет-пользователей: 41% играют сегодня, 35% играли раньше. Заядлых геймеров – тех, кто ежедневно проводит время за видеоиграми, - на сегодняшний день насчитывается 43% (от числа тех, кто увлекается видеоиграми). Ключевыми игровыми устройствами остаются ПК и мобильный телефон.
Азиатский поворот в мировом геймдеве |
В последние годы рынок геймдева во многих азиатских странах растет быстрыми темпами. Согласно полученным данным, российские геймеры в целом неплохо осведомлены о продуктах азиатской игровой индустрии, что, однако, не мешает им иметь достаточно размытое представление о стране-происхождения видеоигр. Дело отчасти в специфике современной игровой индустрии: многие продукты создаются усилиями команд из разных стран, отдельные этапы создания видеоигр отдаются на аутсорсинг. В то же время так называемое «ядро» команды, разработчики, как правило, базируются в одной стране.
По результатам исследования, лучше всего российские геймеры знакомы с китайской игровой индустрией: 48% слышали хотя бы об одной игре из 21 протестированных*, 44% осведомленных в них играли); в пятерку самых узнаваемых и популярных игр вошли: Genshin Impact, PUBG Mobile, Warframe, Black Myth: Wukong и Path of Exile. Страны (помимо Китая), с которыми ассоциируются игры китайского происхождения, – США и Южная Корея.
Южнокорейский геймдев пережил стремительный рост, всего за три десятка лет превратившись в мощную и прибыльную индустрию, о продуктах которой, впрочем, российские геймеры наслышаны хуже, чем о китайской; только треть (33%) знают хотя бы одну из 17 перечисленных видеоигр южнокорейского производства*, из которых только 23% в них играли. С большим отрывом от конкурентов рейтинг самых узнаваемых и популярных южнокорейских видеоигр возглавляет Lineage 2 – игра в жанре MMORPG и фэнтези. Второй по узнаваемости игрой стала Lost Ark, тогда как Stellar Blade, несмотря на активную рекламу, не вошла даже в пятерку. Страны (помимо Южной Кореи), с которыми ассоциируются игры южнокорейского происхождения: Китай и США.
Видеоигры, в разработке которых принимали участие такие страны как Индонезия, Вьетнам и Египет на фоне китайского и южнокорейского геймдева пока еще выглядят достаточно нишевой историей. Большая часть опрошенных геймеров не знакомы ни с одной видеоигрой из данных стран (61%, еще 16% затруднились ответить), не говоря уже про пользовательский опыт.
Борьба за лидерство |
Закономерное доминирование США в рейтингах стран-производителей азиатских видеоигр во многом обусловлено их ролью в становлении индустрии. То же касается и Китая, который активно инвестирует не только в разработку игр, но и в популяризацию национальной культуры через игровую индустрию. Наибольший интерес представляет попадание России в топ-5 стран, с которыми ассоциируются видеоигры китайского и южнокорейского производства. Несмотря на 10-15 лет затишья после нулевых и успехов игр (например, «Корсары»), у российских геймеров сохраняется вера в российский геймдев, чему во многом способствовали новости о развитии индустрии внутри страны в последние пару лет, пиар различных крупных игр и пр. Другими словами, у нашей страны есть огромный потенциал продвижения национального бренда в мировой игровой индустрии. Впрочем, стремление к абсолютному «суверенитету» в геймдеве – заведомо проигрышная затея. Как и любая креативная индустрия, разработка игр нуждается в постоянном обмене идеями, технологиями и опытом. Успех в глобальной игровой индустрии достигается путем объединения усилий, привлечения инвестиций и талантов, что позволяет создавать уникальные и конкурентноспособные проекты, сохраняющие национальную самобытность.
* Ответы, набравшие менее 2%, сгруппированы в ответе «Другое».