Фото: Zuma\TASS
Развлечения

Азиатские игры для русских игроков

Азиатский геймдев уверенно завоевывает мир, однако российские геймеры пока слабо представляют себе, какие страны стоят за разработкой многих популярных игр азиатского происхождения.
Фото:
Коротко о главном
  • 76% российских пользователей Рунета имеют опыт гейминга.
  • Из пяти анализируемых стран-разработчиков видеоигр наиболее знакомой российским геймерам оказалась продукция китайского геймдева.
  • Многие российские геймеры ошибочно приписывают заслуги китайских и южнокорейских разработчиков западным гигантам геймдева.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 76% российских пользователей Рунета имеют опыт гейминга.
  • Из пяти анализируемых стран-разработчиков видеоигр наиболее знакомой российским геймерам оказалась продукция китайского геймдева.
  • Многие российские геймеры ошибочно приписывают заслуги китайских и южнокорейских разработчиков западным гигантам геймдева.

МОСКВА, 08 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования об отношении российских геймеров к видеоиграм азиатского происхождения.

Больше, чем игра

За последние 30 лет (начиная с 1990-х годов) видеоигры в России прошли путь от развлечения для детей и подростков до полноценной культурно-досуговой практики.

Напомним, опыт гейминга в нашей стране имеют почти восемь из десяти интернет-пользователей: 41% играют сегодня, 35% играли раньше. Заядлых геймеров – тех, кто ежедневно проводит время за видеоиграми, - на сегодняшний день насчитывается 43% (от числа тех, кто увлекается видеоиграми). Ключевыми игровыми устройствами остаются ПК и мобильный телефон.

Азиатский поворот в мировом геймдеве

В последние годы рынок геймдева во многих азиатских странах растет быстрыми темпами. Согласно полученным данным, российские геймеры в целом неплохо осведомлены о продуктах азиатской игровой индустрии, что, однако, не мешает им иметь достаточно размытое представление о стране-происхождения видеоигр. Дело отчасти в специфике современной игровой индустрии: многие продукты создаются усилиями команд из разных стран, отдельные этапы создания видеоигр отдаются на аутсорсинг. В то же время так называемое «ядро» команды, разработчики, как правило, базируются в одной стране.

По результатам исследования, лучше всего российские геймеры знакомы с китайской игровой индустрией: 48% слышали хотя бы об одной игре из 21 протестированных*, 44% осведомленных в них играли); в пятерку самых узнаваемых и популярных игр вошли: Genshin Impact, PUBG Mobile, Warframe, Black Myth: Wukong и Path of Exile. Страны (помимо Китая), с которыми ассоциируются игры китайского происхождения, – США и Южная Корея.

Южнокорейский геймдев пережил стремительный рост, всего за три десятка лет превратившись в мощную и прибыльную индустрию, о продуктах которой, впрочем, российские геймеры наслышаны хуже, чем о китайской; только треть (33%) знают хотя бы одну из 17 перечисленных видеоигр южнокорейского производства*, из которых только 23% в них играли. С большим отрывом от конкурентов рейтинг самых узнаваемых и популярных южнокорейских видеоигр возглавляет Lineage 2 – игра в жанре MMORPG и фэнтези. Второй по узнаваемости игрой стала Lost Ark, тогда как Stellar Blade, несмотря на активную рекламу, не вошла даже в пятерку. Страны (помимо Южной Кореи), с которыми ассоциируются игры южнокорейского происхождения: Китай и США.

Видеоигры, в разработке которых принимали участие такие страны как Индонезия, Вьетнам и Египет на фоне китайского и южнокорейского геймдева пока еще выглядят достаточно нишевой историей. Большая часть опрошенных геймеров не знакомы ни с одной видеоигрой из данных стран (61%, еще 16% затруднились ответить), не говоря уже про пользовательский опыт.

Борьба за лидерство

Закономерное доминирование США в рейтингах стран-производителей азиатских видеоигр во многом обусловлено их ролью в становлении индустрии. То же касается и Китая, который активно инвестирует не только в разработку игр, но и в популяризацию национальной культуры через игровую индустрию. Наибольший интерес представляет попадание России в топ-5 стран, с которыми ассоциируются видеоигры китайского и южнокорейского производства. Несмотря на 10-15 лет затишья после нулевых и успехов игр (например, «Корсары»), у российских геймеров сохраняется вера в российский геймдев, чему во многом способствовали новости о развитии индустрии внутри страны в последние пару лет, пиар различных крупных игр и пр. Другими словами, у нашей страны есть огромный потенциал продвижения национального бренда в мировой игровой индустрии. Впрочем, стремление к абсолютному «суверенитету» в геймдеве – заведомо проигрышная затея. Как и любая креативная индустрия, разработка игр нуждается в постоянном обмене идеями, технологиями и опытом. Успех в глобальной игровой индустрии достигается путем объединения усилий, привлечения инвестиций и талантов, что позволяет создавать уникальные и конкурентноспособные проекты, сохраняющие национальную самобытность.


* Ответы, набравшие менее 2%, сгруппированы в ответе «Другое».

13-16 сентября 2025 г.

Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Вы играете в видеоигры или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, играю

41

50

35

67

58

40

32

35

Раньше играл, но сейчас не играю

35

39

32

29

30

42

40

31

Никогда не играл в видеоигры

22

11

30

4

10

16

26

33

Затрудняюсь ответить

2

0

3

0

2

2

2

1

Как часто Вы играете в видеоигры?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто сейчас играет в видеоигры)

Ежедневно более четырех часов

7

Ежедневно менее четырех часов в день

36

Несколько раз в неделю

37

Несколько раз в месяц

15

Редко, но не менее одного раза в полгода

5

Не играю в видеоигры

0

На каких устройствах Вы играете или когда-либо играли в видеоигры?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры)

Персональный компьютер / ноутбук

77

Мобильный телефон

61

Планшет

15

PlayStation

14

Xbox

5

Nintendo Switch

2

Steam Deck

1

Другое

2

Затрудняюсь ответить

0

Вы знаете что-то, слышали или нет о перечисленных ниже видеоиграх?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры, представлены ответы, набравшие 2% и более)

PUBG*

29

Genshin Impact

28

PUBG Mobile*

24

Warframe

20

Black Myth: Wukong

12

Path of Exile

12

Rise of Kingdoms

10

Mobile Legends: Bang Bang

10

Honkai: Star Rail, Honkai Impact 3rd

9

AFK Arena

9

Honor of Kings

8

Zenless Zone Zero

8

Wuchang: Fallen Feathers

3

Naraka: Bladepoint

2

Teamfight Tactics

2

Conqueror's Blade

2

Ring of Elysium (ROE)

2

Phantom Blade Zero

2

F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch

2

Другое

2

Не слышал(а) ни об одной игре из этого списка

37

Затрудняюсь ответить

14

* PUBG является разработкой южнокорейской компании, а PUBG Mobile – китайской. В настоящем исследовании оригинальный PUBG не учитывалась в качестве продукта, разработанного в Китае.

 

В какие из данных игр Вы играли?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры и слышал хотя бы об одной китайской игре из списка, представлены ответы, набравшие 2% и более)

PUBG*

20

PUBG Mobile*

18

Genshin Impact

17

Warframe

12

Path of Exile

8

Mobile Legends: Bang Bang

7

Zenless Zone Zero

6

Honkai: Star Rail, Honkai Impact 3rd

6

AFK Arena

5

Honor of Kings

5

Rise of Kingdoms

4

Black Myth: Wukong

3

Teamfight Tactics

2

Другое

5

Не играл(а) ни в одну из игр данного списка

44

Затрудняюсь ответить

2

* PUBG является разработкой южнокорейской компании, а PUBG Mobile – китайской. В настоящем исследовании оригинальный PUBG не учитывалась в качестве продукта, разработанного в Китае.

 

Вы знаете или нет, в какой стране или странах находятся компании-разработчики перечисленных выше видеоигр/игры? Если да, то в какой/каких?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры и слышал хотя бы об одной китайской игре из списка за исключением тех, кто знает только PUBG*, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Китай

35

США

24

Южная Корея

14

Страны ЕС

8

Россия

7

Тайвань

4

Канада

4

Индонезия

3

Другое

2

Не знаю

32

Затрудняюсь ответить

20

* PUBG является разработкой южнокорейской компании, а PUBG Mobile – китайской. В настоящем исследовании оригинальный PUBG не учитывалась в качестве продукта, разработанного в Китае.

 

Вы знаете что-то, слышали или нет о перечисленных ниже видеоиграх?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Lineage 2

23

Lost Ark

10

Ragnarok Online

9

Black Desert Online

9

ArcheAge

9

Stellar Blade

8

Aion

7

TERA

6

Black Desert Mobile

4

Nikke: Goddess of Victory

2

The First Descendant

2

Другое

4

Не слышал(а) ни об одной игре из этого списка

51

Затрудняюсь ответить

16

В какие из данных игр Вы играли?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры и слышал хотя бы об одной южнокорейской игре из списка, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Lineage 2

19

ArcheAge

10

Black Desert Online

7

TERA

6

Aion

6

Lost Ark

5

Ragnarok Online

4

The First Descendant

3

Black Desert Mobile

2

Stellar Blade

2

Другое

5

Не играл(а) ни в одну из игр данного списка

59

Затрудняюсь ответить

2

Вы знаете или нет, в какой стране или странах находятся компании-разработчики перечисленных выше видеоигр/игры? Если да, то в какой/каких?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры и слышал хотя бы об одной южнокорейской игре из списка, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Южная Корея

24

Китай

14

США

13

Россия

8

Страны ЕС

5

Тайвань

4

Другое

3

Не знаю

39

Затрудняюсь ответить

21

Вы знаете что-то, слышали или нет о перечисленных ниже видеоиграх?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры, представлены ответы, набравшие 2% и более)

АRK: Survival Evolved

11

Flappy Bird

10

Legrand Legacy: Tale of the Fatebounds

4

Vietcong*

2

Coffee Talk

2

Другое

4

Не слышал(а) ни об одной игре из этого списка

61

Затрудняюсь ответить

16

* Разработана группой чешских компаний по мотивам военных событий во Вьетнаме.

 

В какие из данных игр Вы играли?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от тех, кто играет/играл в видеоигры и слышал хотя бы об одной игре из перечисленного выше списка, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Flappy Bird

28

ARK: Survival Evolved

15

Legrand Legacy: Tale of the Fatebounds

5

Vietcong*

3

Coffee Talk

2

Другое

4

Не играл(а) ни в одну из игр данного списка

43

Затрудняюсь ответить

4

* Разработана группой чешских компаний по мотивам военных событий во Вьетнаме.

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07