Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Экономика

Автомобильность-23

Шесть из десяти россиян когда-либо покупали автомобиль, семь из десяти автовладельцев периодически меняют свою машину. Помогают определиться с выбором чаще всего специализированные интернет-порталы, отзывы пользователей и рекомендации друзей.
Фото:
Коротко о главном
  • 58% россиян когда-либо покупали автомобиль, 10% планируют сделать это в ближайшие пару лет.
  • Топ-3 параметров, на которые обращают внимание автовладельцы при выборе авто: цена (65%), характеристики (48%), экономичность и расход топлива (32%).
  • При выборе автомобиля 66% россиян, имеющих опыт покупки авто, будут искать информацию на интернет-порталах и специализированных сайтах. Еще 46% будут учитывать отзывы и рейтинги автовладельцев.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 58% россиян когда-либо покупали автомобиль, 10% планируют сделать это в ближайшие пару лет.
  • Топ-3 параметров, на которые обращают внимание автовладельцы при выборе авто: цена (65%), характеристики (48%), экономичность и расход топлива (32%).
  • При выборе автомобиля 66% россиян, имеющих опыт покупки авто, будут искать информацию на интернет-порталах и специализированных сайтах. Еще 46% будут учитывать отзывы и рейтинги автовладельцев.

МОСКВА, 25 сентября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как россияне выбирают автомобили.

Где-то за городом, очень недорого…

Покупка автомобиля — особое событие в жизни человека. В советское время личный автомобиль был роскошью, в 1990-е годы он стал символом социального успеха, а в наши дни превратился в удобное средство передвижения. На это указывают и результаты исследования ВЦИОМ: большая часть россиян имеет опыт приобретения автомобиля — 58%, каждый десятый планирует покупку в ближайшие пару лет (10%). Около трети сообщили, что никогда не покупали и не планируют покупать машину (31%).

  • Мужчины в полтора раза чаще женщин покупают автомобили — 71% vs. 47%.
  • Среди молодежи до 25 лет опыт покупки машины есть только у 16%, но каждый третий в этой возрастной группе намерен приобрести авто в ближайшие пару лет (34%).
  • Жители обеих столиц чаще, чем россияне в целом, не имеют авто и не собираются его покупать — 38%.

Как правило, россияне, когда-либо покупавшие авто, с разной периодичностью практикуют покупку другого автомобиля (74%). По частоте покупок автомобиля можно выделить следующие группы опрошенных:

  • практикуют покупку автомобиля довольно часто (раз в 4-5 лет и чаще) — 17%, стратегия особенно популярна у молодежи до 35 лет (29-30%);
  • занимаются покупкой автомобилей скорее часто (раз в 6-10 лет) — 29%;
  • покупают автомобили скорее редко (раз в 10 лет и реже) — 28%, в основном это представители старшей когорты (41% в группе старше 60 лет);
  • покупали машину раз в жизни — 24%, преимущественно это женщины (31% vs. 18% среди мужчин).

Цена vs. бренд

На выбор автомобиля влияет множество факторов. Анализ ответов опрошенных позволил сформировать четыре ключевых мотива, на которые опираются автовладельцы (вопрос задавался россиянам с опытом покупки авто).

  • Необходимый функционал и параметры авто — функциональность, характеристики (48%), экономичность и расход топлива (32%), дизайн и внешний вид (15%), возможности для семьи и путешествий (13%), инновационные функции и системы безопасности (4%).
  • Цена и условия сделки — цена (65%), наличие гарантии, стоимость обслуживания и ремонта (24%), наличие скидки, акции, специальных предложений (6%).
  • Производство и бренд — бренд, производитель товара (25%), уникальность, новизна (1%).
  • Опыт и рекомендации — личный опыт приобретения (15%), рекомендации родственников, друзей, знакомых (12%), отзывы других покупателей в интернете (12%).

Иными словами, автовладельцы при выборе автомобиля демонстрируют требовательность, ориентируясь не только на стоимость, но и на качество, эффективность расхода топлива и бренд. Важным фактором в цифровую эпоху становятся отзывы не только близкого круга, но и других покупателей в интернете. Эти источники позволяют получить независимую оценку автомобилей, что помогает сделать осознанный выбор транспортного средства.

  • Гендерная специфика при выборе авто выражена слабо, мужчины и женщины обращают внимание на одни и те же характеристики, но женщинам чуть важнее экономичность и расход топлива (35% vs. 29% мужчин).
  • Экономичность и расход топлива — этот параметр особенно важен для представителей старшего поколения (40% в группе старше 60 лет), они же чаще других опираются на личный опыт — 20%. Тогда как молодежь учитывает или рекомендации близких (21% в группе до 25 лет), или отзывы в интернете (20% среди 25-34-летних).
  • Значимость дизайна и внешнего вида авто падает с возрастом — 23% в группе 18-24-летних и 8% в группе старше 60 лет.

 

Кто поможет с выбором?

У россиян, имеющих опыт покупки авто, большой популярностью пользуются неформальные источники информации об автомобилях. Прежде всего это интернет-порталы и специализированные сайты (66%), отзывы и рейтинги автовладельцев (46%), рекомендации друзей и знакомых (43%), а также социальные сети и форумы (17%). Официальные же каналы, такие как дилерские центры (22%), автосалоны и выставки (14%), несколько уступают по значимости. Еще один вывод из этих результатов — высокая востребованность интернет-ресурсов в процессе выбора авто.

  • Мужчины чаще обращаются к интернет-порталам и специализированным сайтам (70%), а женщины — к отзывам и рейтингам автовладельцев (50%) и в дилерские центры (25%).
  • Интернет-порталы и специализированные сайты имеют большую значимость в группе до 45 лет (18-24 лет — 77%, 25-34 лет — 80%, 35-44 лет — 71%). Рекомендации друзей и знакомых выбирает 58% молодежи до 25 лет.

 

 

5-7 сентября 2023 г.

Всероссийский интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн»

1706 опрошенныхВ опросе приняли участие 1706 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по стратифицированной случайной выборке на основе вероятностной панели. Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Скажите, Вы когда-либо приобретали автомобиль или нет? Если нет, то планируете ли Вы это сделать в ближайшие один-два года или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, приобретал(а)

58

71

47

16

43

68

64

66

Нет, не приобретал(а), но планирую покупку в ближайшие один-два года

10

9

12

34

23

10

4

1

Нет, не приобретал(а) и не планирую покупку

31

19

40

49

32

20

31

32

Затрудняюсь ответить

1

1

1

1

2

2

1

1

Скажите, как часто Вы покупаете автомобили?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто когда-либо покупал автомобиль)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Примерно каждый год

<1

<1

<1

<1

<1

<1

1

<1

Раз в 2-3 года

3

4

3

16

7

4

3

1

Раз в 4-5 лет

14

15

13

14

22

15

19

7

Раз в 6-10 лет

29

30

26

6

22

31

31

29

Раз в 10 лет и реже

28

31

25

4

15

18

29

41

Приобретал(а) автомобиль один раз в жизни

24

18

31

60

32

31

16

21

Затрудняюсь ответить

2

2

2

<1

2

1

2

1

Что для Вас наиболее важно при выборе автомобиля?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто когда-либо покупал автомобиль)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Цена

65

66

63

71

69

70

56

63

Функциональность, характеристики

48

48

48

55

55

43

47

47

Экономичность и расход топлива

32

29

35

24

22

30

32

40

Бренд, производитель товара

25

24

26

31

30

22

25

22

Гарантия, стоимость обслуживания и ремонта

24

22

27

29

24

25

26

21

Личный опыт приобретения

15

16

13

4

9

12

18

20

Дизайн и внешний вид

15

17

12

23

20

18

13

8

Возможности для семьи и путешествий

13

14

12

7

14

17

14

10

Рекомендации родственников, друзей, знакомых

12

12

12

21

10

13

10

13

Отзывы других покупателей в интернете

12

12

12

10

20

12

11

7

Наличие скидки, акции, специального предложения

6

5

7

2

3

7

8

6

Инновационные функции и системы безопасности

4

4

5

7

5

8

3

2

Уникальность, новизна

1

1

1

1

2

<1

1

<1

Другое

1

1

1

1

<1

<1

1

2

Затрудняюсь ответить

1

<1

1

<1

<1

<1

1

<1

Скажите, где Вы, скорее всего, будете искать информацию при выборе автомобиля?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто когда-либо покупал автомобиль)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Интернет-порталы и специализированные сайты

66

70

61

77

80

71

63

53

Отзывы и рейтинги автовладельцев

46

43

50

53

52

49

42

43

Рекомендации друзей, знакомых

43

42

44

58

46

39

40

43

Дилерские центры и официальные представители

22

19

25

20

20

20

24

23

Социальные сети и форумы

17

18

16

21

22

17

17

13

Автосалоны и выставки

14

12

17

19

10

17

15

13

Телевидение

1

2

1

1

<1

1

2

2

Газеты, журналы

1

2

<1

<1

2

1

1

1

Другое

2

3

2

1

1

1

4

4

Затрудняюсь ответить

2

2

2

<1

<1

1

3

3

Даниил Ермолаев
Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг

Несмотря на то что в общей выборке фактор цены выходит на первое место (65% опрошенных выделяют его как основной критерий при выборе автомобиля), а бренд занимает только четвертую строчку (25% опрошенных отметили его как важный критерий при выборе автомобиля), проводя углубленную аналитику при помощи факторного анализа, мы можем увидеть, что ситуация немного сложнее. В частности, восприятие ценового фактора и роли бренда сильно зависит от социальной группы.

Можно выделить пять условных кластеров автомобилистов.

Первый и самый большой — «прагматики». Для них важна не столько цена самой машины, сколько сопутствующие расходы — топливо, гарантия, стоимость сервисного обслуживания. Чаще всего это жители городов-миллионников в возрасте 35-44 лет.

Второй кластер — «лояльные брендам». Это те, кто выбирает марку, которой он доверяет. И только после того как она выбрана, встает вопрос цены. То есть здесь нет борьбы разных ценовых сегментов, а есть вопрос модельного ряда у одного производителя. В этот кластер входят преимущественно люди старше 25 лет, с высшим образованием, проживающие в городах 100-950 тысяч человек.

Третий — «семейные». Для этих людей на первое место выходят возможности, которые автомобиль открывает для семьи и путешествий. Цена и бренд практически не играют роли. Как правило, это люди в возрасте 35-44 лет со средним образованием, проживающие в крупных городах.

Четвертый кластер — «бюджетные потребители». Для автомобилистов из этой группы цена действительно в приоритете. Они практически не обращают внимание на дополнительные функции, систему безопасности и т.д. Важно, чтобы машина просто ездила и служила долгие годы. Здесь доминируют 25-34-летние жители городов с населением 50-100 тысяч человек.

Пятый (самый малочисленный кластер) — «предпочитающие люкс». Эти потребители практически совсем не смотрят на цену. Они ориентированы на дизайн и инновационные функции. Чаще всего это молодежь без какой-либо географической специфики.

Для каждого из кластеров существует собственная модель коммуникации. Хотя источники информации одни и те же — специализированные интернет-порталы, отзывы и рейтинги автовладельцев, рекомендации друзей и знакомых и др., — форматы рекламы и ее содержание сильно различаются. При этом далеко не на всех работает классический маркетинг и продуктовый PR. Особое внимание работе необходимо уделять косвенному восприятию, общему мнению о бренде и компании, а также работе со стереотипами о бренде. Хороший пример — отношение к китайским и индийским автомобилям. В прошлом году только 4,9% россиян знали, что Geely с 2010 года контролирует Volvo и, несмотря на разницу в брендах, качество у автомобилей примерно одинаковое. В то же время стереотипов в отношении Geely было значительно больше, чем в отношении Volvo.


21 декабря 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07