МОСКВА, 15 марта 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, сколько российских семей имеют автомобили, какие машины предпочитают и для каких целей их используют.
Сколько и каких автомобилей в семьях россиян? |
Две трети российских семей владеют одним или несколькими личными автомобилями (63%): за прошедшие 15 лет уровень автомобилизации повысился, семей, где есть автомобиль, стало больше на 23 п.п. (40% в 2008 г.). Семей, владеющих одним автомобилем, стало больше на 9 п.п. (46% в 2023 г. vs. 37% в 2008 г.), 17% сообщили, что в их семье два и более автомобиля, что на 14 п.п. больше по сравнению с 3% в 2008 году.
|
В течение последних 15 лет россияне активно «пересаживались» на иномарки: к 2023 году количество иномарок в личном пользовании увеличилось до 72%, что на 36 п.п. больше по сравнению с 36% в 2008 году; при этом за 15 лет доля семей автовладельцев отчественных автомобилей сократилась на 27 п.п. (37% в 2023 г. и 64% в 2008 г. среди семей автовладельцев). Доля иномарок выросла за счет увеличения парка подержанных машин: +34 п.п. (59% в 2023 г. vs. 25% в 2008 г. среди семей автовладельцев), уровень владения новой иномаркой не изменился (13% в 2023 г. и 11% в 2008 г. среди семей автовладельцев). Сейчас как подержанные, так и новые автомобили отечественных марок можно встретить реже, чем 15 лет назад: подержанными российскими автомобилями владеют 30% (−21 п.п.) семей автовладельцев, а новыми — 7% (−6 п.п.).
|
Если покупать автомобиль, то какой и зачем? |
В 2023 году о намерении приобрести автомобиль заявили 25% россиян, что на 11 п.п. больше, чем в 2008 г. (14%). Покупка авто чаще рассматривается не в краткосрочной, а в среднесрочной перспективе в 2-3 года.
Как и 15 лет назад, большинство не планирует приобретать автомобиль: 73% в 2023 и 82% в 2008 году.
|
Спектр целей покупки авто разнообразен. Превалируют цели, указывающие, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения, помощник, рабочая лошадка: 32% дали ответ «для своих нужд», еще 23% сказали, что автомобиль для них — средство передвижения. Россияне также говорили о семейных поездках (14%), о путешествиях на автомобиле (13%), работе на автомобиле (13%), поездках на работу (12%). В качестве целей приобретения авто звучало проведение досуга: поездки на дачу, за город, на рыбалку (по 8%). 7% опрошенных сказали, что автомобиль они хотят купить для того, чтобы возить детей.
|
Высказавшие желание купить автомобиль в течение ближайшего года больше ориентированы на покупку подержанного, а не нового авто (57% и 37% соответственно); видимо, россияне не ожидают улучшения ситуации на авторынке России в ближайшее время. Среди тех, кто хотел бы совершить покупку в будущие 2-3 года, приоритет смещается в сторону нового автомобиля: среди планирующих покупку в будущие 2-3 года новый автомобиль выбирают на 9 п.п. больше россиян, чем среди заявивших о желании купить автомобиль в ближайший год (46% и 37% соответственно). Причем в долгосрочной перспективе новые автомобили — как иномарки, так и отечественные бренды, — выбираются с одинаковой частотой (24% и 22% соответственно). Отношение к новым отечественным автомобилям в долгосрочной перспективе лучше, чем в краткосрочной (планируют купить 22% vs. 16% соответственно), очевидно, россияне рассчитывают на развитие отечественного автопрома в ближайшие 2-3 года.
|
«2022 год для российского автомобильного рынка был самым тяжелым за целых полвека! Сильнее отечественное производство снижалось только в 1974 году. Уровень падения выпуска к 2021 году составил 67%! Что это — печальный, но короткий эпизод или начало долгого периода деградации автомобильного рынка?
Не все здесь зависит от производителей. Большую роль в будущем рынка играют и потребительские настроения. Сегодня автомобиль занимает важное место в жизни людей: он перестал быть роскошью, им владеют две трети российских семей, а 17% из них имеют даже не один, а два и более автомобиля!
Если посмотреть на динамику последних 15 лет, то с 2008 года россияне активно пересаживались на иномарки. Доля иномарок среди всех автомобилей в частном владении выросла до 72%. Сложился стойкий стереотип: иномарки все равно качественные, даже если им больше десяти лет. Особенно это подчеркивалось в отношении японских машин: «самая лучшая инвестиция небольших свободных средств — в японскую подержанную машину, которую можно и через 10 лет дорого продать».
И вот при таком огромном спросе 2022 год преподносит сюрприз — больше 10 иностранных производителей уходят с рынка, 6 заводов останавливаются, а из 60 марок авто на рынке России остается только 14! Как ответил потребитель? Приобретение новой машины для семьи в краткосрочной перспективе откладывается. Те, кто все-таки планирует покупку в течение ближайшего года, склоняются к покупке подержанного, а не нового авто. Но если рассматривать более длительную перспективу — два-три года, — то больше россиян планируют покупку нового авто (46%).
Смогут ли в новой ситуации быть востребованными новые отечественные автомобили? Давайте посмотрим, как распределились потребительские предпочтения: в долгосрочной перспективе новые автомобили — как иномарки, так и отечественные бренды, — выбираются с одинаковой частотой (24% и 22% соответственно); отношение к новым отечественным автомобилям в долгосрочной перспективе лучше, чем в краткосрочной (планируют купить 22% vs. 16% соответственно).
Итак, спрос на авто, скорее всего, не будет сильно снижаться — привычка иметь автомобиль, даже чтобы «ездить в булочную», укрепилась. Рынок ждет качественного предложения и готов рассматривать новые отечественные автомобили в качестве реального варианта для покупки. Осталось их произвести…»