МОСКВА, 20 апреля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об антиалкогольных кампаниях.
Пьянству — бой? Но без боя… |
С начала прошлого века Россия пережила несколько антиалкогольных кампаний. Одна из самых масштабных и неоднозначных — «горбачевская» — стартовала 40 лет назад. Первоначальные быстрые успехи в долгосрочной перспективе привели к тяжелым социальным и экономическим последствиям (рост теневого рынка, увеличение смертности от отравлений суррогатами, ущерб бюджету и пр.). И хотя в тот период инициатива М. С. Горбачева в целом совпала с запросом общества, «сухой закон» быстро обрел противников. Спустя почти полвека россияне по-прежнему неоднозначны в оценках антиалкогольной кампании 1980-х годов: четверо из десяти считают ее ошибочной, около половины одобряют, но с оговорками о перегибах и незаконченности. Чаще других негативные оценки ставят те, кто хорошо помнит времена «сухого закона» — реформенное поколение и поколения застоя и оттепели. Молодежь, зная о кампании понаслышке, настроена лояльнее (по-видимому, она оценивает не столько кампанию, сколько саму идею).
В последние годы терпимость россиян к запретительным мерам в отношении алкоголя снижалась. Готовность поддержать антиалкогольную кампанию, если бы таковая была объявлена, находится на минимальном уровне за все время измерений: четверо из десяти выступают против таких мер, это почти в два раза больше, чем в 2009 г. Политика тотальных запретов вызывает скепсис, особенно у тех, кто уже пережил аналогичный опыт и видел неэффективность и побочные эффекты прошлых запретов. Возможно также, что такие данные говорят не столько об алкоголе (в последние годы ситуация довольно благополучная), сколько об усталости от жестких запретов и запрос на мягкие, добровольные формы профилактики.
Впрочем, арифметическое большинство все-таки одобряет «сухой закон». Основная поддержка традиционно исходит от женщин как принимающих на себя «последствия» мужского алкоголизма, но также и от молодежи. Среди зумеров, например, готовы одобрить борьбу с пьянством три четверти, высокий процент поддержки среди молодежи показывает устойчивость тренда на снижение потребления алкоголя.
Трезвость — норма жизни |
В отличие от «горбачевской» кампания, стартовавшая в 2010 г. («медведевская»), была более мягкой, комплексной и поэтапной: не резкие запреты, а длительно действующие ограничения наряду с просветительскими мерами. И это принесло положительные плоды: по данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 2003 по 2016 г. потребление алкоголя в России сократилось на 43%. ВОЗ прямо связала падение потребления алкоголя в РФ с принятыми государством мерами и назвала это примером успешной политики.
Недавний опрос ВЦИОМ также показал двукратный рост доли трезвенников за последние 20 лет. Текущий замер подтверждает тренд: за 20 лет в десять раз выросла доля россиян, которые считают, что сейчас люди стали пить меньше, чем во времена М. Горбачева (4% в 2005 г. и 39% в 2025 г.). А те, кто лично застал времена «сухого закона», говорят об этом еще чаще.
Представления россиян о способах борьбы с пьянством сильно изменились за двадцать лет. Если в 2005 г. наши сограждане предлагали бороться с «бутылкой» прежде всего через запрет рекламы алкоголя и его продажи молодежи до 21 года, то сегодня они предлагают бороться за ценности — пропаганду здорового образа жизни. За 20 лет также двукратно вырос запрос на развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма и организацию обществ трезвости. К запретам за это время россияне стали относиться более скептично, а вот к ограничительным мерам, напротив, лучше.
Таким образом, россияне демонстрируют переход в борьбе с алкоголем от запретительной модели к мотивационно-просветительской. Скепсис к запретам и поддержка ЗОЖ подчеркивают, что сегодня эффективной будет политика добровольного выбора, основанная на образовании и формировании культурных норм, а не на административных ограничениях.
Автор: Татьяна Смак