Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Общество

Алкоголь у дома: за и против

Соседство с алкомаркетами — явление распространенное, но нежелательное. Шесть из десяти россиян сходятся во мнении, что в жилых домах им не место.
Фото:
Коротко о главном
  • 54% россиян относятся скорее отрицательно к размещению алкомаркетов в жилых многоквартирных домах.
  • Топ-3 негативных последствий от соседства с алкомаркетами в представлении россиян: высокий уровень шума (27%), снижение чувства безопасности (24%) и грязь, мусор (21%).
  • Шесть из десяти опрошенных поддерживают запрет на размещение алкомаркетов в жилых домах (61%). 
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 54% россиян относятся скорее отрицательно к размещению алкомаркетов в жилых многоквартирных домах.
  • Топ-3 негативных последствий от соседства с алкомаркетами в представлении россиян: высокий уровень шума (27%), снижение чувства безопасности (24%) и грязь, мусор (21%).
  • Шесть из десяти опрошенных поддерживают запрет на размещение алкомаркетов в жилых домах (61%). 

МОСКВА, 16 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования об отношении россиян к алкомаркетам.

Доступность алкомаркетов

На протяжении многих лет в России реализуется комплекс мероприятий, направленных на последовательное снижение потребления алкоголя и формирование культуры здорового образа жизни. Одной из важных составляющих этой работы является контроль над точками реализации алкогольной продукции — так называемых алкомаркетов — магазинов, в которых более 50% квартальной выручки приходится на алкоголь. Согласно результатам исследования, алкогольных магазинов в России более чем достаточно, что явно диссонирует с давно наметившимся трендом на трезвость. Большая часть россиян отмечают, что вблизи их дома есть так называемые алкомаркеты, и часто даже не один. При этом чем больше населенный пункт, тем, по-видимому, реже местные жители задаются вопросом, где приобрести горячительные напитки. В частности, почти каждый второй москвич и петербуржец насчитал возле своего дома 1-3 алкомаркета, трое из десяти опрошенных — более трех. Диаметрально противоположная ситуация наблюдается в селах, жители которых испытывают явный дефицит легальных точек продажи спиртного.

Алкомаркеты — зло?

В целом практика размещения алкомаркетов в жилых многоквартирных домах вызывает у россиян скорее недовольство. Большая часть опрошенных отмечают негативные последствия соседства с точками продажи спиртного. В число ключевых побочных эффектов от «алкососедства» вошли: высокий уровень шума, снижение чувства безопасности и грязь, мусор возле магазинов. Примечательно, что личный опыт соседства с точками продажи спиртного формирует более лояльное отношение к ним, что в том числе можно объяснить следующими причинами:

Опривычивание. Негативные впечатления от соседства с алкомаркетами со временем притупляются, а перечисленные проблемы (шум, грязь и пр.) начинают восприниматься как нечто само собой разумеющееся, что снижает их значимость в оценке общего качества жизни в районе.

Рационализация, или смещение фокуса на преимущества размещения таких торговых точек в жилых домах (доступность товаров первой необходимости, экономия времени), которые в некотором смысле могут частично компенсировать вред от такого соседства. Впрочем, рано или поздно наступает «точка невозврата»: чем больше таких магазинов поблизости, тем выше уровень общественного недовольства.

Стереотипы. Дефицит личного опыта соседства с алкомаркетами порождает благоприятную почву для распространения и укрепления негативных стереотипов, которые, как правило, имеют мало общего с реальным положением дел.

Разрешить нельзя запретить

Ранее в Госдуме предложили запретить размещение алкомаркетов в жилых домах и на расстоянии менее 100 метров от детских садов, школ, вузов, больниц и спортивных объектов. Данная инициатива скорее находит общественную поддержку: доля ее сторонников вдвое превышает долю противников. При этом москвичи и петербуржцы не столь категоричны в ответах: мнения жителей обеих столиц разделились почти поровну.

Автор: Людмила Богомазова

5 июля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 5 июля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7422; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0169; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1051.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, в шаговой доступности от Вашего дома есть или нет алкомаркеты? Если есть, то сколько?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Один алкомаркет

18

19

16

17

19

21

14

Два-три алкомаркета

26

28

36

34

30

22

17

Четыре-пять алкомаркетов

12

19

19

17

11

8

6

Шесть и более

8

13

11

10

8

8

4

Нет алкомаркетов

32

16

15

17

25

36

55

Затрудняюсь ответить

4

5

3

5

7

5

4

А в целом как Вы относитесь к наличию алкомаркетов в жилых многоквартирных домах?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

 

Скажите, пожалуйста, в шаговой доступности от Вашего дома есть или нет алкомаркеты? Если есть, то сколько?

 

Все опрошенные

Один алкомаркет

Два-три алкомаркета

Четыре-пять алкомаркетов

Шесть и более

Нет алкомаркетов

Скорее положительно

7

9

8

9

9

4

Нейтрально

35

43

42

35

30

27

Скорее отрицательно

54

43

48

54

61

63

Затрудняюсь ответить

4

5

2

2

0

6

Как Вы думаете, наличие алкомаркетов оказывает или нет отрицательное влияние на жизнь района? Если оказывает, то какое именно?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Скажите, пожалуйста, в шаговой доступности от Вашего дома есть или нет алкомаркеты?

Есть алкомаркеты

Нет алкомаркетов

Высокий уровень шума, в том числе в позднее время

27

25

33

Снижение чувства безопасности, агрессивные люди на улице

24

24

25

Грязь, мусор вблизи алкомаркета

21

20

21

Рост преступности

9

8

12

Непривлекательный социальный облик района

9

9

9

Деградация населения (из другого)

4

3

4

Не оказывает

30

36

18

Другое (укажите)

4

3

4

Затрудняюсь ответить

10

6

15

Как Вы считаете, надо или нет запретить открытие алкомаркетов в жилых многоквартирных домах?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Точно надо запретить

35

23

28

30

34

42

39

Скорее надо запретить

26

27

28

31

25

27

24

Скорее не надо запрещать

20

26

26

19

24

16

16

Точно не надо запрещать

10

18

11

10

7

7

9

Затрудняюсь ответить

9

6

7

10

10

8

12

Даниил Ермолаев
Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг

«Антиалкогольная кампания в России, реализующаяся в течение последних 30 лет, по праву считается ВОЗ историей успеха. Многие действия, которые были предприняты (введение акцизов, запрет продажи алкоголя после 23:00, программа «Трезвое село» и др.) показали свою эффективность. В частности, серьезно снизились показатели заболеваемости алкогольными психозами, уменьшилось количество отравлений от некачественного алкоголя, выросла продолжительность жизни. При этом, в строгом смысле слова, пить меньше россияне не стали. Изменились, в первую очередь, качество потребляемого алкоголя и его тип. Если в 90-е наши соотечественники, скорее, предпочитали крепкий алкоголь – водку, виски, джин (северный тип потребления), то сегодня основной выбор падает на вино и пиво (южный тип), при этом последнее безоговорочно лидирует по потребляемым объемам. 

Это важно понимать, когда мы говорим об алкомаркетах - спрос рождает предложение, и простой запрет размещения данного типа магазинов вряд ли будет способствовать снижению потребления алкогольной продукции и при негативных сценариях даже может вновь способствовать увеличению рынка нелегального алкоголя, с которым довольно долго боролись. 

Другое дело, что размещение алкомаркетов по соседству с детскими садами, школами, вузами, больницами и спортивными объектами явно не способствует пропаганде здорового образа жизни. И в этом плане инициатива обеспечить расстояние минимум 100 метров кажется разумной. И россияне, как мы видим, ее поддерживают».  

Перейти к странице эксперта


16 июля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07