МОСКВА, 16 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования об отношении россиян к алкомаркетам.
Доступность алкомаркетов |
На протяжении многих лет в России реализуется комплекс мероприятий, направленных на последовательное снижение потребления алкоголя и формирование культуры здорового образа жизни. Одной из важных составляющих этой работы является контроль над точками реализации алкогольной продукции — так называемых алкомаркетов — магазинов, в которых более 50% квартальной выручки приходится на алкоголь. Согласно результатам исследования, алкогольных магазинов в России более чем достаточно, что явно диссонирует с давно наметившимся трендом на трезвость. Большая часть россиян отмечают, что вблизи их дома есть так называемые алкомаркеты, и часто даже не один. При этом чем больше населенный пункт, тем, по-видимому, реже местные жители задаются вопросом, где приобрести горячительные напитки. В частности, почти каждый второй москвич и петербуржец насчитал возле своего дома 1-3 алкомаркета, трое из десяти опрошенных — более трех. Диаметрально противоположная ситуация наблюдается в селах, жители которых испытывают явный дефицит легальных точек продажи спиртного.
Алкомаркеты — зло? |
В целом практика размещения алкомаркетов в жилых многоквартирных домах вызывает у россиян скорее недовольство. Большая часть опрошенных отмечают негативные последствия соседства с точками продажи спиртного. В число ключевых побочных эффектов от «алкососедства» вошли: высокий уровень шума, снижение чувства безопасности и грязь, мусор возле магазинов. Примечательно, что личный опыт соседства с точками продажи спиртного формирует более лояльное отношение к ним, что в том числе можно объяснить следующими причинами:
— Опривычивание. Негативные впечатления от соседства с алкомаркетами со временем притупляются, а перечисленные проблемы (шум, грязь и пр.) начинают восприниматься как нечто само собой разумеющееся, что снижает их значимость в оценке общего качества жизни в районе.
— Рационализация, или смещение фокуса на преимущества размещения таких торговых точек в жилых домах (доступность товаров первой необходимости, экономия времени), которые в некотором смысле могут частично компенсировать вред от такого соседства. Впрочем, рано или поздно наступает «точка невозврата»: чем больше таких магазинов поблизости, тем выше уровень общественного недовольства.
— Стереотипы. Дефицит личного опыта соседства с алкомаркетами порождает благоприятную почву для распространения и укрепления негативных стереотипов, которые, как правило, имеют мало общего с реальным положением дел.
Разрешить нельзя запретить |
Ранее в Госдуме предложили запретить размещение алкомаркетов в жилых домах и на расстоянии менее 100 метров от детских садов, школ, вузов, больниц и спортивных объектов. Данная инициатива скорее находит общественную поддержку: доля ее сторонников вдвое превышает долю противников. При этом москвичи и петербуржцы не столь категоричны в ответах: мнения жителей обеих столиц разделились почти поровну.
Автор: Людмила Богомазова
«Антиалкогольная кампания в России, реализующаяся в течение последних 30 лет, по праву считается ВОЗ историей успеха. Многие действия, которые были предприняты (введение акцизов, запрет продажи алкоголя после 23:00, программа «Трезвое село» и др.) показали свою эффективность. В частности, серьезно снизились показатели заболеваемости алкогольными психозами, уменьшилось количество отравлений от некачественного алкоголя, выросла продолжительность жизни. При этом, в строгом смысле слова, пить меньше россияне не стали. Изменились, в первую очередь, качество потребляемого алкоголя и его тип. Если в 90-е наши соотечественники, скорее, предпочитали крепкий алкоголь – водку, виски, джин (северный тип потребления), то сегодня основной выбор падает на вино и пиво (южный тип), при этом последнее безоговорочно лидирует по потребляемым объемам.
Это важно понимать, когда мы говорим об алкомаркетах - спрос рождает предложение, и простой запрет размещения данного типа магазинов вряд ли будет способствовать снижению потребления алкогольной продукции и при негативных сценариях даже может вновь способствовать увеличению рынка нелегального алкоголя, с которым довольно долго боролись.
Другое дело, что размещение алкомаркетов по соседству с детскими садами, школами, вузами, больницами и спортивными объектами явно не способствует пропаганде здорового образа жизни. И в этом плане инициатива обеспечить расстояние минимум 100 метров кажется разумной. И россияне, как мы видим, ее поддерживают».
Перейти к странице эксперта