О прикладном характере соцопросов |
За последние 15 лет убежденность россиян в том, что результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности, заметно укрепилась: доля согласных с этим суждением выросла за рассматриваемый период с 56% до 66%. Чаще эту точку зрения разделяют работники бюджетных учреждений (76% vs. 68% среди работников коммерческих организаций) и жители одной из столиц (73% vs. 63% в селах). Не согласны с тем, что результаты опросов используются в целях повышения эффективности политиков и бизнесменов, четверть опрошенных (25%).
При этом в российском обществе по-прежнему распространено мнение, что результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы влиять на людей, склоняя их к определенному поведению (53%, 2021 г. — 59%). Чаще так склонны думать мужчины (59% vs. 48% женщин), работники коммерческих организаций (59%) и активные пользователи интернета (58%). Не согласны с тем, что массовые опросы публикуются ради манипуляций, 38% опрошенных, тогда как мнения молодежи 18-24 лет в этом вопросе разделись поровну: 47% выразили согласие с утверждением, столько же — несогласие (47%).
Есть такая профессия — общество изучать |
Доверие результатам опросов общественного мнения идет рука об руку с доверием социологам; главным виновникам сегодняшнего торжества россияне в среднем доверяют на «тройку с плюсом» — 3,6 балла из 5, за последние шесть лет прирост показателя составил 0,3 балла (2017 г. — 3,3 балла). Для поддержания такого тренда необходимы основательная работа с публичным имиджем профессии социолога, повышение прозрачности и открытости деятельности и, конечно, соблюдение этических стандартов при проведении исследований.
Сегодня социологам одинаково доверяют мужчины и женщины (3,5 и 3,7 балла соответственно), молодые люди 18-24 лет и старшее поколение (3,5 и 3,6 балла), «богатые» и «бедные» (3,8 и 3,3 балла), жители обеих столиц и сельской местности (3,5 и 3,7 балла).
[1] Гэллап Дж., Рэй С.Ф. Пульс демократии. Как работают опросы общественного мнения / под ред. Н.П. Попова, А.В. Кулешовой: пер. с англ. В.Л. Силаевой. М.: ВЦИОМ, 2017. С. 40.
* Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не нужны» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
** Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не отражают» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
*** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
«Социология в России ассоциируется прежде всего с опросами населения. Сами же опросы уже давно воспринимаются как один из важных институтов, обеспечивающих обратную связь от общества к государству. Отношение к опросам, таким образом, мало зависит от них самих! Оно зависит прежде всего от того, насколько позитивно люди воспринимают актуальную политику властей. Если это восприятие преимущественно критично (так было, например, в период болезненной пенсионной реформы в 2018-2019 гг.), больше негатива получают не только президент и правительство, но и опросы. Мотивация понятна: “Мы же вам говорим, что у нас болит, а государство ничего не делает, чтобы нам помочь!”. И, напротив, в моменты общественной консолидации вокруг властей отношение к опросам улучшается. Так было в 2014 г., на этапе складывания “крымского консенсуса”. Так происходит и в последние два года, на фоне доминирующего “донбасского консенсуса”. Востребованность опросов сегодня — на историческом максимуме. Доверие к ним растет второй год подряд. Нас это не может не радовать, но следует понимать: это не столько наша заслуга, сколько показатель улучшившегося социального самочувствия и качества общественно-государственных взаимоотношений. Таким вот образом массовые опросы (которые во всем мире не принято называть социологическими) дают понять, насколько уникальна и самобытна наша страна — и насколько необходимо продолжать ее изучать. В том числе и социологическими методами».