Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Depositphotos
Культура

А не пойти ли нам в гости?

За 30 лет гостеприимных россиян стало в два раза больше. Основные темы для разговоров — дети, политика и работа.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый четвертый россиянин еженедельно ходит в гости (25%).
  • 45% россиян предпочитают принимать гостей, а 34% — ходить в гости.
  • Женщины в 2 раза чаще, чем мужчины, обсуждают со знакомыми детей (68%) и болезни (33%); а мужчины — автомобили и технику (35%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Каждый четвертый россиянин еженедельно ходит в гости (25%).
  • 45% россиян предпочитают принимать гостей, а 34% — ходить в гости.
  • Женщины в 2 раза чаще, чем мужчины, обсуждают со знакомыми детей (68%) и болезни (33%); а мужчины — автомобили и технику (35%).

МОСКВА, 4 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, ходят ли россияне в гости и о чем обычно разговаривают с друзьями и знакомыми.

Вопреки распространенному мнению, что технологии и цифровизация сокращают живое общение, за три десятилетия россияне не стали реже встречаться с друзьями и близкими, принимая их в гостях или нанося ответные визиты. В 2022 г. 62% наших сограждан ежемесячно бывают в гостях, аналогичный показатель в 1992 г. составил 61%. Подобные досуговые практики в большей степени распространены среди молодежи 18-34 лет (80-79% ежемесячно ходят в гости), тогда как в группе россиян 60+ каждый второй ходит в гости несколько раз в год и реже (55%).

Каждый второй россиянин любит принимать гостей (45%), и за 30 лет этот показатель вырос вдвое (1992 г. — 23%). Если молодежь в равной степени любит и ходить в гости (45%), и встречать гостей (44%), то с возрастом желание ходить в гости сокращается (20% в группе 60+). Только каждого десятого россиянина можно назвать домоседом (11% не любят ни ходить, ни принимать гостей), среди представителей старшего возраста — 16%. Чаще других принимать у себя гостей предпочитают сельские жители (56%). Жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников отмечали этот вариант реже на 10 п.п.

Южное гостеприимство не выдумка: жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов чаще других ходят в гости — 68-71% раз в месяц и чаще. А в Северо-Кавказском округе отмечена максимальная доля любителей встречать гостей у себя дома — 69%.

 

Темы для разговоров

Наиболее популярные темы для разговоров с друзьями и близкими — это дети (54%); политика (40%); работа (37%); книги, кино, культурная жизнь (33%); домохозяйство, цены (по 32%). Среди вариантов ответа «другое» называли такие темы, как: путешествия; будущее страны; хобби и увлечения; образование, обучение; урожай и огород; религия; семья; погода; взаимоотношения и др. По сравнению с 1992 г. в разговорной повестке сократилось присутствие только одной темы — рост цен, очереди, товары (−11 п.п.). Заметно чаще наши сограждане стали говорить о детях (+23 п.п.); о книгах, фильмах, культурных событиях (+19 п.п.); о работе (+17 п.п.); о политике и болезнях (+14 п.п.); о прошедших годах (+11 п.п.). 30 лет назад ключевое место в беседах кроме детей занимали цены и политика, что соответствовало социально-экономической ситуации, в наши дни фокус сместился на другие темы.

Разговорная тематика зависит от возраста и пола, которые определяют круг интересов:

  • Мужчины предпочитают говорить о политике (44%); работе (39%); автомобилях и технике (35%); спорте (25%).
  • Женщины в 2 раза чаще, чем мужчины, говорят о детях (68%) и болезнях (33%). В их темы чаще попадают вопросы домашнего хозяйства (37%); цен и товаров (37%).
  • 18-24 летние в основном ведут разговоры о книгах, фильмах, культурной жизни (54%); о последних событиях в городе, районе (36%); о противоположном поле (34%).
  • 25-34 летняя молодежь смещает фокус разговоров на темы работы (58%) и детей (51%).
  • В группе 35-44 лет кроме детей и работы актуализируются темы политики (39%); домашнего хозяйства (38%; цен и товаров (37%). Эти тренды сохраняются и в группе 45-59 летних.
  • В старшем возрасте 60+ тема работы уходит из центральных, но заметно чаще в разговорах звучат воспоминания о прошедших годах (33%) и обсуждения болезней (33%).

24 июня 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 24 июня 2022 г.: 1600 опрошенных, коэффициент кооперации (COOP1) = 0,8134; минимальный коэффициент ответов (RR1) = 0,0236; коэффициент достижимости (RR3) = 0,1969.

* Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют абоненты выборочным критериям или нет.

*** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, с учетом оценки доли случаев (e), соответствующих критериям отбора в общем количестве случаев, по которым отсутствует информация об их соответствии.

Сменим тему. Как часто Вы бываете в гостях?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992 г.

2022 г.

Каждую неделю

19

25

1-2 раза в месяц

42

37

Один или несколько раз в год

30

24

Реже, чем раз в год, никогда

9

14

Сменим тему. Как часто Вы бываете в гостях?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Каждую неделю

25

40

36

27

20

16

1-2 раза в месяц

37

40

43

40

38

29

Один или несколько раз в год

24

15

15

20

29

30

Реже, чем раз в год, никогда

14

5

5

13

13

25

Что Вы больше любите: ходить в гости или принимать гостей

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992 г.

2022 г.

Ходить в гости

46

34

Принимать гостей

23

45

Не люблю ни того, ни другого

14

11

Затрудняюсь ответить

17

10

Что Вы больше любите: ходить в гости или принимать гостей

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Ходить в гости

34

45

43

43

34

20

Принимать гостей

45

44

44

41

41

52

Не люблю ни того, ни другого

11

5

7

8

12

16

Затрудняюсь ответить

10

5

6

8

13

12

О чем Вы чаще всего говорите, когда встречаетесь с друзьями, со знакомыми?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

1992 г

2022 г

О детях

31

54

О политике

26

40

О своей работе

20

37

О книгах, кино, музыке, новостях культурной жизни

14

33

О домашнем хозяйстве

22

32

О ценах, товарах, очередях

43

32

О последних событиях в Вашем городе, районе

21

28

О прошедших годах

16

27

О болезнях

12

26

О мужчинах (о женщинах)

14

23

Об автомобилях, мотоциклах, радио— и другой технике

15

23

О спорте

9

19

Об одежде, моде, косметике

14

13

О снах, предчувствиях, приметах

8

10

О другом

2

31

Затрудняюсь ответить

10

1

О чем Вы чаще всего говорите, когда встречаетесь с друзьями, со знакомыми?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

О детях

54

36

68

28

51

61

54

58

О политике

40

44

37

30

34

39

45

44

О своей работе

37

39

36

50

58

47

33

18

О книгах, кино, музыке, новостях культурной жизни

33

30

36

54

37

33

30

28

О домашнем хозяйстве

32

26

37

33

23

38

33

33

О ценах, товарах, очередях

32

26

37

34

36

37

30

27

О последних событиях в Вашем городе, районе

28

26

29

36

30

31

25

24

О прошедших годах

27

26

28

33

20

26

25

33

О болезнях

26

17

33

26

19

23

24

33

О мужчинах (о женщинах)

23

26

21

34

24

31

25

12

Об автомобилях, мотоциклах, радио— и другой технике

23

35

12

33

30

30

20

12

О спорте

19

25

15

31

19

24

16

15

Об одежде, моде, косметике

13

7

18

27

13

18

10

8

О снах, предчувствиях, приметах

10

8

12

19

9

13

10

7

О другом

31

34

30

30

32

25

32

35

Затрудняюсь ответить

1

2

1

2

0

1

2

1

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Повтор опроса о гостях и гостеприимстве, проведенного спустя 30 лет, показывает результат ожидаемый, но все равно удивительный. Наше общество не растеряло свои лучшие качества, которые оно проявляло во все времена, даже самые трудные – широту души, расположение к близким и общительность. Но за это время оно стало более открытым и уверенным в себе. Так что же повлияло на такую трансформацию?

На первый взгляд,  она связана с ростом материального благополучия. В период глубочайшего кризиса 1992 года многие стеснялись принимать гостей – даже организовать их угощение могло стать неразрешимой проблемой, а темы для разговоров чаще всего были далеко не воодушевляющими. Сегодняшним же россиянам принимать гостей гораздо приятнее: есть что показать дома, для демонстрации кулинарных талантов хозяев достаточно лишь их желания, а выбор напитков весьма разнообразен. В общем – есть чем удивить и порадовать гостей.

Другая причина трансформации – в информационной революции. Мы стали гораздо осведомлённее – смотрели больше фильмов, слушали больше музыки, путешествовали и постоянно что-то читаем. Дефицита информации точно не испытываем, а значит – не дадим гостям заскучать!»


21 ноября 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07