МОСКВА, 4 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, ходят ли россияне в гости и о чем обычно разговаривают с друзьями и знакомыми.
Вопреки распространенному мнению, что технологии и цифровизация сокращают живое общение, за три десятилетия россияне не стали реже встречаться с друзьями и близкими, принимая их в гостях или нанося ответные визиты. В 2022 г. 62% наших сограждан ежемесячно бывают в гостях, аналогичный показатель в 1992 г. составил 61%. Подобные досуговые практики в большей степени распространены среди молодежи 18-34 лет (80-79% ежемесячно ходят в гости), тогда как в группе россиян 60+ каждый второй ходит в гости несколько раз в год и реже (55%).
Каждый второй россиянин любит принимать гостей (45%), и за 30 лет этот показатель вырос вдвое (1992 г. — 23%). Если молодежь в равной степени любит и ходить в гости (45%), и встречать гостей (44%), то с возрастом желание ходить в гости сокращается (20% в группе 60+). Только каждого десятого россиянина можно назвать домоседом (11% не любят ни ходить, ни принимать гостей), среди представителей старшего возраста — 16%. Чаще других принимать у себя гостей предпочитают сельские жители (56%). Жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников отмечали этот вариант реже на 10 п.п.
Южное гостеприимство не выдумка: жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов чаще других ходят в гости — 68-71% раз в месяц и чаще. А в Северо-Кавказском округе отмечена максимальная доля любителей встречать гостей у себя дома — 69%. |
Темы для разговоров |
Наиболее популярные темы для разговоров с друзьями и близкими — это дети (54%); политика (40%); работа (37%); книги, кино, культурная жизнь (33%); домохозяйство, цены (по 32%). Среди вариантов ответа «другое» называли такие темы, как: путешествия; будущее страны; хобби и увлечения; образование, обучение; урожай и огород; религия; семья; погода; взаимоотношения и др. По сравнению с 1992 г. в разговорной повестке сократилось присутствие только одной темы — рост цен, очереди, товары (−11 п.п.). Заметно чаще наши сограждане стали говорить о детях (+23 п.п.); о книгах, фильмах, культурных событиях (+19 п.п.); о работе (+17 п.п.); о политике и болезнях (+14 п.п.); о прошедших годах (+11 п.п.). 30 лет назад ключевое место в беседах кроме детей занимали цены и политика, что соответствовало социально-экономической ситуации, в наши дни фокус сместился на другие темы.
Разговорная тематика зависит от возраста и пола, которые определяют круг интересов:
|
«Повтор опроса о гостях и гостеприимстве, проведенного спустя 30 лет, показывает результат ожидаемый, но все равно удивительный. Наше общество не растеряло свои лучшие качества, которые оно проявляло во все времена, даже самые трудные – широту души, расположение к близким и общительность. Но за это время оно стало более открытым и уверенным в себе. Так что же повлияло на такую трансформацию?
На первый взгляд, она связана с ростом материального благополучия. В период глубочайшего кризиса 1992 года многие стеснялись принимать гостей – даже организовать их угощение могло стать неразрешимой проблемой, а темы для разговоров чаще всего были далеко не воодушевляющими. Сегодняшним же россиянам принимать гостей гораздо приятнее: есть что показать дома, для демонстрации кулинарных талантов хозяев достаточно лишь их желания, а выбор напитков весьма разнообразен. В общем – есть чем удивить и порадовать гостей.
Другая причина трансформации – в информационной революции. Мы стали гораздо осведомлённее – смотрели больше фильмов, слушали больше музыки, путешествовали и постоянно что-то читаем. Дефицита информации точно не испытываем, а значит – не дадим гостям заскучать!»