МОСКВА, 22 июня 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, приуроченного ко Дню памяти и скорби.
Три четверти россиян точно знают дату начала Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года (73%). Чаще — представители старшего поколения (88%). Молодежь 18-34 лет правильно называет дату в 48% случаев, то есть практически в два раза реже, чем граждане 60 лет и старше. Но в целом за 15 лет доля называющих точную дату начала Великой Отечественной войны выросла (+8 п.п. к 2007 году).
Почти 60% опрошенных тем или иным способом почитают память жертв Великой Отечественной войны в этот день (58%), среди старшего поколения — 74%. Чаще всего наши соотечественники чтут память воевавших родных и близких (11%), вспоминают своих родственников, участвовавших в войне (9%), возлагают цветы к вечному огню и памятникам, посещают могилы родственников (7%). По 4% смотрят военные фильмы, обсуждают с детьми и внуками события тех страшных лет и ходят к мемориалам. Ответили, что не делают ничего особенного в этот день, 18%. Представители старшего поколения, для которых события тех лет более близки и в исторической, и в эмоциональной плоскости, чаще совершают традиционные поминальные действия: каждый десятый гражданин старше 60 лет в этот день ходит на кладбище (11%), 33% — вспоминают родственников, чтут память погибших (среди 18-24 летних — 4%).
Знают подробности участия своих родственников в Великой Отечественной войне 40% россиян — из семейных архивов, рассказов близких. Показатель достаточно высокий и у молодежи 18-24 лет — 31% (среди россиян 60+ — 48%), то есть преемственность памяти о войне внутри семьи сохраняется. Половина россиян знает, что родственники воевали, но не знает подробностей или знает только, что те пропали без вести или погибли на войне (49%). Постепенно доля тех, кто хорошо осведомлен об участии родных в Великой Отечественной войне, снижается. В сравнении с 2004 годом показатель сократился на 10 п.п.
За последний год 88% россиян смотрели фильмы о Великой Отечественной войне. Чаще такие фильмы притягивают внимание респондентов старшего возраста (94%), но и среди молодежи 18-24 лет их просматривали больше половины (64%). Каждый второй россиянин посещал места боевой славы, музеи, мемориалы (51%); 44% посещали захоронения погибших воинов; 41% читали книги о Великой Отечественной войне. В меньшей степени нашим согражданам удавалось присутствовать на встречах с ветеранами — 21%.
Посещение мест боевой славы и музеев, встречи с ветеранами одинаково востребованы во всех возрастных группах. А визиты на места захоронений, просмотр фильмов и чтение книг о войне — практики, более распространенные среди старшего поколения. За последний год популярность перечисленных форм сохранения памяти о Великой Отечественной войне не изменилась.
«Формирование исторической памяти россиян о Великой Отечественной войне базируется на двух взаимодополняющих контекстах. Первый – социально-культурный, который определяет то значение для страны и человечества, которое мы придаем этому событию. В нем есть место переживанию как социальной драмы, так и коллективного триумфа. Потребность в таких переживаниях в нашем обществе с годами не снижается.
Второй контекст – персональный, связанный с семейными историями и личным опытом реконструкции прошлого – через книги, фильмы, встречи с ветеранами и посещение памятных мест. Такое поведение является важным элементом гражданской идентичности в России.
Устойчивость исторической памяти о войне обеспечивается тем, что два его фокуса работают одновременно и усиливают друг друга».