24.03.2016
Пресс-выпуск № 3067

Сетевые супермаркеты: между социальным запросом и бизнесом 

В условиях кризиса растет запрос на развитие инструментов экономии и целевые социальные программы.

МОСКВА, 24 марта 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса об инструментах экономии и социальной защиты граждан в продовольственной сфере. 

В условиях кризиса продолжает расти доля тех, кто экономит на продуктах. Так, исследование по Москве показало, что за последний год в режиме экономии стал жить 71% жителей столицы, при этом 26% экономят существенно.

Относительно мер, которые необходимо предпринять, чтобы поддержать покупательную способность малоимущих граждан, россияне скорее выступают за комбинацию методов адресной поддержки и саморегулирования.

До 40% опрошенных по стране выступают за субсидирование малообеспеченных групп, причем, в регионах, где практика субсидирования более развита, доля таких респондентов возрастает (44% по Москве).  Еще 23% граждан - за более активную позицию торговли и производителей в разработке широкой системы скидок, проведении акций по снижению цен на продукты первой необходимости.

Запрос на субсидирование находит свое отражение в том, что значимое большинство (77% по стране и 90% в Москве, где существует развитая практика применения социальной карты москвича) поддерживает расширение практики социальных карт для малообеспеченных групп населения в большем количестве регионов.

Рассуждая о возможностях установления государством цен на продукты первой необходимости, к единому мнению граждане не пришли. Каждый четвертый респондент (24% по стране, 23% – в Москве) затруднился с ответом на этот вопрос, значительная часть (34% по стране, 43% - в Москве чаще всего соглашаются с тем, что основными последствиями будет дефицит. Еще 30% опрошенных по стране (28% - в Москве) полагают, что это приведет к росту собственного благосостояния респондента.  О росте благосостояния чаще говорят респонденты в возрасте 60 лет и старше, и они же в меньшей степени склонны думать о дефиците продуктов, как последствии государственного регулирования цен. 

За регулирование государством цен на продукты первой необходимости, даже в случае их возможного дефицита, выступает 16% опрошенных по стране и 13% в Москве. Именно эту долю граждан можно назвать твердыми сторонниками госрегулирования, готовыми поддержать эту идею даже при осознании ее отрицательных последствий. 

В условиях кризиса для большинства россиян торговые сети – наиболее приемлемый способ обеспечить семью продуктами: две трети участников всероссийского опроса (65%) и 88% респондентов в Москве сообщили, что закупают основную часть продуктов именно в сетевых магазинах. 71% по стране и 77% москвичей делают это в целях экономии.  Только 20% респондентов по стране и 10% москвичей в целях экономии покупают продукты первой необходимости на постоянно действующих рынках и рынках выходного дня.

В сетевых супермаркетах респонденты ценят широкий выбор продукции (так считают 85% опрошенных в ходе всероссийского опроса и 83% респондентов-москвичей), более низкие цены, в сравнении с несетевыми магазинами (58% и 60%), наличие акций и скидок (66% и 73%), высокое качество (40%). 

Алексей Фирсов, директор Центра социального проектирования «Платформа»: «В целом сетевой ритейл оценивается сдерживающий фактор для неконтролируемого роста цен – за счет конкуренции торговых сетей друг с другом и за счет своей диверсифицированной структуры. Однако при этом со стороны населения есть явный запрос на развитие социального партнерства, прежде всего, за счет современных программ адресной продовольственной помощи.

Общим для всех групп является ожидание предсказуемости цен на продукты, сохранения качества привычного ассортимента (при всех сложностях импортозамещения), адресная социальная поддержка. Установление государственного регулирования цен не находит поддержки большинства, а с последствиями такого ужесточения – возможным дефицитом товаров – готово мириться крайне незначительное количество опрошенных». 

Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Центра социального проектирования «Платформа» в 2 этапа: 1) всероссийский опрос 13-14 февраля 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%; 2) опрос в Москве 27 февраля-2 марта 2016 г. Опрошено 500 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. 

Где Ваша семья покупает большую часть продуктов? (всероссийский опрос, закрытый вопрос, не более 2-х ответов, %)

 

Все опрошенные

В магазине, который принадлежит сети супермаркетов

65

Магазин «у дома», не относящийся ни к какой торговой сети

36

Постоянно действующий рынок

12

Ярмарка выходного дня /рынок, работающий по выходным дням

7

У фермеров, в магазинах, торгующих фермерской продукцией

6

В киосках ларьках, автолавках

1

Другое

2

Затрудняюсь ответить

2

Как Вы относитесь к тому, что в нашей стране продукты все чаще продаются не через отдельные магазины, а в сетевых магазинах и в сетях супермаркетов? (всероссийский опрос, закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Положительно

39

51

45

38

38

32

Скорее положительно

19

16

19

21

19

20

Скорее отрицательно

5

1

2

6

5

8

Отрицательно

9

5

7

11

9

10

Мне все равно

22

23

24

22

22

20

Не могу сказать, в нашем городе/селе нет сетевых магазинов

3

1

1

2

3

6

Затрудняюсь ответить

3

3

2

0

4

4

Стали ли Вы/Ваша семья за последний год больше экономить на продуктах? (опрос в Москве, закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотя бы раз бывал в сетевом магазине)

 

Все опрошенные

Существенно экономим на продуктах

26

Экономим на продуктах, но незначительно

45

Не экономим на продуктах

28

Затрудняюсь ответить

1

Где Ваша семья покупает большую часть продуктов первой необходимости, чтобы сэкономить? (опрос в Москве, закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотя бы раз бывал в сетевом магазине)

 

Все опрошенные

В сетевых магазинах

77

На постоянно действующих рынках

7

В магазинах у дома, которые не относятся к сетевым магазинам

6

На рынках выходного дня

3

Фермерские рынки

1

Интернет-магазин

0

Не экономлю

1

Другое

1

Затрудняюсь ответить

4

Какая точка зрения Вам ближе? В сетевых супермаркетах, сетевых магазинах… (всероссийский опрос, закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотя бы раз бывал в сетевом магазине)

 

Все опрошенные

Широкий выбор продуктов

85

Недостаточный выбор продуктов

11

Затрудняюсь ответить

4

Какая точка зрения Вам ближе? В сетевых супермаркетах, сетевых магазинах… (всероссийский опрос, закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотя бы раз бывал в сетевом магазине)

 

Все опрошенные

Разнообразные скидки, акции со снижением цен на ряд продуктов, начисление бонусов

66

Редко делают скидки, мало акций со снижением цен на продукты

24

Затрудняюсь ответить

10

Какая точка зрения Вам ближе? В сетевых супермаркетах, сетевых магазинах… (всероссийский опрос, закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотя бы раз бывал в сетевом магазине)

 

Все опрошенные

Цены ниже, чем в других несетевых магазинах

58

Цены выше, чем в других несетевых магазинах

20

Затрудняюсь ответить

22

Какая точка зрения Вам ближе? В сетевых супермаркетах, сетевых магазинах… (всероссийский опрос, закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотя бы раз бывал в сетевом магазине)

 

Все опрошенные

Высокое качество большинства продуктов

40

Невысокое качество большинства продуктов

47

Затрудняюсь ответить

13

Сейчас обсуждаются несколько различных предложений, как помочь малоимущим россиянам. Как Вы считаете, какие меры сейчас необходимо предпринять, чтобы малоимущие россияне могли покупать продукты первой необходимости? ( опрос в Москве, закрытый вопрос, не более 2-х ответов, %)

 

Все опрошенные

Государство должно выделять субсидии, делать доплаты на питание малообеспеченным группам населения.

44

Государство должно устанавливать цены на продукты первой необходимости.

38

Магазины должны разработать более широкую систему скидок, устраивать акции по снижению цен на продукты первой необходимости

33

Затрудняюсь ответить

7

Сейчас обсуждается идея дать органам власти право ежемесячно устанавливать предельные цены на продукты питания первой необходимости. Если эта идея будет принята, к каким последствиям это приведет в первую очередь? (всероссийский опрос, закрытый вопрос, один ответ, не более 3-х ответов, %)

 

Все опрошенные

К повышению доходов производителей продовольствия

16

К росту благосостояния таких людей как я

30

К сужению выбора продуктов, их дефициту и спекуляции, перебоям с поставками

34

Затрудняюсь ответить

24

Сейчас обсуждается идея дать органам власти право ежемесячно устанавливать предельные цены на продукты питания первой необходимости. Если эта идея будет принята, к каким последствиям это приведет в первую очередь? (опрос в Москве, закрытый вопрос, один ответ, не более 3-х ответов, %)

 

Все опрошенные

К повышению доходов производителей продовольствия

12

К росту благосостояния таких людей как я

28

К сужению выбора продуктов, их дефициту и спекуляции, перебоям с поставками

43

Затрудняюсь ответить

23

Сейчас рассматривается предложение ввести социальные карты в большем количестве регионов. Как вы относитесь к этому предложению? (всероссийский опрос , закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее поддерживаю

77

85

85

80

73

70

Скорее не поддерживаю

14

11

8

13

18

18

Затрудняюсь ответить

9

4

7

7

9

12

Сейчас рассматривается предложение ввести социальные карты в большем количестве регионов. Как вы относитесь к этому предложению? (опрос в Москве, закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

Скорее поддерживаю

90

Скорее не поддерживаю

6

Затрудняюсь ответить

4

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.
Тематические разделы: Потребительское поведение