26.01.2016
Пресс-выпуск № 3024

Потребительские планы-2016

С углублением кризиса меньшая доля россиян стала планировать расходы на ремонт в квартире, турпутевки и обучение.

МОСКВА, 26 января 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие товары и услуги россияне приобрели в 2015 году, и каковы их потребительские планы на 2016 год.

Сравнивая потребительские планы россиян до начала экономического кризиса 2014 г. и сейчас, можно отметить снижение прогнозируемых расходов на ряд товаров и услуг. Так, если в 2013 г. ремонт в квартире планировали 20%, то в 2014 г. – 16%, а в 2015 г. – 14% опрошенных. Аналогичная тенденция наблюдается в отношении планируемых трат на турпутевки (снижение, соответственно, с 16% до 10%) и обучение (с 9% до 3%).

Относительно фактических расходов значимых различий не фиксируется. Исключение – устойчиво растущая доля покупателей мобильных телефонов: с 8% в 2012 г. до 17% в 2015 г.

По ряду товаров также наблюдаются интересные закономерности: прогнозируемые траты на них существенно выше реальных (например, ремонт жилья, турпоездка), обратная зависимость фиксируется, в частности, в отношении мобильного телефона и компьютера.

Самой популярной покупкой 2015 г. в России, согласно данным опроса, стал мобильный телефон/смартфон: о том, что приобрели данный гаджет сообщили 17% опрошенных. Каждый десятый обзавелся телевизором и компьютером/ноутбуком/планшетом (по 9%), причем заметно чаще они приобретались молодежью, чем представителями старших возрастных групп.

Еще 9% опрошенных сообщили, что сделали ремонт в квартире или приобрели сантехнику (среди жителей крупных городов – 16%). Часть респондентов потратила деньги на автомобиль/мотоцикл (6%), мебельный гарнитур (6%), холодильник (6%), стиральную машину (5%) и др.

В 2016 году россияне в первую очередь прогнозируют траты на ремонт – 14%, машину (10%) и турпоездку (10%). Несколько реже говорят о планах на покупку мебели (7%), телевизор (5%), стиральную машину (4%) и др. Приобрести недвижимость в многоквартирном доме в наступившем году  планируют 7%.

Желания и потребности молодых людей заметно превышают нужды пожилых. Так, для молодежи 18-24-лет, в сравнении с людьми пенсионного возраста, наиболее приоритетным является приобретение авто (20% против 1%), турпутевки (12% против 5%), квартиры/дома (15% против 2%), компьютера/ноутбука (11% против 1%), «мобильника» (9% против 1%) и т.д. В то время как главной заботой пожилых является ремонт в квартире: соответствующие расходы планируют 17% среди людей 60 лет и старше против 11% 18-24-летних.

Традиционно наименее востребованными, как в планах, так и на практике, остаются такие категории товаров, как музыкальные центры и DVD-проигрыватели, видеокамера/фотоаппарат, спортивные тренажеры, полисы ДМС, акции и облигации, а также такие серьезные приобретения, как земельный участки, гараж или парковочное место: доли ответов по данным наименованиям в последние два года находятся на уровне 1-2%.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. 

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы приобрели для себя, своей семьи в 2015 году и что планируете приобрести в 2016-м? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планировавших и приобретших что-либо из приведенного списка, %)

 

 

Планиро-
вали при-
обрести в 2012 г.

Приобре-
ли в 2012 г.

Планиро-
вали при-
обрести в 2013 г.

Приобре-
ли в 2013 г.

Планиро-
вали при-
обрести в 2014 г.

При-
обрели в 2015 г.

Планиру-
ют при-
обрести в 2016 г.

Сделал ремонт в квартире, поменял сантехнику

18

12

20

11

16

9

14

Автомобиль, мотоцикл

5

7

9

5

6

6

10

Туристическая путевка

14

7

16

6

12

5

10

Мебельный гарнитур, кухонная мебель

5

5

6

4

4

6

7

Квартира, дом

5

5

8

2

6

3

7

Телевизор, домашний кинотеатр

5

11

8

8

4

9

5

Мобильный телефон, смартфон

4

8

5

14

4

17

4

Стиральная машина

2

5

3

6

2

5

4

Дача, загородный дом

2

2

4

<1

3

1

4

Холодильник

2

3

3

4

3

6

4

Компьютер, ноутбук, электронный планшет

4

7

2

7

2

9

3

Плата за обучение (свое или детей)

6

9

9

4

5

4

3

Абонемент в фитнес-клуб

3

4

4

2

2

2

3

Земельный участок

2

2

5

1

2

1

2

Гараж, парковочное место

3

2

6

1

2

1

2

Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина

2

2

5

3

2

4

2

Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат)

3

6

6

3

2

4

2

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

4

5

4

5

2

1

1

Спортивный тренажер

2

4

5

1

<1

1

1

Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD

2

4

3

2

1

1

1

Полис добровольного медицинского страхования

2

2

2

2

1

2

<1

Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума

1

4

5

1

1

<1

<1

                 

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг
Вы приобрели для себя, своей семьи в 2015 году?
(закрытый вопрос, любое число ответов,
представлены содержательные ответы респондентов,
  приобретших что-либо из приведенного списка, %)

 

Все опро-
шен-
ные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и стар-
ше

Низ-
кий доход

До-
ход ниже сред-
него

Сред-
ний до-
ход

До-
ход выше сред-
него

Высо-
кий до-
ход

Мобильный телефон, смартфон

17

26

28

22

11

6

13

19

16

16

21

Телевизор, домашний кинотеатр

9

12

9

11

8

7

5

9

10

11

12

Компьютер, ноутбук, электронный планшет

9

14

17

10

5

4

10

8

8

9

13

Сделал ремонт в квартире, поменял сантехнику

9

9

12

7

9

8

8

12

8

8

11

Автомобиль, мотоцикл

6

8

8

6

5

2

6

5

5

5

7

Холодильник

6

7

7

8

4

5

7

5

6

8

6

Мебельный гарнитур,
кухонная мебель

6

10

6

4

6

5

7

5

5

7

6

Стиральная
машина

5

5

6

9

4

4

5

6

3

5

8

Путевку в турпоездку

5

1

8

4

5

3

3

3

2

4

11

Предметы
роскоши
(ювелирные
изделия, антиквариат)

4

9

7

4

2

1

2

3

4

5

7

Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина

4

5

4

3

4

5

5

3

5

4

4

Плата за
обучение
(свое или детей)

4

8

5

6

2

<1

4

4

2

4

6

Квартира, дом

3

3

5

5

2

2

3

4

3

3

4

Абонемент в фитнес-клуб

2

6

5

2

1

<1

1

3

1

2

3

Полис добровольного медицинского страхования

2

3

2

4

1

1

2

1

3

1

1

Дача,
загородный дом

1

1

<1

1

1

1

1

<1

1

2

1

Земельный
участок

1

2

3

2

1

<1

2

2

1

1

3

Гараж,
парковочное
место

1

<1

1

1

1

<1

1

1

<1

<1

1

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

1

2

2

1

2

<1

1

<1

2

2

3

Музыкальный
центр, аудио-видеомагни-
тофон, DVD-проигры-
ватель

1

4

1

1

<1

<1

1

<1

2

1

1

Спортивный тренажер

1

3

1

<1

1

<1

1

1

<1

<1

1

Акции, облигации, пай в инвести-
ционном фонде и другие ценные бума

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

 

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы планируете приобрести для себя, своей семьи в 2016-м? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планирующих приобрести что-либо из приведенного списка, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Сделаю ремонт в квартире, поменяю сантехнику

14

11

10

18

14

17

Автомобиль, мотоцикл

10

20

18

10

7

1

Путевку в турпоездку

10

12

14

13

8

5

Квартира, дом

7

15

10

9

4

2

Мебельный гарнитур, кухонная мебель

7

5

6

12

7

6

Телевизор, домашний кинотеатр

5

4

6

6

6

3

Дача, загородный дом

4

3

5

6

3

2

Стиральная машина

4

3

3

6

4

3

Холодильник

4

1

3

4

4

6

Мобильный телефон, смартфон

4

9

6

3

3

1

Компьютер, ноутбук, электронный планшет

3

11

4

3

2

1

Абонемент в фитнес-клуб

3

6

5

3

2

<1

Плата за обучение (свое или детей)

3

7

4

4

2

1

Земельный участок

2

3

4

2

2

2

Гараж, парковочное место

2

6

3

3

<1

1

Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат)

2

3

3

1

1

1

Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина

2

1

3

1

2

1

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

1

2

2

2

1

1

Музыкальный центр, аудио-видеомагнитофон, DVD-проигрыватель

1

1

1

<1

<1

<1

Спортивный тренажер

1

3

2

1

1

1

Полис добровольного медицинского страхования

<1

1

<1

1

<1

<1

Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума

<1

<1

<1

1

<1

<1

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.
Тематические разделы: Потребительское поведение