19.01.2016
Пресс-выпуск № 3019

ЕГЭ: объективность и эффективность

Большинство учителей и преподавателей считают, что результаты ЕГЭ соответствуют реальным знаниям учеников.

МОСКВА, 19 января 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как выпускники и их родители, студенты и преподаватели оценивают объективность ЕГЭ, пользу Открытого банка заданий, как относятся к списыванию и наличию дополнительных вступительных испытаний в вузах.

Объективность ЕГЭ не вызывает сомнений у большинства учащихся, их родителей и учителей. Так, 80% учителей 11-х классов считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся. Соответствующими действительности результаты ЕГЭ называет и большинство одиннадцатиклассников (62%), и нынешних первокурсников, заработавших в 2015 году высокие баллы (60%). И только те, кто в прошлом году на выпускных экзаменах получил средние или низкие баллы, скорее считают результаты заниженными (52%), чем соответствующими их реальным знаниям (35%).

При этом 72% преподавателей вузов, исходя из собственного опыта, отмечают, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, как правило, подтверждают свой уровень знаний на вступительном экзамене или конкурсе. Студенты первых курсов 2015-2016 гг. обучения в большинстве своем соглашаются с тем, что школьных знаний было достаточно и для сдачи вступительного экзамена/творческого конкурса (с этим согласны 66% «высокобалльников» и 58% «середняков» ЕГЭ).

В целом, наличие вступительных испытаний опрошенные первокурсники, будущие абитуриенты и их родители не рассматривают как барьер для поступления в желаемый вуз на выбранную специальность.

Среди критериев выбора вуза поступление без дополнительного испытания не было названо в числе основных (к ним отнесли репутацию и престижность вуза, наличие бюджетных мест, конкретной специальности, стоимость обучения). Большинство преподавателей вузов (69%), впрочем, полагают, что именно данный фактор является решающим при выборе места получения высшего образования.

Портал Открытого банка заданий ЕГЭ востребован выпускниками: при подготовке к единому государственному экзамену ресурсом воспользовались более 55% выпускников прошлого года, а среди будущих абитуриентов-2016 тех, кто уже прибегал к его помощи или планирует это сделать, согласно данным опроса, насчитывается более 70%. При этом молодые люди высоко оценивают его пользу при подготовке к сдаче экзаменов. Учителя также подтверждают его востребованность для подготовки к ЕГЭ.

Однако о достаточности собственных сил при подготовке для получения высоких баллов на ЕГЭ говорит только треть учителей (33%), родителей (32%) и нынешних выпускников (32%), а также первокурсников, у которых не было высоких баллов (33%). Тогда как большинство уверено, что без дополнительных занятий с репетитором не обойтись. А вот среди студентов-высокобалльников каждый второй (52%) уверен в продуктивности самостоятельной подготовки.

Использовать шпаргалки или мобильные телефоны при сдаче экзамена и остаться незамеченным, по мнению большинства одиннадцатиклассников, – миф (73% считают это невозможным). Однако многие выпускники 2015 года, обучающиеся сегодня на первых курсах вузов, говорят о реальности подобных действий (48% среди «высокобалльников и 40% среди «середняков»). При этом только около 10% нынешних студентов-первокурсников сообщили о том, что использовали «шпоры», тогда как более 85% заявили, что на выпускных ничего из перечисленного не применяли.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён в октябре-ноябре 2015 г. в 20 субъектах России, не менее чем в 3-х типах населенных пунктов в каждом субъекте. Всего опрошено 2200 человек в различных целевых группах (600 студентов 1-х курса вузов, 400 преподавателей 1-х курсов вузов, 400 выпускников 11-х классов, 400 родителей выпускников, 400 учителей 11-х классов). Метод - личные формализованные интервью. Тип выборки – целевая.

 

Как Вы считаете, полученные Вами баллы на ЕГЭ соответствуют или не соответствуют Вашим реальным знаниям по этим предметам? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто сдавал ЕГЭ (итоговые или пробные))

Как Вы считаете, полученные баллы на пробном ЕГЭ соответствуют или не соответствуют реальным знаниям Вашего ребенка по этим предметам? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе)

Исходя из Вашей практики, полученные баллы на ЕГЭ, как правило, соответствуют или не соответствуют реальным знаниям учеников? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе)

Студенты 1 курса – высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Выпускники 11-х классов

Родители выпускников

Учителя 11-х классов

Скорее соответствуют знаниям

60

35

62

57

80

Скорее ниже реальных знаний

32

52

31

33

14

Скорее выше реальных знаний

3

5

4

2

3

Затрудняюсь ответить

5

8

3

8

3

Исходя из Вашей практики, абитуриенты, получившие высокие баллы за ЕГЭ, как правило, подтверждают или не подтверждают высокий уровень знания по предмету на вступительном экзамене, конкурсе? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных преподавателей вузов)

Практически всегда подтверждают

17

Чаще подтверждают

55

Чаще не подтверждают

8

Практически никогда не подтверждают

1

Затрудняюсь ответить

19

 

Скажите, достаточно ли Вам было школьных знаний для сдачи вступительного экзамена, творческого конкурса, или нет? (закрытый вопрос, один ответ,  % от всех опрошенных в каждой целевой группе)

Студенты 1 курса – высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Школьных знаний было абсолютно достаточно

30

10

Школьных знаний было скорее достаточно

36

48

Школьных знаний было скорее недостаточно

23

34

Школьных знаний было абсолютно недостаточно

7

1

Затрудняюсь ответить

4

7

 

Назовите 1-3 главных критерия, по которым Вы выбрали данный вуз

Назовите 1-3 главных критерия, по которым Вы планируете выбирать учебное учреждение для дальнейшего образования

Назовите 1-3 главных критерия, по которым Ваш ребенок планирует выбирать учебное учреждение для дальнейшего образования

 % от всех опрошенных в каждой целевой группе, закрытый вопрос, не более 3-х ответов

Студенты 1 курса – высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Выпускники 11-х классов

Родители выпускников

Репутация/ престиж учебного заведения

53

47

46

45

Возможность поступления только по результатам ЕГЭ (без дополнительного испытания, творческого конкурса)

17

19

29

34

Наличие конкретной специальности

52

45

44

43

Наличие бюджетных мест

47

22

54

57

Стоимость обучения

16

44

19

17

Востребованность выпускников данного вуза на рынке труда

35

31

40

38

Расположение учебного заведения (город, район)

29

33

14

12

Возможность получения общежития

5

3

7

7

Наличие военной кафедры

3

4

7

6

Другое

4

2

0

0

Затрудняюсь ответить

1

1

2

1

Как Вы считаете, является ли наличие в вузе/ на отдельной специальности вступительных испытаний одним из определяющих факторов при выборке выпускниками будущего места учебы? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных преподавателей вузов)

Определенно да

22

Скорее да

47

Скорее нет

19

Определенно нет

3

Затрудняюсь ответить

9

 

При подготовке к выпускным экзаменам пользовались ли Вы открытым банком заданий? (закрытый вопрос, один ответ)

При подготовке к выпускным экзаменам пользуетесь ли Вы или планируете пользоваться открытым банком заданий? (закрытый вопрос, один ответ)

Студенты 1 курса – высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Выпускники 11-х классов

Да, пользовался/ уже пользуюсь

69

59

52

Да, планирую пользоваться

0

 0

23

Нет

23

33

9

Ничего не знаю об открытом банке заданий

7

8

16

Отказ от ответа

1

0

0

На сегодняшний день как Вы оцениваете полезность открытого банка заданий при подготовке к выпускным экзаменам (ЕГЭ)? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных в каждой целевой группе, знающих об открытом банке заданий) 

 

Студенты 1 курса – высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Выпускники 11-х классов

Учителя 11-х классов

Очень полезный

35

20

54

52

Скорее полезный

56

57

41

47

Скорее бесполезный

7

13

4

1

Совершенно бесполезный

1

4

1

0

Затрудняюсь ответить

1

6

0

0

Как Вы считаете, может ли выпускник в рамках школьной программы самостоятельно подготовиться к сдаче ЕГЭ на высокий балл? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе)

 

Студенты 1 курса – высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Выпускники 11-х классов

Родители выпускников

Учителя 11-х классов

Да

52

33

32

32

33

Нет, только с помощью дополнительных занятий и репетиторства

44

56

64

65

66

Затрудняюсь ответить

4

11

4

3

1

Как Вы считаете, в принципе возможно ли во время сдачи ЕГЭ пользоваться шпаргалками или мобильным телефоном и остаться не замеченным, или нет?  (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе)

 

Студенты 1 курса - высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Выпускники 11-х классов

Родители выпускников

Учителя 11-х классов

Возможно списать или подсмотреть

48

40

22

10

16

Невозможно списать или подсмотреть

43

51

73

80

79

Затрудняюсь ответить

9

9

5

10

5

Вы лично пользовались во время сдачи выпускных экзаменов ЕГЭ мобильным телефоном или  шпаргалкой, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе)

 

Студенты 1 курса - высокобалльники

Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ

Да

11

12

Нет

88

86

Отказ от ответа

1

2

Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!

Тематические разделы: Образование, навыки