22.12.2015
Пресс-выпуск № 3005

Услуги ЖКХ: оценки пользователей 

Основные жалобы россиян связаны с высокой стоимостью тарифов, при этом каждый второй не смог без подсказки вспомнить сумму ежемесячных коммунальных выплат.

МОСКВА, 22 декабря 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного изучению удовлетворенности россиян услугами ЖКХ, и отношению к взносам на капитальный ремонт.

Большинство россиян (72%) считают качество услуг ЖКХ, предоставляемых по месту жительства, вполне приемлемым – удовлетворительным или хорошим. Доля положительных оценок «хорошо» и «отлично» за полгода выросла с 21% до 27%.

Основной проблемой ЖКХ является не столько недостаточное качество услуг (на него жаловались от 23% до 37%), сколько их высокая стоимость (68-71%). При этом половина опрошенных (49%) без подсказки не может назвать сумму своих ежемесячных коммунальных выплат – подобная неосведомленность может указывать на то, что эта статья расходов пока не рассматривается как важная.

Потребители склонны преувеличивать свои расходы на ЖКУ. Так, если доля платежа, физически осуществляемого респондентами составляет, в среднем 12% от ежемесячного дохода семьи, то ощущаемое значение оказывается практически в два раза выше – 21%. Средний размер ежемесячной выплаты за ЖКХ (по данным опроса) по России составляет 4.576 руб.

Объективными факторами, снижающими удовлетворенность россиян качеством ЖКХ, выступают проблемы, связанные с состоянием инфраструктуры и самих домов (на низкое качество жилищных услуг пожаловались 37% опрошенных, на обветшание жилого фонда – 37%). Срочного капремонта требуют дома каждого третьего (32%), каждый четвертый говорит о том, что такой ремонт понадобится в течение ближайших 3-5 лет.

Взносы на капитальный ремонт платят три четверти жителей многоквартирных домов (76%). При этом многие хотели бы как можно быстрее видеть результат: они согласны использовать кредит (43%), чтобы сначала провести капитальный ремонт своего дома, а уже потом выплачивать стоимость проведенного ремонта.

Среди различных инициатив, предложенных для повышения платежной дисциплины, наибольшей поддержкой (62%) пользуется предложение по введению штрафов за «подкручивание счетчиков». Наименьшей (20%) – введение штрафа за просрочку платежа. Структура поддержки указывает, что опрошенные в целом согласны с необходимостью повышения дисциплины, однако, в представлении респондентов, этот процесс должен быть направлен не столько на борьбу с должниками, сколько на борьбу с теми, кто ведет себя не честно, и тем самым, ухудшает положение не только управляющей компании, но и других пользователей ЖКХ.

Кирилл Родин, руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ: «В целом по году ситуация достаточно стабильная с наметившейся тенденцией улучшения оценок. На эти оценки безусловно оказывают сильное влияние и процессы реформирования ЖКХ, предпринимаемые в последнее время. В частности, это касается программы капремонта. Несмотря на общую полемику в СМИ россияне сейчас в целом готовы принять эту идею, но результаты хотят видеть уже в ближайшей перспективе. Затягивание в решении этих вопросов может, конечно, привести к росту социального недовольства. В этой связи одной из возможностей россияне рассматривают вариант с созданием системы кредитования капремонта: сначала ремонт – потом оплата».

Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в мае-декабре 2015 г. Опрошено 9600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Как Вы оцениваете качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по месту Вашего жительства? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Май 2015 г.

Декабрь 2015 г.

Отлично

1

3

Хорошо

20

24

Удовлетворительно

55

45

Плохо

18

18

Очень плохо

4

9

Затрудняюсь ответить

2

1

Я сейчас назову ряд проблем в сфере ЖКХ. Какие из них, с Вашей точки зрения, наиболее актуальны и значимы для Вашего населенного пункта?  (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

 

Август 2015 г.

Декабрь 2015 г.

Высокие тарифы за коммунальные услуги

73

71

Высокие тарифы за жилищные услуги

67

68

Низкое качество жилищных услуг

41

37

Обветшание жилого фонда

36

37

Отсутствие надлежащего контроля со стороны госжилинспекции

25

30

Недоступность жилья

29

29

Низкий уровень благоустройства придомовых территорий

26

27

Отопление не соответствует погоде

29

26

Низкое качество коммунальных услуг

29

23

Плохое качество воды

24

23

Отсутствие парковок

17

23

Отсутствие надлежащего контроля со стороны правоохранительных органов. органов

20

22

Коррупция, взяточничество в отрасли ЖКХ

24

21

Низкие температуры отопления

19

21

Проблема с вывозом мусора

26

19

Недобросовестность управляющих компаний

18

18

Большое количество мигрантов, работающих в ЖКХ

15

15

Перебои в электроснабжении

16

13

Перебои с водоснабжением

14

8

Отсутствие газификации, перебои газоснабжения

10

6

Нет никаких проблем

3

3

Другие

3

6

Затрудняюсь ответить

7

8

Скажите, Вы/Ваша семья сейчас платите или не платите взносы на капитальный ремонт своего дома? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто проживает в многоквартирном доме)

 

Июнь 2015 г.

Декабрь 2015 г.

Да, плачу лично я

50

50

Да, платят члены моей семьи

21

26

Нет, не плачу

21

17

Затрудняюсь ответить

8

7

Если бы у Вас была возможность выбрать способ проведения капитального ремонта в Вашем доме, какой из них Вы бы предпочли? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто проживает в многоквартирном доме, исключая тех, кто не платит взносы за капитальный ремонт по причине того, что не является собственником)

 

Июнь 2015 г.

Сентябрь 2015 г.

Собственники в течение нескольких лет ежемесячно отчисляют взносы на капитальный ремонт, а потом он проводится в объемах, установленных государственным нормативом

37

40

Сначала в доме проводится ремонт в требуемом объеме, а потом собственники в течение нескольких лет отчисляют взносы на его оплату с учетом процентов за кредит, который потребовался на ремонт

46

43

Затрудняюсь ответить

17

17

Сейчас рассматривается ряд инициатив в сфере ЖКХ. Нам интересно ваше отношение к ним. Скажите, Вы скорее одобряете или не одобряете следующие предложения? Введение штрафа в 30 тыс. руб. за «подкручивание счетчиков» (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Август 2015 г.

Декабрь 2015 г.

Безусловно, одобряю

38

36

Скорее одобряю

26

26

Скорее не одобряю

14

12

Совершенно не одобряю

15

21

Затрудняюсь ответить

7

5

  Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!
Тематические разделы: Жилищно-коммунальное хозяйство. Тарифы