16.12.2015
Пресс-выпуск № 3001

Продовольственные контрсанкции России: за и против 

Ответные меры России на санкционную политику Запада поддерживают и считают продуктивными большинство россиян.

МОСКВА, 16 декабря 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каков среди россиян уровень поддержки продуктовых контрсанкций России в отношении ряда стран и как оценивают последствия их введения спустя полтора года.

В поддержку запрета на ввоз продовольствия из стран, применивших санкции против нашей страны, сегодня, как и полтора года назад, высказывается большинство россиян (73% в ноябре 2015 г. и 84% в августе 2014 г.). При этом доля тех, кто не одобряет принятие данного решения, с лета 2014 г. по осень 2015 г. выросла с 9% до 20%.

Около двух третей наших сограждан (63%) считают контрсанкции продуктивной мерой, пошедшей на пользу стране в целом (в августе 2014 г. этой точки зрения придерживались 80%). Негативные оценки сегодня склонны давать 23% опрошенных (против 9% в 2014 г.).

С момента введения запрета на ввоз продукции зарубежного производства подавляющее большинство россиян (87%) не заметило дефицита продовольствия. 66% также уверены, что качество продукции не снизилось. В то же время 64% отмечают увеличение доли отечественных продуктов питания в магазинах. Каждый второй (52%) полагает, что произошел рост российского сельского хозяйства.

За полтора года уровень потребления отечественных продуктов питания россиян, по их собственным словам, вырос. В частности, стали больше покупать российских сыров (если полтора года назад сыры преимущественно российского производства приобретали 75% граждан, занимающихся покупками и ведением хозяйства, то сегодня – уже 84%), рыбы (с 72% до 83%), фруктов (с 63% до 74%) и др.

Сегодня четверо из десяти опрошенных (42%) считают, что отечественные продукты по качеству превосходят импортные аналоги. Напротив, о более высоком качестве зарубежных продовольственных товаров говорят 16%. Треть (32%) полагает, что по данному критерию они равнозначны.

Согласно анализу упоминаемости темы «контрсанкции», проведенному «Медиалогией», в российских СМИ за полтора года было зафиксировано более 180 тыс. сообщений. «Пик» упоминаемости темы приходится на август 2014 года (более 37 тыс. сообщений). СМИ сообщали, что президент Владимир Путин подписал указ о введении секторальных ограничений на импорт агросырья и продовольствия из ЕС, США и других стран, присоединившихся к санкциям против России. Позже Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расширении перечня стран, подпадающих под российские контрсанкции.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 14-15 ноября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 29 600 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: август 2014 – декабрь 2015 года. 

Полтора года назад российские власти запретили ввозить в Россию продукты питания и сельхозпродукцию из стран, которые ввели антироссийские экономические санкции. Вы лично одобряете или не одобряете эти ограничения на ввоз продовольствия в Россию? (закрытый вопрос один ответ, %)

 

Август 2014 г.

Ноябрь 2015 г.

Скорее одобряю

84

73

Скорее не одобряю

9

20

Затрудняюсь ответить

7

7

Как Вы считаете, запрет на ввоз в Россию части зарубежного продовольствия принес России больше пользы или больше вреда? (закрытый вопрос один ответ, %)

 

Август 2014 г.

Ноябрь 2015 г.

Скорее больше пользы

80

63

Скорее больше вреда

9

23

Затрудняюсь ответить

11

14

По Вашему мнению, за последние полтора года в Вашем городе/поселке произошли или не произошли следующие явления? (закрытый вопрос один ответ по каждой строке, %)

 

Произошло

Не произошло

Затрудняюсь ответить

Увеличение доли отечественных продуктов питания в магазинах

64

25

11

Развитие отечественного сельского хозяйства, появление новых отечественных продуктов питания

52

35

13

Снижение качества продуктов питания

26

66

8

Незаконный ввоз запрещенных продуктов питания из других стран

24

41

35

Увеличение доли импортных продуктов питания из Азии, Южной Америки в магазинах

19

56

25

Дефицит продуктов питания

10

87

3

Какие продукты из следующих категорий Вы преимущественно покупали ПОЛТОРА ГОДА НАЗАД – отечественные или импортные? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто покупает продукты питания и ведет домашнее хозяйство)

 

Рыба

Фрукты

Макароны

Сыры

Колбасы, мясо-
продукты

Молоко и молочные продукты

Орехи

Цветы

Шоколад

Лекарства

Преиму-щественно отечественные

72

63

82

75

86

92

58

48

74

51

Преиму-щественно импортные

15

28

11

17

5

3

16

21

15

33

Затрудняюсь ответить

13

9

7

8

9

5

26

31

11

16

Какие продукты из следующих категорий Вы преимущественно покупаете В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ – отечественные или импортные? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто покупает продукты питания и ведет домашнее хозяйство)

 

Рыба

Фрукты

Макароны

Сыры

Колбасы, мясо-
продукты

Молоко и молочные продукты

Орехи

Цветы

Шоколад

Лекарства

Преиму-щественно отечественные

83

74

88

84

90

96

61

51

79

55

Преиму-щественно импортные

5

18

6

8

2

1

12

15

11

27

Затрудняюсь ответить

12

8

6

8

8

3

27

34

10

18

Как Вы думаете, аналогичные отечественные продукты питания по сравнению с импортными чаще всего более высокого качества, такого же качества или более низкого качества? (закрытый вопрос один ответ, %)

 

Все опрошенные, Ноябрь 2015 г.

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Отечественные более высокого качества, чем импортные

42

23

34

43

45

54

Отечественные более низкого качества, чем импортные

16

32

18

11

15

10

Отечественные точно такого же качества, как импортные

32

39

40

34

30

23

Затрудняюсь ответить

10

6

9

12

10

13

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».

Тематические разделы: Питание, диета; Потребительское поведение; ; США. Другие американские страны