11.12.2015
Пресс-выпуск №2997

Мы есть то, что мы едим? 

Правильное питание – один из трех факторов, наиболее влияющих на здоровье человека, полагают россияне. Влияние рекламы на собственный профиль питания респонденты признавать не склонны.

МОСКВА, 14 декабря 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие продукты входят в ежедневный рацион россиян, в потреблении каких товаров наши сограждане считают необходимым себя ограничивать. Изучают ли упаковку продуктов и какое влияние оказывает на их потребление реклама.

Основой рациона более трех четвертей россиян, по их собственному признанию, являются крупы (85%), хлебобулочные изделия (85%), подсолнечное и сливочное масло (79%). Большинство опрошенных также регулярно употребляют макаронные изделия (76%), овощи и фрукты (73%), мясо (71%) и др. Напротив, дополнительными продуктами питания большинство чаще всего называет консервированные фрукты (70%), рыбную продукцию и морепродукты (66%), пакетированные соки (65%), полуфабрикаты, сладкие газированные напитки, консервированные овощи (по 63%), кондитерские изделия (60%) и др.

К продуктам, в употреблении которых следует себя ограничивать, респонденты относят прежде всего фаст-фуд (85%), соленые снэки (85%), сладкие газированные напитки (84%), а также полуфабрикаты (78%). Около двух третей также осознают, что необходимо умерять свой аппетит при распитии пакетированных соков (70%) и лакомстве кондитерскими изделиями (66%).

При этом многие следуют данным советам и на практике. К примеру, каждый второй (по 49%) ест чипсы, сухарики и соленые орешки, а также пьет газировку не чаще одного-двух раз в неделю (в том числе около 35% только несколько раз в месяц). Своих детей в употреблении данных категорий продуктов ограничивают более двух третей опрошенных: 73% следят за потреблением ребенком соленых снэков, 71% - сладких газированных напитков.

Упаковку продуктов питания с той или иной периодичностью изучают 63% опрошенных, в том числе 31% - регулярно и 32% - от случая к случаю. Женщины в этом вопросе более скрупулезны, чем мужчины (69% против 54%). К продуктам, чей состав, свойства и пр. изучают чаще, относятся молоко и молочные продукты (57%), мясные (56%) и кондитерские (50%) изделия, рыбная продукцию и морепродукты (51%).

При этом реклама продуктов мало влияет на рацион питания граждан: так, по словам подавляющего большинства опрошенных (83%), при ее отсутствии их ежедневное меню не изменится. Обратного мнения придерживаются 16% опрошенных.

В целом, главным фактором, влияющим на состояние здоровья, 37% опрошенных называют психоэмоциональную нагрузку. Остальные считают, что хорошее самочувствие зависит в первую очередь от физической активности (18% в среднем по выборке, а среди молодежи эта доля достигает 26%), сбалансированного питания (19%), или экологической обстановки (18%).

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30 октября-1 ноября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Как Вы считаете, что из перечисленного сильнее всего влияет на здоровье человека?
(закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Психоэмоциональная нагрузка

37

38

39

35

38

35

Сбалансированное питание

19

13

19

25

19

15

Физическая активность

18

26

19

17

15

19

Экологическая обстановка

18

19

17

16

18

20

Другое

5

3

4

5

6

7

Затрудняюсь ответить

3

3

4

2

3

4

Скажите, какие из нижеперечисленных продуктов составляют основу Вашего рациона питания, а какие являются дополнительными? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

 

Являются основой рациона

Являются дополнительными

Затрудняюсь ответить/Не употребляю

Крупы

85

15

1

Хлеб и хлебобулочные изделия

84

14

1

Масло (подсолнечное и сливочное)

79

20

1

Макаронные изделия

76

22

2

Овощи и фрукты свежие

73

26

1

Мясо

71

27

2

Молоко, молочные продукты

71

26

3

Чай, кофе с сахаром

60

38

2

Рыба (свежая и замороженная)

47

49

4

Мясные изделия, полуфабрикаты, колбасы

41

52

6

Кондитерские изделия

35

60

5

Овощи консервированные

28

63

8

Рыбная продукция и морепродукты

26

66

8

Продукты быстрого приготовления (полуфабрикаты)

17

63

20

Фрукты консервированные

13

70

17

Пакетированные соки

10

65

25

Сладкие газированные напитки

8

63

29

Соленые снэки (чипсы, сухарики, орешки)

5

62

33

Фаст-фуд (кафе и рестораны быстрого питания)

4

58

38

Как Вы считаете, следующие продукты относятся к продуктам, которые человеку следует употреблять в ограниченном количестве, или не относятся? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

 

Скорее относятся

Скорее не относятся

Затрудняюсь ответить

Фаст-фуд (кафе и рестораны быстрого питания)

85

9

6

Соленые снэки (чипсы, сухарики, орешки)

85

10

5

Сладкие газированные напитки

84

12

4

Продукты быстрого приготовления (полуфабрикаты)

78

17

5

Пакетированные соки

70

24

5

Кондитерские изделия

66

31

3

Мясные изделия, полуфабрикаты, колбасы

60

38

3

Чай, кофе с сахаром

52

46

3

Фрукты консервированные

48

47

5

Овощи консервированные

47

49

4

Хлеб и хлебобулочные изделия

38

60

2

Макаронные изделия

32

66

2

Мясо

30

68

2

Масло (подсолнечное и сливочное)

30

67

2

Рыбная продукция и морепродукты

20

75

5

Крупы

15

83

2

Молоко, молочные продукты

13

84

3

Рыба (свежая и замороженная)

11

86

2

Овощи и фрукты свежие

9

90

1

При покупке продуктов питания Вы изучаете упаковку (например, состав продукта, пищевая ценность, процент от нормы суточного потребления, наличие телефона горячей линии)? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

Регулярно изучаю

31

26

35

Изучаю от случая к случаю

32

28

34

Практически никогда не изучаю

37

46

31

Затрудняюсь ответить

0

0

0

         

Как Вы считаете, при отсутствии рекламы тех или иных продуктов изменится или не изменится Ваш рацион питания? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Изменится

7

8

7

8

7

7

Скорее изменится

9

15

10

9

8

5

Скорее не изменится

18

19

18

21

19

13

Не изменится

65

57

64

60

66

74

Затрудняюсь ответить

1

1

1

2

1

2

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Питание, диета