12.11.2015
Пресс-выпуск №2974

День социолога, или зачем нужны опросы?

Уровень востребованности социологических опросов за последние два года резко вырос - с 69 до 84%.

МОСКВА, 13 ноября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, доверяют ли россияне опросам общественного мнения, считают ли их необходимыми и как объясняют расхождения данных предвыборных замеров и итогов голосования.

Потребность в проведении опросов общественного мнения  сегодня ощущается значительно сильнее, чем два года назад (об их необходимости в 2015 г. сказали 84% россиян, в 2013 г. – 69%), что скорее ближе к уровню десятилетней давности (85% в 2005 г.). Те, кто разделяют данную точку зрения, видят пользу от соцопросов в первую очередь в том, что они позволяют отдельным гражданам узнать мнение населения в целом по определенным вопросам (37%), информируют власть о проблемах народа (34%). Те, кто считает, что в соцопросах нет никакой нужды (12% респондентов), в свою очередь указывают на их бесполезность и неспособность повлиять на ситуацию в стране (однако за два года эта доля существенно сократилась – с 61% до 37%) или же считают их простой формальностью (28%).

Уровень доверия населения к соцопросам высок: 71% россиян считают, что данные социологических опросов отражают действительное мнение граждан (для сравнения, в 2013 г. эта доля составляла 66%, в 2005 г. – 76%). Обратного мнения придерживаются 23% опрошенных (среди сторонников непарламентских партий – 35%, среди электората ЛДПР – 33%).

Расхождение данных предвыборных исследований и фактических результатов голосования наши сограждане склонны объяснять прежде всего нечестностью респондентов (36%), участвующих в опросе или же фальсификацией итогов голосования (36%). Самих же социологов, проводящих опросы, в «подтасовках» подозревают заметно реже (19%). Еще 17% полагают, что собранные в ходе исследования данные могут быть неверны из-за применения неточных методов.

По оценке гендиректора ВЦИОМ Валерия Фёдорова, «рост доверия общества к тем данным, которые мы получаем и обнародуем, связан прежде всего с изменениями в самом обществе. Ведь социологи за это время не придумали каких-то совершенно новых методов изучения общественного мнения, не поменяли большинство формулировок вопросов. Просто плюрализма в России стало меньше, общество консолидировалось вокруг лидера и его курса. Ситуация новой холодной войны, местами переходящей уже в горячую, задает сегодня доминанты восприятия. И то, что наши опросы адекватно показывают эту картину, нравится людям. Они верят в данные соцопросов, потому что те стали созвучны их собственным мнениям».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 7-8 ноября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Учитывая востребованность профессии социолога в России, ВЦИОМ объявляет о начале ежегодного VIII конкурса студенческих исследовательских работ. Тема конкурса «Россия для себя и для мира: стратегия выживания или стратегия роста» ориентирована на анализ самых актуальных, острых, неоднозначных процессов, которыми живет современное общество. Для выполнения работ ВЦИОМ предлагает участникам конкурса собственную обширную эмпирическую базу - данные общероссийских опросов с 1992 г. по сегодняшний день.

Все условия и подробности конкурса – на сайте konkurs.wciom.ru. 

Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различны темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2005 г.

2008 г.

2012 г.

2013 г.

2015 г.

Безусловно, нужны

38

24

27

23

44

Скорее нужны

47

52

44

46

40

Скорее не нужны

7

8

11

10

8

Безусловно, не нужны

1

2

3

2

4

Затруднились ответить

8

15

16

19

4

Почему Вы так считаете? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто считает, что опросы  НУЖНЫ)

 

2012 г.

2013 г.

2015 г.

Необходимо знать общественное мнение, о чем думает народ

42

49

37

Власть должна знать мнение людей для решения их проблем

40

30

34

Возможность высказаться для людей

9

Важны для статистики

3

5

3

Они вызывают интерес

5

2

1

Другое

0

1

2

Затрудняюсь ответить

11

14

17

Почему Вы так считаете? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто считает, что опросы  НЕ НУЖНЫ)

 

2012 г.

2013 г.

2015 г.

Они бесполезны и не влияют на ситуацию в стране

38

61

37

Это пустая формальность, ведь их результаты нужны только для отчетности

19

15

28

Не доверяю их результатам

19

9

9

Не все честно отвечают на вопросы

8

7

4

Методика проведения опросов не позволяет отразить мнение всего населения

11

2

4

Другое

1

2

1

Затрудняюсь ответить

5

6

19

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2015 г.

Безусловно, отражают

25

14

18

18

16

15

29

Скорее отражают

51

55

49

50

51

51

42

Скорее не отражают

12

13

16

17

21

15

16

Безусловно, не отражают

2

2

3

3

4

4

7

Затрудняюсь ответить

10

17

14

12

8

15

6

Не всегда результаты предвыборных социологических опросов совпадают с результатами выборов. На ваш взгляд, почему? (закрытый вопрос, не более 4-х ответов ответов)

 

Все опрошенные

Люди, которых опрашивают социологи, отвечают нечестно. Говорят одно, а на выборах голосуют по-другому

36

Результаты выборов фальсифицированы и не соответствуют общественному мнению

36

Социологи фальсифицируют данные, приписывая высокий результат тем кандидатам, которые им заплатили

19

Социологи используют неточные методы исследования, которые не позволяют качественно прогнозировать результаты выборов

17

Затрудняюсь ответить

16

  Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!

Тематические разделы: Социальные настроения, социальное самочувствие; Мораль. Взаимоотношения между людьми