11.11.2015
Пресс-выпуск №2972

Авикатастрофа над Египтом: причины и следствия 

Версия теракта пользуется поддержкой относительного большинства опрошенных.

МОСКВА, 12 ноября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каковы первые впечатления россиян от катастрофы российского самолета в Египте.

Катастрофа российского самолета в Египте (лайнер «Когалымавиа» А321 потерпел крушение 31 октября с.г.) вызвала широкий резонанс в российском обществе: на момент проведения опроса о произошедшем было известно 97% респондентов.

На вопрос о вероятных причинах катастрофы россияне, слышавшие о крушении, отвечают неоднозначно: 43% опрошенных склоняются к версии о теракте, а 35% полагают, что трагедия произошла в связи с технической неисправностью самолета. Респонденты старшего возраста (52%), а также москвичи и петербуржцы (55%) чаще говорят о теракте, тогда как молодежь, напротив, скорее склонна объяснять авиакрушение техническими неисправностями (46%).  Вариант «ошибка пилотов» выбрали лишь 3% ответов.

Мнения о возможных последствиях для России трагедии над Синаем также разделились: если 47% опрошенных думают, что в жизни страны в целом ничего не изменится, то 41% ожидают определенных последствий, в том числе 25% - «очень серьезных». Те, кто прогнозируют перемены, в первую очередь говорят об усилении проверок и контроля авиакомпаний и аэропортов (15%). Однако чаще отмечают негативные последствия: запрет полетов (прежде всего в Египет) – 9%, ухудшение отношений с другими странами (6%), отток туристов и проблемы туротрасли (5%) и т.д. 7% опасаются терактов.

При этом от российских властей в связи с произошедшим подавляющее большинство наших сограждан ждет определенных действий. Более половины (57%) считают, что властям следует повысить безопасность авиаперелетов, около трети (32%) – усилить меры по борьбе с терроризмом. Еще 28% выступают за приостановку полетов российских самолетов над территориями, где проходят военные действия. Отказ от участия России в войне в Сирии выбирают только 9%. И лишь 2% считают верным ничего не предпринимать. Вопрос предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа.

Алексей Фирсов, директор по коммуникациям ВЦИОМ: «Опрос ВЦИОМ проводился в первые дни после катастрофы, когда версия теракта еще не стала доминировать в информационном поле, но уже тогда респонденты чаще были настроены выдвинуть ее на первое место. Можно уверенно прогнозировать рост этой доли в последние дни; в целом общество, имеющее в своей исторической памяти опыт терроризма, склонно на уровне первой реакции связывать подобные катастрофы с этим фактором.

Следует также иметь ввиду, что падение лайнера стало одной из первых крупных катастроф в период развитых сетевых коммуникаций. Интерпретации подобных событий уже не будут идти только с опорой на федеральные СМИ, но в значительной степени ориентироваться на стереотипы, «экспертизы», популярные блоги социальных сетей. Этот фактор будет усиливать эмоциональные реакции людей, степень их личного сопереживания».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7-8 ноября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Вы лично знаете, слышали или сейчас впервые слышите о катастрофе российского самолета «Airbus (Эйрбас)» в Египте на прошлой неделе?  (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

Хорошо знаю об этой катастрофе

67

63

70

Что-то слышал, но подробностей не знаю

30

35

27

Впервые слышу об этой катастрофе

3

2

3

Затрудняюсь ответить

0

0

0

По Вашему мнению, что вероятнее всего послужило причиной катастрофы «Airbus (Эйрбас)» в Египте на прошлой неделе? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто слышал о катастрофе)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Террористический акт

43

34

40

37

47

52

Неисправность самолета

35

46

43

38

32

24

Ошибка пилотов

3

6

3

1

3

1

Другое

3

2

3

4

4

2

Затрудняюсь ответить

16

13

11

19

14

21

Как Вы считаете, к каким последствиям для России приведет катастрофа «Airbus (Эйрбас)» в Египте? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто слышал о катастрофе)

 

Все опрошен-
ные

Сторон-
ники «Справедли-
вой России»

Сторон-
ники ЛДПР

Сторон-
ники КПРФ

Сторон-
ники «Единой России»

Сторон-
ники непарла-
ментских партий

Не стали бы участвовать в выборах

Очень серьезным

25

28

28

26

26

28

19

Весьма слабым

16

15

16

14

18

29

12

Ничего не изменится

47

48

49

47

45

32

53

Затрудняюсь ответить

12

10

7

13

11

11

15

В чем, на Ваш взгляд, будут заключаться эти последствия для нашей страны? (открытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто слышал о катастрофе и считает, что она приведет к определенным последствиям для России, представлены ответы, названные не менее чем 1% респондентов)

 

Все опрошенные

Проверки, контроль авиакомпаний, аэропортов

15

Закроют полеты/границы

9

Теракты

7

Изменятся отношения с другими странами

6

Боязнь летать на самолетах усилится

5

Отказы авиапассажиров от полетов

5

Отток туристов, пострадает туриндустрия

5

Финансовые трудности

4

Увеличится турпоток на российских курортах

3

Война

2

Гибель соотечественников

3

Строительство новых самолетов

2

Недоверие

1

Санкции

1

Негативный настрой людей

1

Продолжение войны в Сирии

1

Падение уровня жизни

1

Компенсация

1

Не будет ничего хорошего

1

Другое

6

Затрудняюсь ответить

30

Как, по Вашему мнению, следует действовать России в связи с крушением самолета в Египте? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, % от тех, кто слышал о катастрофе)

 

Все опрошенные

Повысить безопасность авиаперелетов

57

Усилить борьбу с терроризмом

32

Приостановить полеты российских самолетов над территориями, где проходят военные действия

28

Отказаться от участия России в сирийском конфликте

9

Ничего не стоит предпринимать

2

Другое

5

Затрудняюсь ответить

5

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.
Тематические разделы: