08.10.2015
Пресс-выпуск №2947

Рост цен на товары повседневного спроса: оценки россиян

По оценкам россиян, в целом темп роста цен по основным категориям товаров сегодня существенно ниже, чем в начале года, а по ряду наименований вернулся на уровень сентября 2014 года.

МОСКВА, 8 октября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг.

Наиболее ощутимым (среди прочих категорий) сегодня является подорожание коммунальных платежей. Так, среди граждан, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, увеличение суммы оплаты за «коммуналку» в последние месяцы заметили 82% (почти каждый второй – 47% - отмечает значительный рост) - индекс роста цен* по данной категории услуг составляет 64 п. (выше, чем в январе с.г. – 58 п. и сентябре 2014 г. – 56 п.). 

Из продуктов в первую очередь говорят о росте ценников на мясо (79%) – соответствующий показатель равен 60 п. (против 77 п. в январе с.г. и 69 п. в сентябре 2014 г.). Около трех четвертей респондентов, занимающихся ведением хозяйства, наблюдают подорожание сахара - 73% (в том числе 40% считают, что цены «значительно выросли») и молочных продуктов 72% (о значительном росте сказали 30%) - показатели восприятия инфляции по данным товарам – 56 п. и 50 п., соответственно.

Большинство опрошенных, совершающих покупки, также сообщают, что повысились ценники на крупы и макароны (64%) – индекс 44 п. (в сентябре данный вариант ответа не предлагался), хлебобулочные изделия (65%) – индекс 43 п. (в сентябре 2014 г. – 38 п.), овощи и фрукты (65%) – индекс 43 п. (в сентябре 2014 г. – 45 п.). Не дешевеет и бензин – соответствующий индекс роста цен, согласно последним данным, составил 53 п.: более двух третей опрошенных (67%) отмечают повышение платы за «горючее». Менее всего, по словам респондентов, инфляции подвержены «проездные» - индекс роста цен на проезд в общественном транспорте – 28 п.:  подорожание билетов в последние месяцы заметил 41%.

Согласно анализу, проведенному компанией «Медиалогия», тема «рост цен» в 2015 году упоминалась в российских СМИ 361 633 раза. «Пик» упоминаемости приходится на январь (55 238 сообщений) и февраль (63 503 сообщения). СМИ сообщали о случаях резкого повышения цен на продукты в регионах России. В январе премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение принять необходимые меры для исключения необоснованного роста цен на продовольственном рынке.

Комментируя результаты исследования, Юлия Баскакова, руководитель исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ, отметила: «Несмотря на замедление темпов роста цен, товары и продукты продолжают дорожать. Более заметен рост цен в столице, но и уровень жизни здесь выше. Более важно, что рост цен замечают, в первую очередь, малообеспеченные группы населения – те, кто уже не может переходить на более дешевые продукты питания и товары. Для них заметны даже небольшие на первый взгляд изменения – просто потому, что на счету каждый рубль.  Проблема в том, что это очень широкий слой россиян – треть опрошенных, кому хватает денег только на еду и кто с трудом сводит концы с концами».

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 сентября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 800 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – сентябрь 2015. 

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?
(закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто покупает продукты самостоятельно)

 

 

Цены значительно снизились

Цены снизились, но незначительно

Цены не изменились

Цены выросли, но незначительно

Цены значительно выросли

Затрудняюсь ответить

Индекс*

Комму-нальные платежи

09.15

0

1

12

35

47

5

64

01.15

1

2

17

30

45

5

58

09.14

1

1

17

39

38

5

56

Мясо и мясопро-
дукты

09.15

0

1

13

35

44

7

60

01.15

1

2

4

21

68

5

77

09.14

1

1

11

30

55

4

69

Сахар**

09.15

0

2

15

33

40

10

56

01.15

1

1

3

21

69

5

78

09.14

-

-

-

-

-

-

-

Бензин

09.15

0

1

5

26

41

27

53

01.15

1

4

10

27

34

24

45

09.14

1

1

9

26

34

29

46

Молочные продукты

09.15

0

1

20

42

30

7

50

01.15

1

1

5

35

52

5

68

09.14

1

1

18

43

34

3

54

Крупы, мака-
роны**

09.15

0

1

24

37

27

11

44

01.15

1

0

5

30

57

6

71

09.14

-

-

-

-

-

-

-

Овощи и фрукты

09.15

1

7

18

34

31

9

43

01.15

1

1

3

21

70

5

79

09.14

1

5

20

39

29

5

45

Хлебобу-лочные изделия

09.15

0

1

29

43

22

5

43

01.15

1

1

9

44

41

3

62

09.14

1

1

36

42

18

2

38

Стоимость проезда в общест-венном транс-порте**

09.15

0

0

41

24

17

18

28

01.15

1

1

24

30

30

14

44

09.14

-

-

-

-

-

-

-

** в сентябре 2014 г. эти варианты не предлагались

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».
Тематические разделы: Инфляция. Цены